РУБРИКА "ПЕРСОНА"Отравленный театром
Монолог режиссера
Внимание к фигуре главного режиссера Башкирского академического театра вполне естественно и обоснованно. Недавно им стал выпускник РАТИ Айрат Абушахманов. Мы побеседовали. Результаты этой беседы и хотелось бы предложить нашим читателям.
- Легко ли было тебе, сыну известного актера, поступить учиться на актера?
- Я сказал отцу после десятого класса: "Хочу поступать на актерский". - Там же Исрафилов набирает! - вскинул брови отец. Недавно он ушел из театра - они не поладили. Он был разочарован, но спорить со мной не стал. Многие мне тогда говорили, что меня не возьмут. Но Исрафилов приехал только на третий тур, на собеседование, и спросил только одно: как буду жить, ведь актеры - народ бедный. - Женюсь на богатой, - ляпнул я. Как бы то ни было, меня взяли.
- Желание стать актером… Приходит ли оно после окончания средней школы или все же зарождается куда раньше?
- Неосознанное желание стать актером было у меня с детства. Я вырос в театре, я им отравлен. Здесь своя жизнь, независимая от общего течения жизни. Здесь царствуют сильные эмоции, здесь взаимоотношения, как в семье - каждый актер относится к тебе как к своему ребенку, и потому для нас, детей актеров, стать актерами - естественно, и даже можно сказать запрограммировано. Мы ведь не знаем никакой другой жизни.
- Что главное для человека, которому посчастливилось родиться в актерской семье?
- Актеры - очень публичные люди, на них концентрируется внимание публики. О них пишут в газетах и журналах, они в кино и на экранах телевизоров, невольно они становятся кумирами не только публики, но и собственных детей. Хочется им подражать, быть такими, как они. Только очень мудрые дети могут перебороть в себе это чувство и не пойти в актеры, в театр.
- Как ты себя чувствовал на сцене? Пришлось ли завоевывать ее?
- Впервые меня вытолкнули на сцену родители. В ТЮЗе был спектакль "Доходное место", и там по режиссерской задумке в конце выходил юнец и хлопал глазами. Это и был я. Я не любил выходить, потому что это была территория родителей, и потому я был неестественен, очень волновался и стоял на сцене, как столб. Когда началась юношеская борьба за лидерство, сцена стала мне ближе. Играл легко. Я делал на ней то, что хотел. Мне нравилось, что на меня смотрят, а я что-то делаю. Мне стало хорошо и уютно. И это ощущение мне хотелось продлить насколько возможно.
- Некоторые остаются актерами всю жизнь. Что подтолкнуло тебя уйти в режиссеры?
- Мне нравилось не только играть самому, но и этюды ставить. Доставал всех в институте. Уже в театре меня после драмы "Израненная судьба" начали сравнивать с отцом, хвалили. И я понял, что рубеж достигнут, и мне стало неинтересно работать дальше как актеру. В такие моменты многие актерские дети бросают актерство, потому что подсознательно они доказали, что могут быть не хуже родителей. И я решил, что все доказал, а теперь могу просто жить. Это подсознание, от этого никуда не денешься. Ребенок в деревне у простых родителей живет без комплексов, а дети, родители которых, как боги, обязательно будут с комплексами. А когда они себе докажут, что могут так же, механизм творчества перестает работать.
- Изменился ли твой взгляд на жизнь после того, как ты начал осваивать новую профессию?
- В Москве, куда я поехал учиться на режиссера, после первого урока я долго не мог разговаривать ни о чем. Наш педагог Долгачев перевернул мое созание. Первая его реплика была: "Почему играете как в филармонии?". А это же наша традиция! А театр все-таки глубже. Так он начал прививать нам вкус.
- Трудно ли было "менять кожу"?
- Кто из нас больше играл, им было труднее. Они были заштампованнее.
- Все мы живем мифами. С какими мифами о режиссуре ты расстался после того, как сам занялся этим делом?
- Мне казалось, что режиссер - это тот, кто придумывает что-то. Мы брали плохую (как нам казалось) пьесу и делали с ней, что хотели. А нас теперь приучали войти в мир драматурга, отнестись к нему с уважением, учили, что драматургия - основа спектакля.
- Часто критики ругают актеров, но хвалят режиссера. Можно ли их отделить друг от друга в спектакле?
- Не бывает, что актер плохой. Это режиссер плохой. Получаешь удовлетворение от актерской работы, когда он твой единомышленник.
- Ты поставил спектакль по повести Мустая Карима "Долгое - долгое детство". Почему ты выбрал ее?
- Эта пьеса сама меня выбрала. Когда ставил спектакль, отталкивался от мировоззрения Мустафы Сафича. Двадцать лет назад по этой повести уже был спектакль "И судьба не судьба" с Олегом Хановым. Я пришел к мысли, что это о людях, которые в душе не забыли детство. Автор нам говорит, что лучшие проявления людей, когда они счастливы, похожи на детские. Детство внутри - самое ценное в человеке. Так что спектакль я ставил об этом, и потому его жанр - мечта.
Журнал "Уфа" // Айдар Хусаинов |