ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

«Биатлон» ожидает сильнейших
Уфа живет ожиданием мирового спортивного форума - Открытого чемпионата Европы по ...

К соседям на юбилей
17 января Президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов и мэр Уфы Павел Качка...

Учеба единороссов
В Уфе состоялся первый в этом году учебный семинар Башкортостанского регионально...

Учитель года. Кто он?
28 января во Дворце детского творчества имени Комарова торжественно открылся горо...

Символу дали имя Уффи
Символом предстоящего чемпионата Европы по биатлону утвержден волчонок с добрым ...

Все достижения - на выставке
10-12 февраля во Дворце культуры «Нефтяник» пройдет VII Специализированная выставка ...

Городок ледяной…
Подведены итоги новогоднего фестиваля «Вьюговей-2009».
В конкурсе «Ледовые узоры...


Обсудят важные проблемы
На базе УГНТУ с 17 по 20 февраля пройдет Международная научно-практическая конферен...

От Петра Великого
Директор ФГУ «Центр стандартизации, метрологии и сертификации Республики Башкор...

Имени композитора Ахметова
23 января состоялся концерт-презентация Башкирской государственной филармонии (Б...

«Моторостроителю» - 40
Дворец культуры «Моторостроитель» ОАО «Уфимское моторостроительное производств...

И вновь - победа!
Команда «Башкортостан» из уфимского спортивного клуба имени Г.Кадырова одержала ...

Медали на «Вертикали»
В Санкт-Петербурге завершились открывшие спортивный сезон 2009 года всероссийские ...




     №2 (87)
     февраль 2009 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "РОДОСЛОВНАЯ УФЫ"

Жизнь в прямом эфире


Запись от 18 августа 1943 года: «…Надежда - какая это великая сила! Человеком движут надежда и вера в то, что завтра будет лучше, чем вчера. Человек живет потому, что надеется и верит. Грустно на душе. Так хотелось бы увидеть Мамдуду, Альдочку. Пока у тебя есть дом, семья, счастья этого не ощущаешь. Только на расстоянии счастье приобретает свои реальные очертания, начинаешь по-настоящему понимать, что это такое».
С возвращением отца Альда, маленькая, смуглая, темноглазая девочка, боявшаяся темноты, впервые в жизни почувствовала себя защищенной. Во время войны Мамдуда работала в Совнаркоме - ее служба была сопряжена с частыми поездками по республике. Альда оставалась с бабушкой Халимой, но этого было, вероятно, недостаточно для ощущения полной безопасности. Теперь, просыпаясь по ночам, она тут же успокаивалась. Отец сидел спиной к ее кроватке за письменным столом и что-то писал при свете зеленой лампы. Днем он работал в книжном издательстве, а ночи посвящал литературному труду. Альде казалось, что он никогда не спит. Наверное, временами так оно и было. Акрам Вали наверстывал упущенное, он наконец вновь дорвался до любимого ремесла, а эти его ночные бдения избавили Альду от детских страхов: на душе становилось покойно и уютно. Отец стал стражем ее сна, зеленая лампа - символом домашнего очага и творческого горения.
Несколько лет назад в Италии в каком-то супермаркете она наткнулась на настольную лампу, очень похожую на ту, из ее детства. Красивый плафон из зеленого стекла всколыхнул воспоминания. Не удержалась - купила, и показалось, что эта вещь из детства как-то утешила ее. Будто бы отец погладил по голове, давая понять, что он рядом, никуда не делся. Это было в год трагической гибели зятя, мужа дочери Светланы, Массимо Дельбоно. Лампу повезла в Уфу, но в дороге плафон раскололся. Через год купила там же точно такую. И она стоит дома, греет душу.
Детство Альды прошло на улице Фрунзе, 67. До революции двухэтажный кирпичный дом принадлежал члену Магометанского Духовного Собрания Гениатулле Капкаеву. По сей день в нем находится продуктовый магазин, в котором во время войны отпускали хлеб по карточкам, а позже выдавали муку по талонам. В день завоза муки детям разрешалось не ходить в школу. Летом детвора с утра пропадала на Белой. Самыми сказочными были те жаркие дни и вечера, когда можно было пойти искупаться в реке в веселой компании дворовых друзей и их родителей. Жили тесно, бедно, но дружно. Иногда ее отправляли погостить в Нурлино к родственникам Мамдуды. К концу лета щедро обласканная солнцем и без того смуглая Альда превращалась в очаровательную негритяночку.
Зимой опять же всем двором ходили на каток в «Динамо». Колдовство тех уфимских синих вечеров, наполненных музыкой, скрипом коньков по льду и запахом свежего снега, смог уловить и передать на своих полотнах лишь один художник - Борис Домашников.
Стоило от стадиона подняться выше по Фрунзе, как становились видны деревянные домики, утопавшие в высоченных сугробах. Тогда еще и в помине не было ни памятника Салавату, ни здания Телецентра с его 192-метровой башней. Ходить в ту сторону было жутковато - дальше до крутого обрыва шло мусульманское кладбище…
Конечно, Альда предположить не могла, что очень скоро здесь все изменится, и тихая окраина превратится в один из оживленных и престижных районов города, а для нее этот уголок станет самым желанным местом на всей Земле. На этой возвышенности ее ждала судьба.
Альде было восемнадцать, когда умерла мама. Тогда они уже жили на «Котельнической набережной», так по аналогии с московской высоткой, заселенной в свое время деятелями искусства и культуры, называли в Уфе дом по улице Октябрьской революции, 9. Альда, окончившая 3-ю школу с золотой медалью, поступила на факультет журналистики Уральского университета. К выбору профессии она пришла осознанно и самостоятельно, а не потому, что «папа - писатель». К тому времени Акрам Вали был хорошо известен читателям. С 1946-го по 1957-й в «Башкнигоиздате» увидели свет девять его книг, это были сборники стихов, рассказов и повестей, а также роман «Первые шаги».
У Альды не было друга лучше, чем отец. С ней он никогда не хмурился, не мрачнел, смотрел всепонимающими, любящими глазами (взгляд у него был всегда проникновенным). Одни его письма в Свердловск чего стоили!
«Надо быть смелой, активной, инициативной. Этого требует твоя будущая профессия.
Журналист должен быть смелым. Инертный журналист мало чего добьется, даже имея незаурядный талант.
Нужно уже сейчас пробовать перо, писать маленькие зарисовки. И надо стараться писать по-своему. Не так, как пишут другие. Надо стараться выработать свой стиль, свой почерк, иметь собственный подход к вещам, свое собственное отношение к жизни, к людям… Ни один журналист, ни один литератор не появился на свет вдруг, в готовом виде… Все в мире растет и совершенствуется в процессе труда и учебы. Я бы советовал тебе писать дневник. Но описывать события не беспристрастно, а именно со своим собственным отношением…» Письма подписывал всегда одинаково - «папа Акрам».
Откуда столько мудрости, именно писательской, в крестьянском сыне из деревни Аблаево Чекмагушевского района? Альда Акрамовна и сегодня задается вопросом: что стало бы с таким богатейшим человеческим материалом, если бы не революция, возможность учиться, окончить институт? Ведь не всегда все зависит от самого человека.
Конечно, гены сыграли свою роль. В родном селе Акрама Вали помнят, что первым в Аблаево, подавая пример односельчанам, разбил сад и стал разводить пчел дед Альды - Мухаррам.
Команда молодости
В 1956 году Совет Министров БАССР принял постановление о строительстве в Уфе телецентра. Директором строящегося объекта был назначен тогдашний руководитель радиотрансляционной сети Эммануил Соломонович Штейнберг. Возводил здание трест №3 во главе с Леонидом Львовичем Балабаном.
Но мало кто знает о том, что уже в 1954 году в Уфе велись телевизионные передачи. В гостинице «Башкирия» существовал любительский центр, организованный членами клуба радиолюбителей. Одним из них был Константин Александрович Кравец, впоследствии ставший главным телеоператором Башкирского телевидения. «У нас была сильная группа техников и инженеров. Мы показывали фильмы, документальные и художественные, - рассказывал Константин Александрович. - Возникали и трудности. И тогда нас выручал киномеханик Зеленого зала кинотеатра «Родина» Вася Корчнев. Как только там проходили первые части нужного нам фильма, через «связного» он передавал их нам. А в это время в «Родине» шли последующие части. Конечно, воровать нехорошо, но нам так хотелось порадовать наших телезрителей. Тем более, что их становилось все больше и больше. Слух о том, что в Уфе появилось телевидение, быстро пронесся по городу. И народ бросился покупать телевизоры. Тогда это была простейшая марка - «КВН» - с крошечным экраном и линзой (наполненная водой линза увеличивала изображение до размера почтового конверта – Р.К.), позже появились «Рекорд», «Знамя», «Неман» и другие».
В 1960-м в нашем дворе на Ленина, 74, первым купил телевизор «Рекорд» пожарный дядя Ваня Целищев, отец моей самой первой близкой подружки Тамары. По вечерам в 14-метровую комнатушку набивалось человек тридцать со всей округи. Экран то и дело подергивался рябью, звук сменялся невнятным треском, изображение искажалось и тряслось, но все сидели с важным видом знатоков и, вперившись в чудо-ящик, на все лады восхваляли торжество науки и техники. Пришедшая с работы Тамарина мама, тетя Нюра, добрейшая душа, стараясь не мешать телезрителям, неслышно растапливала печь и готовила ужин. Про русского инженера Зворыкина, в 1917-м эмигрировавшего в США и придумавшего первую передающую телевизионную трубку, мы узнали много позже. И если для взрослых телевизор казался фантастическим изобретением, то для нас, детей, был чем-то само собой разумеющимся. Так сегодняшнее молодое поколение воспринимает как должное мобильные телефоны, компьютеры и регулярные космические полеты.
У Целищевых я впервые увидела Расиму Каримову, первого диктора башкирского телевидения, полюбившуюся уфимцам. Студентка БГУ, уроженка небольшого села в Учалинском районе, она свободно владела башкирским, татарским и русским языками.
Пока шло строительство телецентра, предусмотрительный Штейнберг добился возведения жилого дома для будущих специалистов по проспекту Октября, 16. Работников он набирал в Одессе, Ленинграде, Новосибирске, Ташкенте и Москве - там, где были институты связи. В 1958-м из Ленинграда приехали настройщики передатчиков и студийной аппаратуры. Они многому научили уфимских инженеров и техников.
В это самое время председатель телерадиокомитета, бывший до этого председателем радиокомитета, Гариф Валеевич Гузаиров и директор телестудии Гали Харисович Гумеров искали журналистов, режиссеров, операторов, звукорежиссеров. Они не набрали еще и десяти человек, когда было решено устроить пробную передачу в новогоднюю ночь с 1958-го на 1959 год. На роль диктора была приглашена артистка филармонии Газима Исмагилова. С Новым годом уфимцев поздравили секретарь Башкирского обкома КПСС Хайдар Сайранов и поэт Мустай Карим.
Ответственным редактором телестудии была назначена Раиса Семеновна Стрижкова, до этого работавшая на радио редактором «Последних известий». Когда Гузаиров предложил ей перейти на телевидение, согласилась не раздумывая.
Как-то я уже писала о братьях Гузаировых, оставивших заметный след в истории печати, полиграфии и книгоиздательского дела республики. Старший, Батыр, занимался организацией книжной торговли, был первым директором Башкниготорга, директором типографии областных газет, полиграфкомбината. Его жена Райхана была племянницей Галимджана Ибрагимова. Другой брат Гиндулла работал в Москве главным редактором всесоюзного журнала «Книжная торговля», затем заместителем главного редактора издания «В мире книг». Легендарный Гариф, работавший в Уфе в разные годы редактором четырех газет, собкором «Правды», с 1958 по 1965 годы руководил Комитетом по радиовещанию и телевидению БАССР. Этот талантливый человек писал на башкирском, татарском и русском, был смел и остроумен. Ну как еще раз не вспомнить историю, похожую на анекдот. В конце 40-х Гариф Валеевич редактировал газету «Кызыл тан». Как-то в обеденный перерыв играл в шахматы. Заходит в кабинет заведующий сектором печати обкома партии и говорит: «Гариф Валеевич, у тебя уже пять выговоров, надо бы позаботиться об их снятии». Гузаиров продолжает двигать фигуры. После длительной паузы отвечает гостю из «зеленого дома»: «Слушай, не мешал бы, дай закончить игру». Сам никогда не лебезил перед начальством и терпеть не мог лизоблюдов и всяких доносчиков. Телевизионщики вспоминают, как он однажды проучил сотрудницу, пытавшуюся очернить своего коллегу. В очередной раз та явилась однажды к нему в кабинет и начала наушничать. «Подождите, - прервал ее Гузаиров. - Мне нужно позвонить». Через минуту появился вызванный им, ни о чем не подозревавший Н. «Вот теперь все в сборе, - сказал Гариф Валеевич. - Выкладывайте, что там у вас».
Гузаирову удалось сколотить отличный журналистский коллектив. Это были, в основном, выпускники гуманитарных факультетов. Три выпускницы Ленинградского университета - Инна Хакимова, Альфира Сабитова и Нина Стратонова, а также окончившая Казанский университет Ирина Любимова. В музыкальную редакцию пришли Даурия Вахитова (после Башкирского пединститута) и Эльмира Давыдова, получившая образование в Уфимском училище искусств.
Все были очень молоды. Самым старшим, например, в главной редакции художественных передач, куда попала позже Альда, был 34-летний фронтовик Шакир Янбаев. У него был диплом Литературного института.
В 1961-м с Янбаевым приключилась целая история. В Уфе готовились к республиканскому совещанию работников культуры. Несмотря на хрущевскую иллюзорную «оттепель», всех нещадно контролировали. Вот и в телестудии появилась некая номенклатурная дамочка, «засланная» прощупать политическую зрелось сотрудников. Задавала вопросы на засыпку. Самый «каверзный» вопрос достался Янбаеву: «Какой строй победил у нас в стране?» Шакир Махиянович, рассчитывая на наличие у высокопоставленной особы элементарного чувства юмора, ответил: «Не знаю, что за строй победил у нас в стране, а вот в моем ауле в Кугарчинском районе пока еще феодализм». Потом все обернулось резкой критикой с трибуны совещания. Янбаеву грозило увольнение. Но, видимо, Гузаирову удалось отстоять своего сотрудника. Поработав некоторое время, Янбаев ушел в писатели. Но Альда его еще застала. В студию она пришла в 1962-м, через месяц после получения диплома.
«Я имела весьма смутное представление о специфике. К удивлению, очень быстро освоилась: я попала в замечательную атмосферу, - рассказывает Альда Акрамовна. - В художественной редакции работали великолепные люди. Ими уже были постигнуты азы нового искусства, они охотно мне помогали. Быстро определились любимые темы. Удачной оказалась идея телевикторины «Любовь моя - Башкирия». Моим «коньком» стало изобразительное искусство. Тогда мы не действовали по-кавалерийски, наскоком. Творчество Тюлькина, Домашникова, Лутфуллина, Нурмухаметова, Ситдиковой, Бурзянцева и других мастеров я изучала в течение многих лет. Старалась показать творческую лабораторию художника, представить его как неповторимую личность. Многие мои герои стали близкими друзьями, а циклы передач «В мастерской художника» и «Палитра» дали материал для будущих фильмов…
В течение трех лет, когда я была комментатором по культуре, вела две большие программы - «Культура Башкортостана» и «Эдэбиэт» («Литература»). Многие сюжеты из первой прошли в программах Российского телевидения «Плюс одиннадцать».
Раиса Стрижкова, маленькая, обаятельная, сильная женщина, когда-то приехавшая в Уфу из Ишимбая учиться в БГУ и впоследствии ставшая «железной леди» первых десятилетий существования Башкирского телевидения, известная своей суровой взыскательностью и кристальной честностью, очень тепло отзывалась о своей молодой сотруднице: «На нашем голубом экране загорается новая звезда тележурналистики - Альда Валеева. И вскоре становится очень популярной как среди коллег, так и телезрителей. Она, как говорится, журналист от Бога, свободно чувствует себя в любом жанре».
Стрижкова и Ирина Константиновна Любимова были ее наставниками. Почти тридцать лет Любимова заведовала отделом детских программ. Приезжавшие с Центрального телевидения журналисты ею восхищались: «У нас, к великому сожалению, нет такой, как ваша Ирина Константиновна». Любимова хорошо понимала свою главную задачу: ее телезрители - это будущее страны. В перестроечные годы говорила: «За окном - другая жизнь, трудная, но интересная. А у штурвала стоят наши дети, наши бывшие зрители». Подтекст: «Вот теперь мы поймем, чего стоила наша работа, правильно мы все делали или нет».
Слишком много адреналина, слишком много ответственности и эмоций. Первопроходцы редко бывают долгожителями - мало думают о себе. Стрижкова, например, не признавала никаких больничных.
В режиме online
Альда чувствовала себя счастливой. Она действительно стала популярной, ее узнавали, незнакомые прохожие приветливо здоровались. К тому же она полюбила и была любима. Оператор Ришат Агапов, похожий на восточного принца, не выпускал девушку из поля зрения. А зрение у него было острое, профессиональное. Способный в своем ремесле, он снял немало хороших передач и фильмов. Альда вышла за него замуж и уже ждала ребенка, когда в 1963-м не стало отца. Зашел пообедать в обкомовскую столовую, расплатился с кассиршей и упал замертво. Республика потеряла крупного писателя, а его дочь - лучшего друга.
Светлане не было и года, когда Альда по настоянию Раисы Семеновны вышла на работу. Уставала жутко, но жаловаться было не принято.
В те годы, когда уфимские связисты готовились к приему передач из Москвы, студия каждый день выходила в эфир до десяти-одиннадцати вечера. Часто приходилось работать в «живом» режиме, или, как выражается нынешняя телевизионная молодежь, - online. Еще осенью 1960-го стали выезжать сразу с несколькими камерами в театры, дворцы культуры, на предприятия и в учебные заведения. На кинопленку кое-что снимали, но прямая трансляция с места события, благодаря передвижной телевизионной станции ПТС-52, превзошла все ожидания. Она полюбилась народу, потому что давала небывалое ощущение сопричастности. Подобно одному из героев известного фильма многие стали утверждать, что за телевидением - будущее, не будет театра и кино, а одно сплошное телевидение.
Со временем Альда Валеева стала асом прямого эфира. Все знали: если Альда едет с ПТС - это полный успех. Ее скрупулезность, природная строгость и собранность делали чудеса - у зрителей возникало ощущение легкости, непринужденности. Все шло нон-стопом, поэтому необходимо было провести большую подготовительную работу, предусмотреть всякие внештатные ситуации. Ей это удавалось. До сих пор помню ее передачу конца 60-х «Товарищ кино», которую она вела из Дворца спорта. Группа популярных киноактеров приехала в Уфу на встречу со зрителями. Среди них были Лариса Лужина, Георгий Юматов, Владимир Ивашов. Альда на экране телевизора запросто болтала с ними, перешучивалась, перебрасывалась многозначительными фразами, словно знакома была с ними сто лет, а теперь вот ко мне домой привела знакомиться. Никто не заметил ее чуточку испуганных карих глаз и слегка дрожащих рук. Я тоже. Она держалась так свободно и уверенно. Но, как выяснилось позже, пока готовились к эфиру, знаменитости всю дорогу занимались тем, что успокаивали Альду. Ивашов пел песни под гитару, Юматов подбадривал шуточками, а Лариса Лужина, слава которой была в зените после выхода фильма «На семи ветрах», вдруг призналась, что ужасно волнуется. «Ну если такая известная актриса волнуется, то мне сам бог велел», - подумала Альда и почти обрела равновесие.
Во время прямых трансляций она проявляла себя немного больше, чем следовало редактору, но никогда не преступала дорогу режиссеру.
«На заре телевидения не было видеозаписи, мобильных видеокамер, электронного монтажа, а все шло в эфир «живьем», - говорит Альда Акрамовна. - Первые телережиссеры работали в экстремальных условиях, но у них за спиной было театральное образование, крепкая сценическая школа. Легендарный Рафгат Файзи, Василий Иконников, Александр Филимонов, Юра Комков… Какие были люди на нашем телевидении!»
По ее словам, самыми сплоченными были кинооператоры, ребята, пришедшие в студию в конце 50-х - начале 60-х годов. Это было настоящее мужское братство. Вкалывали целый день с 20-килограммовой камерой на плече. Они были выносливы, терпеливы и некапризны, ночевали, где придется. Если не было гостиницы, спали на сеновале или в машине. Частенько на местах после очередного мероприятия устроители считали своим долгом щедро угостить их горячительным, что создавало немало проблем.
В 1974-м Альда развелась с Агаповым. И только через десять лет в её жизни появился близкий человек.
У Юрия Комкова была репутация режиссера, ломающего стереотипы, в телевидении он был «авангардистом», в смысле передовым. Ему, как и большинству, пришлось в чем-то переучиваться в процессе работы и тоже трудиться на износ. Довольно быстро начальство раскусило его талант и безмерную доброту. Юрия начали выдергивать из молодежной редакции и использовать в передачах на другие темы. Никто, кроме Комкова, не мог на таком уровне вести трансляцию массовых праздников, правительственных концертов, театральных постановок, спортивных матчей. Имея самую низкую профессиональную категорию, он взваливал на себя ношу режиссера высшей квалификации - так считали многие. Он был любимцем коллектива. Его лицо всегда озаряла улыбка. Неважно, каково было на самом деле настроение, внешне он всегда казался веселым. Подбадривал других. Ему очень нравилось делать передачи художественной редакции. Вскоре все заметили, что именно с Альдой Валеевой Комкову комфортнее всего на съемочной площадке. Они понимали друг друга с полуслова. Их роднили собранность и абсолютное неприятие шаблонов. Этот союз на несколько лет осветил жизнь Альды, оставив самые теплые и добрые воспоминания об этом необыкновенном человеке, который был моложе на одиннадцать лет, но гораздо мудрее и искушеннее в своих взглядах на мир.
В 1993-м ее назначили руководителем творческого объединения «Кино». Через три года в Уфу приехал один из секретарей Союза кинематографистов. Он был сильно удивлен, узнав, что на провинциальном телевидении снимают фильмы не только на видео-, но и на кинопленке. Копии готовых лент увез в Москву. А через год на всероссийском кинофестивале показали три картины объединения. Высокую оценку жюри получили «Маленькие праздники в собственном доме» (об Адие Ситдиковой). Альда Валеева, режиссеры Лина Мамина, Амир Абдразаков, Азамат Хужахметов и оператор Марс Мухамадеев стали членами Союза кинематографистов России.
Было еще много фильмов, запомнившихся зрителям: «По зову памяти и надежд» - о днях культуры Башкирии в Москве, «Красная гвоздика» - о Радике Гарееве, «Здесь мои корни» - об Ахмате Лутфуллине. Всего в активе Альды Валеевой около 50 лент. Но самые лучшие из сделанных – о башкирском балете, занимающем особое место в ее кинотворчестве. Зимой 1995-го в Уфу приезжал «Молодой балет Франции» во главе с Робером Бертье. Французы привезли модерн, наши давали классику. По заказу Башкирского театра оперы и балета Валеева с оператором Леонидом Мешковым отсняли эти выступления. «Пять вечеров с Молодым балетом Франции» посмотрел г-н Бертье и пришел в восторг. «Пусть эта дама с этим же оператором нынешним летом приезжает к нам на международный фестиваль», - отчеканил продюсер. Так появился прекрасный «Праздник на берегу любви». Фестиваль проходил на берегу Атлантического океана. Бертье познакомил Альду Акрамовну с друзьями и партнершами Рудольфа Нуреева.
Десять лет назад она покинула стены Уфимской телестудии, где прошли 37 лет ее жизни. Сегодня она начальник отдела по связям с общественностью Башкирского театра оперы и балета. Для нее это возможность продолжать творческую работу. Подготовила для телевидения несколько крупных программ о самых ярких артистах театра. Сильное впечатление производят ее фильмы: «Лебедь и принц» - о Гульсине Мавлюкасовой и Ильдаре Маняпове и «Свет струящейся радости» - о Римме Закировой, балерине, на искусство которой когда-то обратил внимание тот же Бертье. Собственно, Римма и была героиней «Праздника на берегу любви». В 2003-м Альда Акрамовна сняла двухчасовой фильм «Миланские вечера башкирского балета», в 2005-м - «Португалия далекая и близкая». Это о зарубежных гастролях балетной труппы нашего театра.

* * *
Совсем недавно, в декабре 2008 года, в Аблаеве, на родине Акрама Вали, прошли торжества, посвященные 100-летию со дня его рождения. Почетной гостьей стала Альда Акрамовна. Она с радостью увидела, как любят своего земляка чекмагушевцы, как гордятся им. Есть кому поведать и о дедушке Мухарраме с его невиданным по красоте садом.
Светлана давно живет на севере Италии, в Бергамо. Она никогда не огорчала маму. Школу окончила с золотой медалью, Московский университет – с красным дипломом. Была аспирантура, защита диссертации. Светлана – кандидат биологических наук. Ее сын – 12-летний Данило Дельбоно, хотя родился и вырос в Италии, свободно говорит на русском, а уфимская бабушка научила его еще и читать по-русски.
Прошло полвека. Несмотря на определенную зависимость от «ящика», который сегодня и на ящик-то уже не похож, наша жизнь, к счастью, не стала «сплошным телевидением». Хотя немало людей, для которых единственной реальностью остается телевизионная. Мы с благодарностью вспоминаем тех, кто в буквальном смысле «пахал» на нас, стараясь нести в наши дома радость и тепло. Об этих людях Альда Валеева написала книгу «Телевидение - жизнь моя», вышедшую весной прошлого года в издательстве «Китап». Книга появилась и тут же «со свистом» исчезла с книжных прилавков, а ее автор стала первым историком Башкирского телевидения. Некоторые факты из этого издания легли в основу очерка.

Рашида КРАСНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости