РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"«Мне не хватает наград...»
Так (по версии Стерлитамакского русского драматического театра) выглядит начало театрального творческого процесса. А результаты этого процесса можно было увидеть на VII Республиканском фестивале «Театральная весна», который в этом году проходил в Уфе. С 8 по 15 апреля 9 башкортостанских театров продемонстрировали зрителям и коллегии критиков свои новые, созданные не ранее сентября 2006 года, постановки.
Людмила Остропольская, помощник по литературной части художественного руководителя Государственного академического театра имени Е.Вахтангова (Москва), член коллегии критиков: - Этот фестиваль убедил меня в том, что в республике существует культура театров и целый ряд прекрасных спектаклей. Он представил, я бы сказала, целомудренную в этическом отношении афишу – без вульгарных, «чернушных» спектаклей... Я увидела два замечательных спектакля о войне – и понимаю, почему сейчас режиссеры обращаются к этой теме: это не отчет перед какой-то датой, а потребность вспомнить, на каком социальном и нравственном уровне жили люди во время и после войны. И это может быть укором для нас сегодняшних. На спектакле Молодежного театра по Анатолию Приставкину меня душили слезы, я чувствовала себя не критиком, который с холодным разумом анализирует спектакль, а зрителем, которого захватила эта трагедия! Еще я бы выделила спектакль Стерлитамакского русского драматического театра по Горькому – «Последние». Горький вообще очень сложный драматург, это проверка театрального коллектива на зрелость. Вообще, у вас прекрасные актерские труппы, не растиражированные, как в Москве, сериалами и всяческими шоу, а сохранившие актерские индивидуальности. Иногда приезжаешь на фестиваль и думаешь: «Кому же давать все эти премии, которые заявлены в его статусе?» А здесь мне не хватает премий!
Александр Иняхин, театральный критик (Москва): - Самое серьезное и неожиданное впечатление – от студентов, как они играли Мустая Карима и «Мирандолину». Спектакли студентов Уфимской академии искусств - «Два берега бытия» и комедия Карло Гольдони – были показаны на фестивале вне конкурса. И еще молодые, но абсолютно зрелые артисты из Башкирского театра драмы имени Мажита Гафури – они заканчивали «Щепку» - сами поставили на малой сцене спектакль «Скамейка». Молодые актеры делали все с таким азартом, творческой яростью, точностью, чувством эпохи! И все это дано педагогами, школой. Я сидел и поражался, до чего это прекрасно! Хочется только пожелать им не терять той легкости существования на сцене, которая, я знаю, дается труднее всего. Конечно, большие спектакли больших театров тоже производят впечатление - в республике очень сильный режиссерский корпус. Естественно, потрясение от «Тучки». Это мощный спектакль с неизбывно трагической интонацией, которую очень трудно играть молодым актерам, но они справляются с этой задачей.
Анастасия Яковлева, студентка IV курса УГАИ, исполнительница главной роли в спектакле «Мирандолина»: - Мне было довольно сложно перевоплотиться в Мирандолину: она – хозяйка гостиницы, умная, самоуверенная женщина, умеет играть людьми и получает от этого удовольствие… Это приятно, но тут есть и оборотная сторона: для нее не существует любви и друзей. Чтобы сыграть, примеряешь этот характер на себя. Но при этом нужно помнить, что это только образ, и уметь из него выйти. И в то же время у нас получился очень легкий, веселый спектакль: Италия, лето, солнце, любовная игра… Есть даже вставки на итальянском – такая режиссерская задумка. Мы не стали делать исторических костюмов эпохи Гольдони – спектакль решен как «курортный роман в стиле диско», под музыку Адриано Челентано… Но если кто-то подумает, что мы взяли идею из мюзикла «Мама миа!» - это не так: мы сдали его в прошлом году в июне, а мюзикл вышел в российский прокат в августе! Иван Трифонов, исполнитель роли графа: - Мой персонаж умен, влиятелен и настолько богат, что смог купить себе графский титул. Поэтому он считает, что может дать Мирандолине все, что ей нужно. Еще он у меня добрый, никого убивать не будет… если надо убить, наймет кого-нибудь. Когда я создавал этот образ, вспомнил: один раз шел по улице и видел такого человека: он был невысок, толстоват, но по всему его поведению было видно, что у него совсем другая жизнь и другие проблемы, чем у всех.
Корзинки:
Лучший спектакль фестиваля - «Луна и листопад» по повести Мустая Карима Государственного академического русского драматического театра РБ. – А исполнитель роли Любомира Зуха Дамир Кротов удостоился «Приза зрительских симпатий».
Спектакль Национального молодежного театра РБ им. Мустая Карима «Ночевала тучка золотая» по повести Анатолия Приставкина собрал целую коллекцию призов: главный режиссер русской труппы Мусалим Кульбаев стал лучшим режиссером фестиваля, исполнитель роли Кольки Андрей Ганичев – лучшим актером, исполнитель роли Алхузура Рамзиль Сальманов – лучшим молодым актером, а Ольга Мусина и Салават Нурисламов получили призы за лучшую женскую и лучшую мужскую роль второго плана.
В номинации «Лучшая сценография» победителем стал художник-постановщик Салаватского башкирского драмтеатра Альберт Нестеров – за оформление спектаклей «Он вернулся» и «Любишь, не любишь» Стерлитамакского государственного башкирского драматического театра. Актриса Салаватского драмтеатра Назгуль Исанбаева получила приз «За яркое воплощение женского образа», а актер Рафаэль Гайнуллин – за «Лучшую роль второго плана».
За лучшее пластическое решение спектакля была награждена Салима Аминева – хореограф спектакля «Урал-батыр» Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури, а актриса Сара Буранбаева получила приз за «Лучшую женскую роль второго плана». Актерам этого же театра Артуру Кунакбаеву и Милене Сираевой достался приз от коллегии критиков за спектакль «Скамейка», показанный на фестивале вне конкурса.
Актеру Уфимского госудаственного татарского театра «Нур» Марату Хасанову досталась премия «Дебют».
Азат Зиганшин - режиссер спектакля «Любишь, не любишь» Стерлитамакского башкирского драматического театра – завоевал приз «Надежда», а актриса Миниса Бакирова – приз «За яркое воплощение женского образа» (в этой номиниции отмечены три актрисы).
Спектакль «Последние» Русского драматического театра Стерлитамака победил в номинациях «За яркое воплощение женского образа» (актриса Галина Шулепова), «Лучшая молодая актриса» (Ольга Франц) и «Лучшая эпизодическая роль» (Ариадна Туганова).
«Лучшим актерским ансамблем» стал коллектив Туймазинского татарского государственного театра, представивший спектакль «Танцовщик».
Приз «За верность профессии» от Республиканского профсоюза работников культуры присужден актрисе Сибайского государственного башкирского театра драмы Минзиле Кутушевой.
Екатерина КЛИМОВИЧ |