ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Стратегический Съезд
21 ноября в Санкт-Петербурге состоится XI Съезд Всероссийской политической партии ...

Выставка вам в помощь
С 22 по 24 октя
бря на ипподроме «Акбузат» прошла XIII выставка-ярмарка «Недвижимост...


«Китапу» - 90
В октябре Башкирское издательство «Китап» имени Зайнаб Биишевой отметило 90-летие...

На святом пути
27 ноября начнется празднование Курбан-байрама, оно продлится три дня. В течение вс...

В небе - наши
Уфимское моторостроительное производственное объединение заключило договор с О...

Учёные за партой
11-12 ноября на базе Уфимского государственного нефтяного технического университе...

Дело молодое
Семьи Иртугановых, Шемагоновых, Пусковит, Морозовых, Гузаировых, Шайхутдиновых и ...

Поэтика и экспрессия
С 16 октября по 10 ноября галерея «Мирас» представляет выставку живописи Расиха Ахм...

Белый танец Кунички
С 21 по 23 ноября в Уфе пройдет V открытый городской конкурс эстрадной песни «Белая к...

На конвейере инноваций
В финале всероссийского конкурса «Лидер XXI века», который пройдет в ноябре в Яросл...

Оценят ум
В 2009 году Башкортостан занял 11-е место в рейтинге регионов Российской Федерации п...

Полезная СРеДА
Фестиваль социальной рекламы «Городская СРеДа» (Социальной РЕкламе - ДА!), в котор...

Ретро-новости
90 лет. В ноябре 1919 г. в бывшем особняке лесопромышленника Лаптева на Гоголевской у...




     №11 (96)
     ноябрь 2009 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

Рамиль Искужин: «Людям надо говорить правду. Они поймут…»


- Рамиль Кабирович, в большой политике вы сравнительно недавно, еще до ноября 2006 года работали в Прокуратуре республики. Насколько легко вам далась смена деятельности?
- Действительно, я много лет занимался практической юриспруденцией в самых разных сферах, когда приходилось сталкиваться и с правовым нигилизмом, и несовершенством законодательства, отсутствием тех или иных норм. Временами мы с коллегами даже возмущались: что, мол, там наверху думают, неужели не видят необходимости правового регулирования.
Поэтому, получив в конце 2006 года полномочия сенатора от Башкортостана, я был чрезвычайно заинтересован в том, чтобы найти ответы на волновавшие меня как практика-юриста вопросы. Работа в Совете Федерации, а потом и в Госдуме как раз дает полную картину того, как рождаются и принимаются российские законы. Так что с первых дней в политике я окунулся хотя и в новую среду, но очень мне близкую с профессиональной точки зрения.
- И вы сразу же нашли ответы на все волновавшие вас в практической деятельности вопросы? Насколько легко вы адаптировались в новой для себя ипостаси?
- Ответы можно найти. И сегодня наша законодательная система не совершенна. Но, придя в Совет Федерации, а потом и в Госдуму, я увидел и другую сторону медали - почему так тяжело принимаются те или иные законы, а потом в реализации еще и пробуксовывают? Мне было любопытно и важно посмотреть на всю цепочку законотворчества. В большинстве стран Европы, в США, Японии законодательная база формировалась столетиями, оттачивалась, доводилась до совершенства. У нас же с развалом СССР воцарился правовой вакуум, старые законодательные нормы перестали действовать, а новых не было. В такой ситуации приходилось принимать новые законы спешно, без должного анализа и экспертизы, ведь страна ждала их как горячие пирожки. В год приходилось принимать до тысячи законов - это очень много! При этом имели место лоббизм и протекционизм - в результате и возникали те пробелы и недоработки, о которых и поныне сокрушаются практики.
И только с приходом во власть В.В. Путина ситуация в стране стала кардинально меняться: среди хаоса и разрухи начала выстраиваться вертикаль власти, а также формироваться внятная законодательная система. Мне как практику импонирует инициатива руководства страны по реализации целевых экономических программ - по реформированию ЖКХ, АПК, здравоохранения, образования. Они не стали формальной декларацией, как это было раньше, а были финансово обеспечены и, самое главное, дошли до самой глубинки - российских сел, маленьких городов.
Каких-то особых проблем с адаптацией я не ощутил. Если не считать того, что надо мной и сегодня как дамоклов меч висит ответственность перед коллегами-практиками, продолжающими, как я понимаю, весьма строго оценивать законотворческую деятельность «в верхах». И, чтобы все задуманное исполнительной властью как можно быстрее и эффективнее заработало на благо россиян, Госдума призвана в самые короткие сроки обеспечивать эти инициативы законодательно. Чем, собственно, мы и занимаемся.
И то, как Россия поднялась за последнее десятилетие, - результат эффективной и слаженной работы исполнительной и законодательной власти. Если бы не кризис, Россия сейчас сделала бы огромный рывок вперед.
- Если бы, значит, не кризис, все было бы хорошо в нашей стране?
- После долгих лет забвения и развала в стране произошел заметный взлет. Нас вновь стали уважать в мире, с нами начали считаться. Конечно, до того, чтобы все всех устраивало, еще далеко, но произошедший в связи с мировым кризисом обвал вынудил Россию отказаться от многих амбициозных проектов. При этом исполнительная власть, на мой взгляд, достаточно оперативно сформировала пакет антикризисных мер, что, в свою очередь, потребовало создания своей законодательной базы. Я считаю очень разумным возрождение долгосрочного планирования бюджета страны. В этом году, как известно, принят бюджет на 3 года - до 2013-го.
Конечно, средний уровень жизни в стране еще оставляет желать много лучшего: тяжело живется пенсионерам, велико число малоимущих. Однако даже в условиях нынешнего бюджетного дефицита Председатель Правительства В.В. Путин внес предложение по улучшению положения пенсионеров. С 1 августа повышены пенсии, а с 1 декабря состоится еще одно увеличение - базовой части. Не так давно В.В. Путин потребовал выделить на поддержку пенсионеров три триллиона рублей. Но без законов, разрабатываемых Думой, все эти проекты правительства не могут быть реализованы. Поэтому депутаты обязаны постоянно выполнять достаточно рутинную, но необходимую работу.
- Рамиль Кабирович, неужели, начав работать в Думе, вы не ощутили те самые лоббистские и коррупционные силы, которые сейчас беспощадно клеймит Президент Медведев?
- В нашем комитете по конституционному законодательству и государственному строительству подобралась команда из убежденных законников, все пришли в основном из правоохранительных органов, среди нас нет бизнесменов, банкиров - и то, о чем вы спрашиваете, для нас чуждо. Хотя проблема лоббирования, коррупции в России имеет место быть - с этим не поспоришь. Поэтому принятый по настоянию Президента страны Дмитрия Анатольевича Медведева закон о коррупции в нашем комитете прошел на ура.
- Насколько этот закон, на ваш взгляд, эффективен?
- Он только начинает действовать. Когда я работал в правоохранительных органах Башкортостана, мы с коллегами его очень ждали. Но тогда не было политической воли для его принятия. А молодой Президент России Д.А. Медведев эту волю проявил. Проект этого закона первоначально поступил в наш комитет - мы его всесторонне обсудили, были дебаты, вносились коррективы. В итоге закон принят - что само по себе открывает новую страницу не только в практической юриспруденции России, но и вносит существенные изменения в политический климат.
Об эффективности же скажу так: политическая воля есть, теперь необходимо сделать системной и прозрачной практику проведения экспертиз на коррупционную составляющую абсолютно во всех сферах. Вообще, Президент Д.А. Медведев не только этим законом, но и другими своими программными заявлениями посылает сигнал всему мировому сообществу о готовности России развиваться по демократическому пути через создание зрелого гражданского общества. Мне лично это очень импонирует.
- Но в нашей стране люди умудряются удивительным образом приспосабливаться к самым разным законам…
- Я бы не сказал, что закон о коррупции пробуксовывает в реализации. Все нормально, должная реакция власти и общества пошла. Здесь ведь главное начать с себя. Посмотрите на министра МВД Р.Г. Нургалиева - это как раз пример того, как чиновник высокого ранга начал активно осуществлять задуманное Президентом во вверенном ему ведомстве. И так должен поступать каждый.
- Однако инициативы министра Нургалиева тоже подвергаются критике…
- Конечно, не все так просто. Ведомство Нургалиева - это огромная армия сотрудников, не говоря уже о громоздкой системе управления. Безусловно, потребуется время, чтобы всю эту махину развернуть в нужном направлении. Желание все изменить в течение месяца было, видимо, заявлено в порыве. Тем не менее, я верю, что министру МВД удастся осуществить намеченные цели.
- Такое впечатление, что многие просто выжидают - мол, пройдет очередная кампания, и все останется по-прежнему…
- Согласен, такие настроения есть. Сам я их не разделяю. И считаю, что в первую очередь надо менять психологию чиновников.
- Почему только чиновников? Мне кажется, мы все должны меняться. Если у простого человека появится чувство собственного достоинства, подкрепленное его профессиональным мастерством - не важно, кем и в какой сфере он трудится, - тогда и чиновникам сложнее будет таких людей «прессинговать», не замечать и унижать…
- Конечно, мы все должны к этому стремиться - именно тогда можно будет говорить о появлении в России зрелого гражданского общества, к нему Президент Д.А. Медведев нас не только призывает, но и целенаправленно ведет. Не подумайте, что угодничаю, но я в самом деле искренне восхищаюсь Медведевым. Он видит будущее нашей страны в ее многопартийной сбалансированной системе. Д.А. Медведев - демократ по своей сути, это новый реформатор России, очень четко обозначающий свою позицию и на международной арене. Посмотрите, как дипломатично и умело он выстроил диалог с американским Президентом Обамой. Весь мир уже почувствовал новую демократическую волну, исходящую от России, возглавляемой ныне
Д.А. Медведевым.
Уверен, что сегодня наша страна на верном пути, ее ориентиры на высокие технологии в науке, экономике и на гармоничное гражданское общество приветствуются всеми здоровыми мировыми силами.
- Мне кажется, Медведев с Обамой составили очень неплохой тандем. Хотя, очевидно, не всем в мире их продуктивный диалог нравится…
- Между Россией и США всегда существовала некая взаимная критика по поводу закрытости, гонки вооружений, претензий на мировое господство. Медведев и Обама - два молодых Президента - хотят изменить мир, ликвидировать реальную угрозу войны и всевозможные фобии одних народов в отношении других. И, если бы, повторюсь, не мировой финансовый кризис, диалог между Россией и США, а также другими державами уже принес бы ощутимые результаты. На мой взгляд, все прогрессивно мыслящие люди в мире поддерживают эти тенденции, и несмотря ни на что они будут год от года становиться все популярнее и ощутимее.
- Рамиль Кабирович, я предлагаю от мировых проблем перейти к нашим, местным. Сегодня у вас на приеме были самые разные люди и по разным поводам. Как часто вы проводите приемы в Уфе и республике и к каким выводам после таких встреч приходите?
- Каждый депутат постоянно встречается с избирателями. У меня такие приемы проходят ежемесячно по заранее составленному графику. Постоянно выезжаю в города и села Башкортостана. Причем, не только на прием граждан, но и просто на встречи, где в самых разных аудиториях приходится отвечать на вопросы избирателей по интересующим их темам, рассказывать о текущей работе в Думе, об общей ситуации в стране.
Если же говорить о приеме граждан, то, главным образом, люди приходят с проблемами, касающимися социального блока: жилье, пенсии, обеспечение бесплатными лекарствами, образование, льготы. Причем, картина везде примерно похожая - взять мои приемы в республике или в Москве.
- Вопрос у каждого посетителя, конечно, свой личный. Но где все-таки слабое звено в нашей системе, из-за которого людям приходится прибегать к такой форме поиска правды, как обращение к депутату Госдумы?
- Чаще всего, конечно, люди приходят с собственной бедой. Но бывает, что посетители поднимают проблемы, касающиеся всего общества. Например, неоднократно ко мне обращались пенсионеры с предложением отменить 122-ой закон, так называемый «о монетизации льгот». Или, скажем, риторический вопрос о маленьком размере пенсии и постоянно дорожающих лекарствах. Поднимающие эти проблемы люди, по сути, правы, однако полномочия отдельно взятого депутата не позволяют их решить. Конечно, есть у нас право законодательной инициативы, но сама процедура принятия закона, как я уже говорил, достаточно длительна и рутинна. Кроме того, Госдума, вынося тот или иной законопроект на рассмотрение, прекрасно понимает, каковы перспективы этой инициативы. Согласен, у многих россиян еще очень скромная пенсия. Однако и валовой национальный продукт в нашей стране пока производится недостаточный. Так что по одеялу и ноги протягиваем.
- До Норвегии, вышедшей в этом году в лидеры по комфортности проживания граждан, нам, разумеется, далеко. Но почему, скажем, бабушка к вам идет, когда ее вопрос вполне можно решить в райотделе?
- В этом вы абсолютно правы. Очень часто приходится сталкиваться с ситуациями, которые, в принципе, без труда можно решить на месте. Но, к сожалению, на свои обращения граждане получают лишь отписки. А бывает, что вообще никакого ответа не приходит. Такие факты порождают в людях обиду, отчаянье, озлобленность…
- И протест электората на выборах…
- Да, обиженные люди, как правило, игнорируют и выборы. Еще работая в Прокуратуре Башкортостана, я часто проводил приемы граждан в районах и городах. Обычно приглашал участвовать в них главу и его команду. И надо было видеть смущение глав администраций, когда приходили на приемы люди с вопросами, легко решаемыми чиновниками районной или городской администрации. К сожалению, бюрократия не изжита и сегодня. К моему большому огорчению, приходится констатировать, что некоторые главы администраций вообще отказались от личного приема граждан, переложив эти обязанности на своих замов. Считаю, что этого делать нельзя, с народом необходимо общаться и не бояться говорить ему правду. Люди поймут. Но нередко их обращения игнорируют, и тогда они вынуждены идти дальше по инстанциям - обращаться, к примеру, к Президенту республики. У граждан, безусловно, такое право есть, так как Президент - гарант нашей Конституции.
- Видимо, в какой-то степени это специфика Башкортостана, где с введением поста Президента Муртаза Губайдуллович Рахимов стал не только гарантом Конституции, но и в полном смысле «отцом нации»?
- Авторитет Муртазы Губайдулловича в республике, бесспорно, очень высок. Но нельзя же этим злоупотреблять! Популярность нашего Президента возникла не на пустом месте. Я как юрист-практик был свидетелем того, как Президент М.Г. Рахимов своими указами восполнял пробелы в российском законодательстве в лихие 90-е годы. Именно тогда в период откровенной вакханалии и беззакония по всей стране возникали организованные преступные группировки - так называемые ОПГ - питерские, солнцевские, тамбовские, казанские, тагильские, уралмашевские. Однако в Башкортостане развиться такому пороку не позволили. Точнее не позволил Президент Рахимов. Он сумел выстроить четкую вертикаль власти, которая доказывает свою эффективность вот уже почти двадцать лет. Опыт Башкортостана во многом переняли не только другие регионы, но и сама федеральная власть.
Мне запомнились слова нашего народного поэта Мустая Карима на одном из торжественных заседаний. С присущей ему мудростью он тогда очень точно охарактеризовал период всеобщей разрухи в стране: «Когда другие перекрывали дороги, мы дороги строили». И вправду ведь было так! Благодаря нашему Президенту удалось сохранить аграрный сектор экономики, топливно-энергетический комплекс, практически с нуля создать самую современную в России санаторно-курортную индустрию, не говоря уже о сотне других перспективных проектов, получивших развитие при личной инициативе Президента Рахимова.
Кстати сказать, в Башкортостане один из самых продуктивных, профессиональных парламентов. Наш Курултай сначала вынужден был разрабатывать очень много законов из-за отсутствия подобных на федеральном уровне. Затем, конечно, республиканское законодательство пришлось приводить в соответствие с общероссийским, но в самый тяжелый период начала рыночных реформ местное законодательство сыграло свою неоценимую роль. И сегодня Госсобрание республики часто выступает с законодательной инициативой в Государственной Думе, находя там взаимопонимание и поддержку коллег.
- Рамиль Кабирович, завершая нашу беседу, я попросила бы вас прокомментировать слова экс-премьер-министра СССР Николая Ивановича Рыжкова, высказанные примерно месяц назад: «Пока в России правят юристы и экономисты, производство в стране не поднимется…»
- Я знаю Николая Ивановича давно. Никогда не забуду его поездки в Спитак сразу же после случившегося там страшного землетрясения. Его скорбь и сострадание к местным жителям были столь неподдельно искренними, что я на всю жизнь проникся к Николаю Ивановичу глубочайшим уважением. Мы с ним заседали в Совете Федерации.
И это его высказывание я считаю вполне справедливым. Безусловно, к руководству страной необходимо привлекать грамотных хозяйственников и промышленников. Но только не взамен юристов и экономистов, а наряду с ними, в разумных пропорциях. Я уже говорил о том, что основополагающие законы многих государств были сформированы десятилетия, а то и столетия назад, и сегодня там нет необходимости в активном законотворчестве. В России все государственное устройство еще только формируется, поэтому роль юристов в нашей стране очень велика. Более того, наряду с промышленниками в Госдуме должны работать профессионалы-аграрии с большим жизненным опытом. Нисколько не сомневаюсь, что это пойдет только на пользу нашему государству.

Галина ИШМУХАМЕТОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости