ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Гуляй, Уфа!
Июнь богат событиями: 12 июня наш город, как обычно, будет отмечать сразу несколько ...

Сабантуй у Голубой Мечети
В Турции прошли Дни науки и культуры Башкортостана.
Делегация из Башкортостана ...


«Башнефть» и другие
В столице республики прошла XVIII Международная специализированная выставка «Газ. ...

Премия - эскулапам!
В третье воскресенье июня в России отмечается День медицинского работника. С 2003 г...

Одной крови
В Уфе в четвёртый раз прошла акция «Мы с тобой одной крови». Проект стартовал в окт...

В Аксаковском саду…
В Уфимском городском саду имени Аксакова, отметившем 150-летие, прошли Дни славянск...

Отдохнуть и заработать
В период летних каникул в оздоровительных лагерях отдохнут свыше 33 тысяч уфимски...

Из Парижа - в стиле китча
До 21 июня уфимская галерея «Мирас» представляет первую в своем роде выставку совр...

Жениться стало модно
23 мая в парке «Кашкадан» наблюдалось  скопление красавиц в свадебных нарядах. В...

Золотая десятка
2 июня в Городском Дворце культуры стартовал юбилейный Х конкурс парикмахерского ...

Ориентация - север
В парке имени Лесоводов Башкирии состоялись массовые соревнования по спортивном...

Ретрокалейдоскоп
150. 12 июня (31 мая ст. ст.) 1860 г. в России создан Государственный банк.
130. 1 июня 1880 год...





     №6 (103)
     июнь 2010 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "Некопеечное дело"

Транспорт с социальным лицом


Испытание кризисом
Финансовый кризис стал серьезным испытанием сферы пассажирских перевозок, окончательно сформировав этот весьма сложный рынок. Так, в 2009 году в  Уфе было перевезено всего 345 миллионов пассажиров, в том числе  68  миллионов льготников, что ниже уровня предыдущего года соответственно на 18,3% и 20%. Основной спад произошел в сегменте автобусных перевозок, в то время как общее число пассажиров электротранспорта сократилось только на 7,2%, а льготников - лишь на 5,9%. Это лишний раз говорит о востребованности трамваев и троллейбусов, особенно на периферийных маршрутах. Жители микрорайонов, имеющих возможность пользоваться электротранспортом, отдают предпочтение именно ему. В ходе проведенного в начале этого года интерактивного опроса на местном телевидении на вопрос: «За каким городским общественным транспортом будущее?» - 77,8% зрителей ответили: «За
электротранспортом». В течение года автобусом воспользовались 167 тысяч горожан, трамваем - 376 тысяч, троллейбусом - 266 тысяч.    
Столь высокая востребованность электротранспорта связана с относительно низкой стоимостью проезда и его социальной ориентированностью - 54,7% из всех перевезенных пассажиров пришлось на льготников.
Льготные издержки
Тот факт, что государственный пассажирский транспорт Уфы перевозит в основном льготников, а цена за проезд была и остается одной из самых низких в стране, не может не отражаться на финансовом благополучии перевозчиков: как автобусных парков, так и трамвайно-троллейбусных депо.
Напомним, в 2005 году Правительство Башкортостана гарантировало транспортные льготы всем пенсионерам республики и от своих обязательств еще не отказывалось. А с
1 января 2009 года на республиканскую казну возложили обеспечение «социального проезда» для федеральных «льготников», так как в
бюджете страны денег для субсидирования этой категории граждан нет.
Но даже в 2008 году, когда федеральная казна компенсировала расходы на льготный проезд, автотранспортники недополучили из
бюджета 694,6 миллиона рублей, призванные покрыть убытки от проезда «льготных» пассажиров.
Бюджет республики ежегодно тратит на поддержку железнодорожного, электро- и автотранспорта серьезные деньги, в том числе на приобретение нового подвижного состава. Только за 2009 год сумма, выделенная на транспортное обслуживание населения, в том числе и льготный проезд, составила полтора миллиарда рублей.
Транспортные предприятия, перевозя все категории льготников, а по сути «бесплатных» пассажиров, теряют доходы и оказываются в сложной экономической ситуации. Транспортный парк изнашивается, так и не окупив бюджетных вложений. Именно рост убытков заставил индексировать стоимость проезда на электротранспорте и в автобусах ГУП «Башавтотранс».  
Как пояснил первый заместитель главы администрации Уфы Ирек Ялалов, цена билета на трамвай и троллейбус в 7 рублей была установлена 1 января 2008 года, но с тех пор значительно возросла стоимость электроэнергии, а модернизация трамвайных линий и контактных сетей потребовала больших капвложений. В результате с января по сентябрь 2009 года услугами электротранспорта воспользовались 61,5 миллиона человек, заплативших за проезд 337 миллионов рублей. При этом доходность одной поездки составила 3,8 рубля, а себестоимость - 9,6 рубля. Общий размер убытков за этот период превысил 92 миллиона рублей. 
- Повышение тарифов прежде всего призвано повысить экономическую эффективность  перевозок, - заявил Ирек Ялалов. - Долгое время стоимость проезда на электротранспорте в Уфе оставалась одной из самых низких по сравнению с другими крупными городами Приволжского федерального округа. Для сравнения: одна поездка в Нижнем Новгороде и Чебоксарах в ноябре 2009 года стоила девять рублей, в Казани - десять,  в Самаре и Перми - 12. В некоторых городах сегодня  обсуждается вопрос о повышении стоимости проезда до 15 рублей и выше.
Аналогичная ситуация сложилась и в «Башавтотрансе».  По словам министра строительства, архитектуры и транспорта РБ Равиля Ибатуллина, убытки предприятия из-за некомпенсированных затрат только в прошлом году составили 566 миллионов рублей. В создавшихся условиях государственный перевозчик вынужден поднимать стоимость билетов на городских маршрутах.
Экономный пластик
Несмотря на повышение стоимости проезда, государственные перевозчики дают возможность социально незащищенным категориям пассажиров платить значительно меньше базовых расценок. Это стало возможным благодаря внедрению транспортного приложения «Социальной  карты Башкортостана», не имеющего аналогов в стране. С 1 января 2010 года цена за проезд в трамвае и троллейбусе по социальной пластиковой карте для пенсионеров, федеральных и региональных льготников составила три рубля, а для студентов - пять. Для школьников с 1 сентября 2010 года будет установлена стоимость одной поездки в два рубля.
Помимо предоставления льгот Транспортная карта, интегрированная в единую систему электронного учета и контроля, позволяет получать объективные данные о динамике перевозок и в случае необходимости вносить своевременные коррективы.    
С 1 мая 2009 года весь подвижной состав выходит на линию с электронными считывающими устройствами (терминалами). Терминалы в режиме реального времени  отправляют данные о числе проданных билетов, в том числе по перевезенным льготникам, на информационный сервер предприятия, где отслеживается пассажиропоток по всем маршрутам и времени суток. Для удобства уфимцев на всех конечных остановках электротранспорта организованы пункты продажи и пополнения пластиковых карт, которых в настоящее  время действует три вида: для граждан и предприятий, социальная, студенческая. С 1 сентября будет введена карта школьника.
Социальные карты позволяют экономить и на поездках в автобусах «Башавтотранса». Так, при пополнении «электронного кошелька» на определенную сумму обладателям пластикового проездного дорога может обойтись дешевле на 53 процента и составит всего 8 рублей.
Вопрос обновления
Наиболее сложный вопрос, с которым так или иначе сталкиваются все перевозчики, особенно работающие в социальном сегменте, - обновление и поддержание парка. Из-за убыточности социальных перевозок и хронического недофинансирования периода 90-х годов в большинстве российских городов ситуация с общественным транспортом близка к критической. В Свердловской области 40% автобусов изношены до предела. В столице региона Екатеринбурге из 512 городских автобусов 150 нужно срочно ремонтировать или менять. В Воронеже в 2008 году система общественного транспорта состояла из 5 трамваев, 60 автобусов, каждый из которых отъездил более 15 лет, да обанкротившегося троллейбусного депо. Износ подвижного парка зачастую заставляет местные власти полностью отказаться от муниципального транспорта. Так, в соседней Перми сегодня городского транспорта нет вообще: все автобусы и маршрутки принадлежат коммерческим компаниям. А в Воронеже городские автобусы, троллейбусы и трамваи осуществляют всего 7% перевозок.  В итоге люди вынуждены либо ждать муниципальный транспорт часами, либо платить. Причем как показывает практика, в отсутствие конкуренции со стороны государственных перевозчиков цены за проезд в коммерческих маршрутках взлетают до небес. 
Проблема старения парка характерна и для муниципального транспорта Уфы. Только по трамваям износ составляет более 90% (средний возраст вагонов - 22 года),  по троллейбусам - 67,8 %. Однако эти показатели существенно лучше, чем в большинстве российских городов-миллионников, прежде всего благодаря значительным вложениям в обновление парка трамвайно-троллейбусных депо. Только в прошлом году в развитие электротранспорта было вложено свыше 168 миллионов рублей. Помимо модернизации контактных линий и рельсовых путей это позволило приобрести 2 трамвая и 20 троллейбусов нового поколения производства БТЗ, которые отличают комфортный салон и высокий уровень энергосбережения. Еще более существенное обновление произошло в сфере автобусных перевозок - в прошлом году в автопарки Уфы для работы на социальных маршрутах столицы поступил 181  автобус
«НефАЗ» большой и особо большой вместимости с двигателями, отвечающими экологическому стандарту «Евро-3».
Взгляд в будущее 
Перспективы развития общественного транспорта Уфы помимо собственно обновления парка будут связаны с внедрением новых сберегающих технологий, оптимизацией рабочей структуры и созданием дополнительных услуг для пассажиров.
Уже сейчас в столице республики создана автоматизированная система работы транспортного парка, установленная в центральной диспетчерской службе МУП «Уфагор-
транс». Вся информация о движении транспорта, оборудованного электронными «маячками», в режиме реального времени через размещаемую на остановках автоматизированную контрольную точку поступает на диспетчерский пульт. На основе полученных данных вносятся необходимые коррективы в расписание. Кроме того, на главных городских остановках есть информационные табло, где  пассажиры могут  видеть, какие маршруты проходят через данные остановки, вплоть до приближения к ним конкретного автобуса.    
В обозримом будущем в Уфе будет реализован пилотный проект контроля с использованием автоматизированной диспетчерской системы контроля глобальной навигационной спутниковой системой
(ГЛОНАСС) на пассажирском электротранспорте.
Что касается перспектив создания новых маршрутов, то сейчас на повестке дня стоит строительство троллейбусной линии из Сипайлово в  Инорс за счет средств Республиканской адресной инвестиционной программы.


Основным фактором дестабилизации  работы общественного транспорта Уфы остаются частные перевозчики, считающие, что наличие лицензии -  единственное основание для  работы на маршрутах. Как правило, частники работают вне расписания, предпочитая выходить на линию в утренние и вечерние часы пик, создавая неудобства для пассажиров и ухудшая и без того напряженную ситуацию на остановках.  Вопрос регулирования работы коммерческих маршрутных такси на уровне администрации Уфы поднимается с 2005 года, но добиться положительных результатов мешает несовершенство действующего в стране Транспортного законодательства. Так, в федеральных законах не предусмотрена ответственность за нарушения порядка организации всех видов перевозок и не прописана роль органов власти муниципалитетов и субъектов Федерации в организации маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа.
Названные проблемы стали предметом обсуждения на парламентских слушаниях, проведенных в конце 2009 года в Государственном Собрании - Курултае РБ. По их итогам депутатам республиканского парламента рекомендовано направить обращения в Госдуму РФ о принятии в ближайшее время проекта Федерального закона «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в РФ» и о внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части усиления ответственности за нарушения в сфере пассажирских перевозок. И хотя подобные предложения могут оказать реальное положительное воздействие на «полудикий» российский рынок пассажирских автоперевозок, федеральный центр навстречу регионам пока не идет.


На Башкирском троллейбусном заводе совместно с
Нефтекамским автозаводом разворачивается производство нового троллейбуса
«БТЗ - НефАЗ-52765».
Его кузов и салон внешне ничем не отличаются от обычного нефтекамского автобуса. Однако внутри есть существенные изменения: в кабине водителя на приборной доске вместо спидометра и всевозможных приборов вмонтирован компьютер, наподобие тех, что стоят в автобусах марки VDL. Бесшумность машины обеспечивают шведский компрессор и улучшенная  трансмиссия производства венгерской компании «RABA», а автономность хода гарантируют аккумуляторы немецкого производства. 
Для удобства пассажиров в салоне установлена комплексная цифровая информационная система, включающая в себя
автоинформатор, громкоговорящую связь, маршрутные указатели и информационное табло типа «бегущая строка».
Изюминкой конструкции стало внедрение в конструкцию перспективных систем, позволяющих специалистам говорить о создании в Уфе троллейбуса нового поколения. Так, регистратор расхода электроэнергии позволяет использовать наиболее экономичный режим вождения. Стекло кабины водителя имеет покрытие, уменьшающее световые блики в ночное время. Для контроля положения на маршруте «БТЗ - НефАЗ» комплектуется системой спутниковой навигации.

Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости