ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Президент против бедности!
Повысить среднюю заработную плату в республике в
1,5 раза, - такую задачу на ближа...


Будем переписываться
С 14 по 25 октября в стране пройдет Всероссийская перепись населения.
Уфа активно ...


Поднялись цены? Звоните!
Партия «Единая Россия» начала реализацию  проекта «Народный контроль», цель...

Готовность номер один
Прошлой зимой в условиях экстремально низких температур коммунальная система ст...

Новое слово от «Башнефти»
В Башкирском государственном художественном музее
им. М.В. Нестерова при поддер...


Для тех, кто нас учил
4 октября лучшие учителя города и ветераны педагогического труда соберутся в Башг...

Самый масштабный
6 октября в Уфе состоится премьерный показ фильма «Ловец ветра» производства кино...

А вот и «Свадьба»
Башкирский государственный театр драмы имени М. Гафури открыл свой 91-й театральны...

Красота от волшебников
Салон-парикмахерская «Волшебница», который так полюбился уфимцам, дарит осенние ...

Массовый забег наций
26 сентября, в воскресенье, около 10 тысяч жителей столицы приняли участие во Всерос...

Взорвал зал
Уфимец Александр Чистяков стал лучшим в конкурсе мультипародий на Первом фестива...

Ретрокалейдоскоп
90. 11 октября 1920 года Уфимскому институту народного образования (ИНО) присвоено имя...




     №10 (107)
     октябрь 2010 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"

Как одевалась Клеопатра


- Раньше брался плотный лен и простегивался на машинке, вставлялись косточки  - железные или пластмассовые. А сейчас есть специальная ткань - дублерин: прогладишь - и он держит форму, - объяснила мне известная уфимская театральная художница Наталья Степанова. Она как раз почти закончила работу над татарскими костюмами начала XX века: комедия Шарифа Камала «Хаджи-эфенди женится» - классика татарской драматургии.
- Я всегда хотела быть только театральным художником - больше никем. Собиралась поступить в техникум, где обучают театральных художников, а он был один на всю страну - в Москве. Как сейчас помню адрес: Первый Амбулаторный проезд, дом 7/8. Приехала, предъявила свой отличный аттестат… и оказалось, что я все равно не подхожу: брали только с московской пропиской. Вернулась домой - казалось, что жизнь кончена… А потом мама посоветовала мне прийти сюда - в цех пошива сценических костюмов производственного комбината Всероссийского музыкального общества. Я пришла разнорабочей. И вот 17 сентября было 35 лет, как я здесь тружусь.
Параллельно я поступила в техникум легкой промышленности (теперь - Уфимский колледж технологии и дизайна одежды). Спасибо ему и тогдашнему директору Надежде Владимировне Окуневой - учили на совесть. Мы поездили по Советскому Союзу, работали в Историческом музее на Красной площади и многих других музеях. Тогда можно было подержать в руках настоящую одежду из прошлого, скопировать крой, отделку. Таким образом мы изучили русский, башкирский, татарский, украинский, марийский костюмы… Теперь все это гораздо менее доступно.
- И каким же был традиционный крой башкирского костюма?
- Свободным. По мусульманским канонам фигуру полагалось скрывать. Конечно, наших девушек из ансамбля Файзи Гаскарова мы стараемся одевать понаряднее: все в облипочку. Но если танец характерный - соблюдаем традиции в точности.
Раньше все костюмы и для театров, и для танцевальных коллективов шились только здесь. Моим первым спектаклем стала «Травиата» в Театре оперы и балета. Изначально костюмы были заказаны Алле Коженковой -  получилось так, что она от работы отказалась. Она успела нарисовать солистов, меня попросили сделать костюмы для хора - так, чтобы они гармонировали с солистами и понравились Алле. И она одобрила мои эскизы. Потом были опера «Трубадур», к 80-летию Мустая Карима - «Салават» в Башкирском театре драмы и так далее. «Аида» - тут уже костюмы должны были понравиться нашим египетским партнерам, в итоге мы с ними подружились. Еще из последнего - «Любовь на троих» и «Опаленные песней» в «Нуре», «Альфонс из Парижа» в Молодежном.
- Костюмы, декорации, игра - этого достаточно, чтобы переселить зрителей хоть на другую планету - «Ромео и Джульетта» Молодежного театра это доказал.
- Для этого спектакля мы с костюмерным цехом совершили настоящий подвиг: за 23 дня две закройщицы и четверо портных сшили 60 костюмов! Сразу решили, что ничего не будем покупать.
Чтобы одеть героев, естественно, надо ознакомиться с пьесой. Хотя бы для того, чтобы, если написано «героиня переодевается» - дать ей такую возможность. Художник не может руководствоваться только своей фантазией: он отражает видение режиссера. Здесь Монтекки и Капулетти должны были предстать в виде двух почти военных кланов - Ильнур Муллабаев даже придумал собственную причину, почему древняя вражда вспыхнула с новой силой: Монтекки могли быть виноваты в смерти маленького сына Капулетти (в пьесе есть упоминание о нем).
Далее, сценографу могут быть нужны определенные цветовые пятна; к изящной, хрустальной декорации, созданной Курбандурды Чарыевым, буйное разноцветье точно бы не подошло. Мы решили создать планету Верона в трех основных цветах: красный, черный, белый, оттенки серого - в разных фактурах. Иногда идею костюма дает сама ткань.
«Раньше от театрального модельера требовалось творить «из того, что есть»: материалов для отделки было немного, - замечает художник Башкирского театра оперы и балета Фания Низамова. - Наталья Степанова так и работает: поднимет какой-нибудь лоскуток  - и вот она, идея! Костюм приобретает законченный вид. В 90-х годах - как раз когда мы делали «Аиду» - у нас появились и стразы, и золотая тесьма. Костюмы получились роскошные».
- Когда-то мы не знали недостатка в качественных хлопчатобумажных тканях, шерсти - правда, цветовая палитра была не очень богатой, - говорит Наталья Анатольевна. - Сейчас тканей нашего производства очень мало - шерсти, например, нет вообще, натуральные ткани очень дороги, поэтому используется в основном синтетика. Хорошую тесьму и стразы у нас выпускают в Подмосковье - но, опять-таки, цены такие, что дешевле купить что-нибудь турецкое, среднего качества…
- А вот совсем другая пьеса: «Чистая вода печали» В. Гуркина в татарском театре «Нур». Война, сибирская деревня - кажется, что задача художника довольно проста…
- В первом акте герои идут в баню. Но халатов в то время не было. Значит - ночные рубашки и сверху юбки. Вся одежда светлая: надо подчеркнуть, что никто не ждал беды… Во втором акте - уже после войны - по торжественному случаю главная героиня, Александра, могла надеть шелковое платье. Их покупали в городе, в комиссионках - жених мог ей его привезти. В то время носили платья в горошек, в мелкий цветочек, ситцевые блузки, туфли с носками. Женя, работавшая в городе, могла иметь золотые часы…
- А для себя вы шьете?
- Очень редко. Некогда, да и все то, что мне хотелось бы носить, я надеваю на других. Когда сошьешь - становится уже неинтересно, начинаешь выдумывать что-то другое.
- Слышала, что вы питаете особую любовь к Египту, Китаю, Востоку…
- Да. Восточная культура для меня обладает особой таинственной притягательностью. (Хотя костюм я все-таки больше люблю западноевропейский - старинный, конечно). Особенно сногсшибательное впечатление производит традиционная архитектура; современные сооружения везде довольно одинаковы.
Пятнадцать лет назад мне посчастливилось побывать в Индии, я увидела все самое красивое: Тадж-Махал, красный форт Агры, Бомбей… Кстати, Индия - одна из тех стран, где еще недавно одевались традиционным образом: когда я появилась на улице в открытом топе - сразу почувствовала недовольство индийцев. А простота индийского костюма обманчива: у него очень сложный крой. Эти штаны сразу не снимешь.
В Египте, Турции, Китае я тоже побывала - и, конечно же, отовсюду привезла о книге по истории костюма.
- Интересно, как одевалась Клеопатра…
- Начнем с того, что в то время женщины ходили, как мы говорим, топлесс - грудь была открыта. Накидка из легкой яркой ткани, вся шея и руки - в украшениях, плюс большой парик из мелких косичек. А царю полагалась длинная борода, она привязывалась к гладко выбритому лицу: это был символ фараонской власти. Ее носила и Хатшепсут, имевшая титул фараона.
- Другие страны притягательны старинной архитектурой… а в Уфе у вас есть любимые старинные уголки?
- Конечно, улица Карла Маркса, где я работаю! Здесь на углу с улицей Чернышевского раньше был  «Зал повторного фильма», где я смотрела Феллини, другие западные фильмы. У соседнего Института геологии был свой  сад с фонтаном. Еще много старины сохранилось на улице Тукаева, в районе мечети. Там я тоже люблю гулять.

Екатерина КЛИМОВИЧ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости