ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА




     №9 (46)
     Сентябрь 2005 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "УРОК ГЕОГРАФИИ"

Прогулки с филокартистом по старой Уфе


8. Центральная улица (северная часть)

Как уже упоминалось, Центральная улица первоначально состояла из двух улиц с разными названиями - до перекрестка с Большой Успенской была Базилевская, дальше на север - Лазаретная, названная так по находившемуся здесь лазарету.
"Нынешняя Лазаретная улица была в старину за городом, и здесь было кладбище для самоубийц и т.п., которые погребались без совершения обрядов и, как есть доводы думать, так как Уфа - древний город, существующий с XVI века, то не было ли это кладбище так называемым Убогим домом или "скудельцами", где погребали не одних лишенных христианского погребения, но и нищих, безвестных странников и казненных, и что трупы нелишенных христианского погребения в течение всего года, лежали непогребенными до семика, или четверга на Троицкой неделе, и тогда уже были погребаемы и наши предки по этому самому прозвали семик праздником мертвецов" (Гурвич Н.А. Справочная книжка Уфимской губернии. Уфа, 1883).
Столь мрачные подробности, связанные с Центральной улицей, очевидно, уже в XIX веке стали забываться. Улица действительно стала одной из главных в городе. Однако, и по сей день старинное кладбище нет-нет, да и даст знать о себе… Впрочем, об этом ниже.
Вид на север от перекрестка с Большой Успенской улицей был выпущен на открытках московскими издателями Сувориным и Кампелем. Слева - знакомое уже нам здание Городской Думы и Городского банка. Все здания по правой стороне снесены при строительстве здания Главпочтамта. Фактически, дальше - уже окраины тогдашней Уфы; здесь - рубеж фешенебельной части города. Общественно значимых зданий с интересной архитектурой здесь раз, два и обчелся.
Сразу за зданием Городской Думы по Центральной улице - образующий с ним единый ансамбль двухэтажный кирпичный дом Городского Общества. Он издан под №1 в большой серии уфимских открыток "В.П. Колмацкого и Ко", и неслучайно - весь первый этаж занимали типолитография Василия Павловича Колмацкого и принадлежащий ему писчебумажный магазин.
Мы уже знаем, что на Центральной улице обосновались многие издатели - Н.К. Блохин, Л.Я. Дворжец, Книжный склад Уфимского Губернского земства. Теперь настал черед сказать несколько слов о Колмацком. Этот представитель видной уфимской купеческой фамилии был в то же время одним из активнейших общественных деятелей города. Вот неполный список его должностей: член Учётного комитета Городского Общественного Банка, член Уездного раскладочного по промысловому налогу Присутствия, член Губернского по фабричным и горно-заводским делам Присутствия, член Уездного податного Присутствия по разверстке гильдейского сбора, почетный член Губернского попечительства о детских приютах, член Комитета Попечительного общества о тюрьмах, а также Начальник команды Уфимского Городского пожарного общества (последнее не означает, конечно, что почтенный общественник при звуках пожарного колокола бросал все дела и поспешал с топором и багром к какому-нибудь пылающему сараю).
Спокон веку Колмацкие торговали металлом - железом, чугуном, медью, и лишь Василий Павлович составлял в этой семье непонятную аномалию. Его увлекло издательское дело! Двадцать открыток, вышедшие из типолитографии В.П. Колмацкого, относятся к наилучшим почтовым карточкам с видами Уфы. За образец были взяты отличающиеся высоким качеством и безупречной композицией сюжетов открытки известного нижегородского фотографа Максима Дмитриева. К сожалению, В.П. Колмацкий выпустил в свет лишь одну серию уфимских открыток. Сведений о нем после 1906 года не найдено, очевидно, в связи с его смертью. "Т-во Бр. Колмацких" продолжало существовать, однако писчебумажной торговлей оно уже не занималось, как и выпуском открыток. Известна его железно-скобяная лавка на Гостином дворе.
В 1929 году дом Городского Общества попал в объектив фотоаппарата Степана Стивы. Судя по вывеске, здесь в те годы размещалась "Уфимская профессионально-техническая школа им. Карла Маркса". По сравнению с открыткой Колмацкого, само здание почти не изменилось - исчезла лишь выложенная булыжником сточная канава вдоль тротуара, да и сама улица выглядит довольно запущенной. Позднее это здание, подобно многим другим, "подросло" на один этаж; об этой печальной практике мною сказано уже довольно.
Напрасно мы будем листать альбомы с дореволюционными открытками в надежде обнаружить другие виды северной части Центральной улицы. Мы не найдем почти ничего - ни Леонидовской церкви, ни протестантской кирки, ни колоритной "пожарки" с самой красивой уфимской каланчой. Может быть, они просто до сих пор не обнаружены, но, возможно, что и вообще не были изданы. В советское время, напротив, издатели охотно обращались к местным сюжетам. Так, в огромной серии открыток (даже - комплексе серий) конца 1950-х - начала 1960-х годов издания артели "Труд" Башпромсовета мы отыщем и кинотеатр "Родина", и гостиницу "Башкирия", и дом политпросвещения. Ныне и сами эти здания, и окружающий их городской ландшафт изменились, порой неузнаваемо. В своих очерках мне не раз приходилось сожалеть об этих позднейших метаморфозах. Но превращение, произошедшее с унылым, безнадежно-казенным ложноклассическим фасадом дома политпросвета приветствую двумя руками! Мини-площадь перед Молодежным театром теперь стала одним из моих (думаю - не только моих!) любимых уголков Уфы, где старое органично сочетается с новым.
Не теряю надежды вновь найти старинную открытку с видом коммерческого училища на углу Центральной и Богородской (ныне - Революционной) улиц. Лет пятнадцать назад я держал ее в руках и… не опознал в ней уфимского вида! Типографский брак "съел" слово "Уфа" на лицевой стороне, и начинающий филокартист, каким я был тогда, прошляпил редчайшую открытку… Приходится довольствоваться видом, изданным в 1930-е годы, где это здание носит название "Дом Ленина". Во время Великой Отечественной войны здесь находился исполком Коминтерна - международной коммунистической организации, основной целью которой был "экспорт революции" из Советского Союза в страны всего остального мира. Эти стены помнят Георгия Димитрова и Мориса Тореза, Пальмиро Тольятти и Вильгельма Пика, Долорес Ибаррури и Отто Куусинена. В мае 1943 года, справедливо полагая, что пока существует эта организация, до открытия второго фронта дело не дойдет, Сталин Коминтерн прихлопнул. Капиталисты всего мира облегченно вздохнули - и стали готовиться к высадке в Нормандии*. Так, бесславно в далекой Уфе нашла свой конец идея мировой пролетарской революции...
Здание Уфимского Добровольного Пожарного Общества, начальником команды которого был В.П. Колмацкий, также не попало на дореволюционные открытки, но о его внешнем виде можно судить по меццо-тинто 1920-х годов. Нет и почтовых карточек с видами сада Попечительского общества о народной трезвости (ныне - парк им. И. Якутова) - лишь на фотооткрытке 1930-х годов мы видим явно дореволюционный деревянный резной павильон, увешанный разной советской мишурой. Вооружившись лупой, можно прочитать лозунги и призывы - "Герои спасли героев!" (о челюскинцах), "Призывник, борись за овладение санкультуры!" (так и написано), "Пролетарский привет узникам капитала!" (до приветов ли им?) и так далее. Еще позднее, в 1986 году, Министерство связи СССР издало цветную открытку с памятником Ивану Якутову на фоне помпезного входа в парк его имени, стилизованного под триумфальную арку - это один из лучших образчиков "сталинского ампира" в архитектуре Уфы (фото Б. Зиньковского).
Теперь пришло нам время вспомнить об "убогих скудельцах"… Там, где в первые века существования Уфы хоронили неотпетых покойников, позднее раскинулось огромное Ивановское кладбище. Упраздненное еще до революции (на его месте и был разбит сад Попечительского общества о народной трезвости), оно по сей день постоянно напоминает о себе. Не раз и не два мне, как археологу, приходилось в экстренном порядке вмешиваться в ход земляных работ в районе парка им. Якутова - при расширении Дворца пионеров, строительстве комплекса "Уфа-сити". Ковши экскаваторов выгребают здесь из земли, вместе с кирпичами склепов и полуистлевшими досками гробов, десятки и сотни бренных останков уфимцев, отошедших в мир иной лет 200-150 тому назад. "Вечный покой" их продлился недолго. Треск ломающихся костей, лопающихся черепов вместе с ревом экскаваторов до сих пор стоит в ушах. Не нужно бы здесь ничего строить, особенно жильё, отдать землю парку, как и было задумано. Жизни радуйся живущий, мёртвый в гробе тихо спи...
О том, что здесь некогда было кладбище, напоминает памятник борцам за советскую власть, установленный в центре парка якобы над местом последнего упокоения Зенцова, Станишевского и других видных революционеров. Памятник этот издан на многих открытках советской эпохи (вот одна из них, фото Ю. Витковского). Не удивлюсь, однако, если на самом деле вечный огонь горит над прахом какого-нибудь жандармского полковника - извините за излишние, может быть, подробности, но мертвецы на Ивановском кладбище лежат плотно, в два-три слоя (утверждаю как очевидец и участник раскопок), и отделить революционеров от "душителей свободы" здесь едва ли возможно…
Но вот, наконец, и последняя открытка с видом Центральной улицы. Она издана в 1910-х гг. в Санкт-Петербурге "В пользу общины Св. Евгении". Город здесь - лишь по названию, перед нами типично сельский пейзаж. Огромный, покрытый рытвинами пустырь на переднем плане усиливает тягостное впечатление захолустья. Ныне здесь стадион "Труд". Единственное кирпичное здание справа сохранилось до наших дней, теперь вокруг него - огромные современные жилые дома. С левой стороны улицы видны купола Симеоновской церкви. Освященная в 1903 году, она была закрыта в 1932-м. Здание церкви, пришедшее за годы советской власти в полную негодность, ныне отстроено вновь, но оно уже не возвышается над местностью, скрытое со всех сторон домами послевоенной постройки.

Журнал "Уфа" // Виталий ФЁДОРОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости