ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

По следам «Европы»

После пожара в ТЦ «Европа» в работе торгово-развлекательных комплексов Уфы прои...

Кто лучший за прилавком?
В столице республики проходит конкурс «Лучший продавец-2011».
Январь был посвящён...


Отдых без кафешек
Любимое место отдыха уфимцев - парк имени Мажита Гафури - в скором времени изменит ...

И мечеть, и дом милосердия
В нашем городе будет построена ещё одна мечеть - с образовательным мусульманским ...

Наши в Берлине
Студенты Уфимского нефтяного университета стали призерами архитектурного конку...

Поклониться мощам
В храм Рождества Богородицы привезли мощи святой блаженной Варвары Скворчихинск...

Памяти отца «Скорбящей матери»
25 января на уфимском доме по адресу: улица Менделеева, 138, появилась мемориальная д...

Через 40 лет
Высокая прическа, гордая осанка, женственная легкость - именно такой мы представл...

Удачи, «Урал»!
Нынешний сезон для главной мужской волейбольной команды республики складывается...

10 медалей на двоих
Паралимпийцы Ирек Зарипов и Кирилл Михайлов снова отличились!
Десять медалей - т...


Ретрокалейдоскоп
160. 7 февраля (26 января ст. ст.) 1851 г. родился знаменитый книгоиздатель Иван Дмитриев...




     №2 (111)
     Февраль 2011 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"

О призраках, кладах и совести


Редкий путник, оказавшийся в поселке Николо-Березовка Краснокамского района республики, не обратит внимания на странную улицу. Она целиком состоит из особняков. Капитальные дома из красного кирпича, построенные в позапрошлом веке, стоят разрушенными. И так целая улица домов-призраков. Когда-то она носила название Купеческой, здесь жила элита Николо-Березовки. А богатеев тут было много. В XIX веке село переживало настоящий расцвет, оно было экономическим центром всего башкирского Прикамья. Отсюда по реке возили лес и соль, один за другим сюда приезжали купцы и строили дома невероятной красоты. Ни одно здание не было похоже на другое, но своим великолепием всех затмевал особняк купца Дедюхина.
Судьба мецената
Полномочный представитель фирмы «Никифор Дедюхин и сыновья» прибыл в Николо-Березовку из Сарапула в 1879 году. Степан Никифорович (как вы уже догадались) и был одним из тех самых сыновей. Сарапульские купцы Дедюхины славились тогда на весь Урал своим богатством и религиозностью. В Николо-Березовке Степан Никифорович сразу же после приезда стал поддерживать Никольский храм, много лет был церковным старостой. Еще он помогал со строительством земской школы, где дети могли учиться бесплатно, возвел на свои средства больницу и тоже не прибыли ради, ведь лечили там бедняков и денег с них не брали.
О Дедюхине ходило множество историй. Например, что каждый человек, независимо от положения, мог прийти к нему в дом. Чаще обращались за помощью: получить лечение, устроиться на работу, отправить учиться детей. Говорят, что Степан Никифорович никому не отказывал. А еще особняк Дедюхина быстро стал главным светским центром округи. Здесь принимали самых высоких персон: сюда неоднократно приезжали губернатор и епископ, а два раза у Дедюхина гостила сама великая княгиня Елизавета Федоровна - сестра супруги Николая II, принявшая постриг. Визиты такого уровня всегда сопровождались большим количеством гостей. Местная легенда гласит, что однажды Дедюхин разместил у себя делегацию в 1000 человек.
Не забывал Степан Никифорович и о деле. Он занимался торговлей хлебом и лесом. В Николо-Березовке ему принадлежали четыре хлебных амбара и лесопилка. Кстати, именно на эти предприятия он устраивал многочисленных желающих получить работу.
- Так ведь раньше все богатые люди такими были! - воскликнет пытливый читатель. - Меценатство, общественная деятельность были в порядке вещей.
Но скупые исторические данные говорят об обратном. В Николо-Березовке разные люди жили. Вот, например, особняк купца Антипина местные жители обходили стороной. Поговаривали, что человек этот - разбойник, и в свое время ограбил  неизвестного богатея и потом всю жизнь имитировал честную деятельность. Хотя хлебный амбар у него один был, но как шла торговля, хроники так и не сохранили. Кстати, известно, что тот самый Антипин после революции отдал большую часть своих сбережений советским властям с просьбой пустить деньги на содержание особняка. Деньги красные взяли, но куда их дели, также осталось тайной. Сам же Антипин поспешил эмигрировать. Так же поступили все обитатели улицы Купеческой.
А вот Степан Никифорович советскую власть не боялся. Сыновья его выехали за границу, а Дедюхин-старший, уже справивший к тому времени 80-летие, остался. Да и к чему уезжать, ведь тут, в Николо-Березовке, хоть власть и поменялась, но люди-то остались те же, и все его любили и кланялись при встрече по старой памяти…
…Но новая эпоха наступала. В небольшом селе, подальше от чужих глаз, проводились массовые расстрелы не согласных с режимом. Всех, кто не успел уехать, кто подозрителен, уводили на холм рядом с лесом, и больше их никто не видел. Степана Никифоровича «пожалели». К нему в дом пришли люди с характерными повязками, глядя в пол, попросили освободить помещение. Старик не стал собирать вещи, просто ушел - и все. Больше его никто не видел.
В особняке Дедюхина в 1918 году разместился сельсовет, но в нормальном режиме он толком и не работал. Во время Гражданской войны Николо-Березовка оказалась в водовороте боевых действий. После войны вопрос о собственности особняков с улицы Купеческой уже не стоял. Все «по умолчанию» стали госсобственностью.
Коренная жительница Николо-Березовки Алевтина Ивановна Баранова припомнила, что властные структуры в особняке Дедюхина находились недолго. В 30-е годы сюда переехало Марийское педагогическое училище-техникум, переведенное из Бирска. Здесь готовили учителей для марийских школ. Алевтина Ивановна в 1941 году окончила в техникуме 10-месячные естественно-географические курсы, которые позволили ей впоследствии преподавать в неполной средней школе. Но главное воспоминание об особняке для Барановой - даже не классы и учебники, а огромное старинное зеркало, установленное в холле у лестницы. Оно явно осталось от прежнего владельца.
Все особняки по улице Купеческой (переименованной в советские годы для политкорректности в улицу Ленина) использовались на полную катушку. Школа, здание администрации, больница, магазин. Власти нашли применение даже для Никольского храма, с которого тогда сняли колокола и кресты. В разные годы там были ресторан и склад.
В 80-е годы само существование Николо-Березовки оказалось под вопросом. Появилась опасность наводнений, уж больно полноводной стала Кама. Однажды вода дошла до особняков, и метеорологи забили тревогу: следующее наводнение грозит еще большими разрушениями. Тогда же появился проект «рукотворного моря» на Каме, который предполагал затопление окрестных низин.
Появилась идея переселить все организации на другой берег. Строились спешно, конторы переезжали одна за другой, и вскоре исторический центр Николо-Березовки оказался необитаемым.
По иронии судьбы тогда же Кама начала мелеть, сильного наводнения в этих местах больше не повторялось, да и деньги на «новое море» неожиданно закончились. Сами же дома, потеряв хозяев, стали ветшать. Особо предприимчивые граждане хотели тогда особняки разобрать по кирпичикам, но куда там. Раствор был настолько прочен, что ни разобрать, ни даже снести эти здания не представлялось возможным. Так и остались особняки стоять призраками.  В 2001 году в эту заброшенную часть поселка вновь потянулись люди. Началось восстановление Никольского храма. На работы выходили все неравнодушные. Спустя восемь лет после начала работ здесь вновь зазвонили колокола и стали проводиться службы.
Но дорога к храму до сих пор лежит через улицу домов-призраков. В администрации поселка поначалу стали думать: как понаедут потомки дворян, что ж с ними делать? Но вопросами собственности на особняки особо никто администрацию не мучил. За последние годы восстановлена лишь пара домов на бывшей Купеческой. В одном - гостиница, в другом - детский лагерь. Потомки тех дворян, что уехали в далекие дали, не стремятся возвращаться и претендовать на владение фамильными гнездами.
Стоит разрушенным и особняк Дедюхина. Входом в параллельный мир смотрится арка. Когда-то через этот парадный вход в дом заезжали колесницы. Но сейчас проще влезть через окно, тем более что дом достаточно просел за эти годы. Лестница на второй этаж была деревянная и сейчас разрушена. Остались только балки. Количество комнат не поддается счету. Вот зал - большая и светлая комната. Наверняка лет сто назад здесь часто играл оркестр, кружились прекрасные дамы, затянутые в корсеты, и бравые мужчины с большими усами делали им комплименты. Маленькая комнатка в самом углу похожа на обиталище горничной. Оконце, из которого видны только стены особняка. Максимум, что могло здесь поместиться, это кровать и старый комод, который хозяева отдали прислуге за ненадобностью... Выхожу из комнаты служанки - и снова проемы, проемы, проемы... Вдруг обращаю внимание на темное пятно. В конце одного из бесчисленных коридоров комнатка, скорее всего, из хозяйских. Ничего необычного: разломанные полы, окна с фигурным подоконником, голые стены... В комнатке есть еще комнатка. Окна присутствуют, но по размерам она еще меньше. И вдруг... В одной из стен дыра. Сколы относительно свежие. Внутри - небольшая ниша размером метр на полтора и высотой порядка метра тридцати сантиметров, очень напоминающая склеп. Такие тайники называли раньше схронами. Об их наличии в доме нельзя так просто догадаться, потому, как типовой застройки не было, для каждого барина-купца архитектор придумывал индивидуальный проект. Таких тайников-ниш в домах было несколько. Туда замуровывали золото и деньги (благо инфляции подобно нынешней лет 150 назад просто не было), и этот стратегический резерв не расходовался поколениями. Были ли несметные сокровища у Дедюхина?
Хроники не сохранили этого факта. Старик покинул дом без денег и драгоценностей. Возможно, основные ценности забрали сыновья, выехавшие за границу. Однако и кладоискатели современности не обошли эти места стороной.
Людмила Сергеевна каждые выходные бывает в церкви. Дорога лежит через улицу Ленина.
- Несколько раз я слышала какой-то непонятный шум, - признается женщина. - Иногда, если темно на улице, огоньки какие-то. Не знаю, кто и зачем в эти дома ходит, может подростки собираются, им ведь тут в поселке особо негде вечеринки устраивать.
С одной стороны, Людмила Сергеевна права. Бутылки и окурки есть во всех развалинах. Но даже самые буйные группировки вряд ли смогут подручными средствами разрушить стены…
Хранитель
Восстановленная по крупицам история не давала жителям спокойно спать, ведь красноармейцы, что выгоняли Дедюхина, были из местных же, из тех, чьим друзьям и родственникам он бескорыстно помогал, а они взяли и обрекли старика на смерть.
Итогом стало возникновение поселковой легенды о неупокоенном духе купца Дедюхина. Его никто никогда не видел, но людям стало стыдно. Как итог - появление на окраине поселка маленького домика под названием «Дедюхин скит». Именно там, по мнению местных жителей, должна была найти покой душа мецената.
Скит обитаем. Там живет сейчас Николай Сергеевич Мещеряков.
- Видел ли я когда-нибудь духа? Ну и вопросы у вас, - усмехается хранитель скита. - Я воспитывался, как и все, на материализме и в привидений не верю. Хотя, это, конечно, хорошо, что в память о Дедюхине возвели это строение.
Зачем обычный пенсионер выбрал жизнь отшельника, хранителя скита?
- Знаете, я всю жизнь жил «как надо», особо не выделялся, не мечтал. Сейчас говорят: у каждого свой путь, мол, делай что хочешь, а у нас не было «что хочешь». У нас было «как надо». Вот так я и жил всю жизнь…
Как надо Николай Сергеевич отучился в речном училище, как надо отработал на спиртзаводе, потом переехал в Нефтекамск, работал энергетиком, женился, обзавелся детьми. После смерти супруги Мещеряков задумался о Боге, пришел добровольцем в Никольский храм, когда его восстанавливали.
- Знаете, мне так хорошо было, - вспоминает хранитель. - Вроде бы и возраст уже не тот (нашему герою сейчас 84 года), и сил немного, но даже когда устаешь, так светло становится. Когда храм восстановили, я понял, что просто так сидеть перед телевизором мне неинтересно, нужна какая-то деятельность. В это время как раз скит построили. Вскоре стало понятно, что за зданием должен кто-то смотреть, а еще лучше жить там, ну я и согласился.
Дело в том, что скит построен рядом с источником, который называют Елизаветинской кладезью (в память о тех памятных визитах Елизаветы Федоровны). В народе много историй про этот источник ходит. Говорят, что там отражается лик богоматери.
- А еще за этим колодцем до революции ухаживала женщина, - вспоминает легенды Николай Сергеевич. - Про нее говорили, что она блаженная. Но в народе ее все равно  любили и за водой люди ходили именно сюда. После революции женщина куда-то исчезла, мне страшно подумать, что с ней могло произойти….
Сам же колодец пришел в запустение. Только вечерами тайком сюда приходили за водой люди и вглядывались в глубину, надеясь увидеть запрещенный лик Богоматери. Паломничество велось настолько активно, что в 1958 году колодец «образцово-показательно» засыпали песком. Только с восстановлением скита место расчистили, и здесь снова стало можно набирать воду, правда с помощью современного насоса.
- Хоть колодец и современный, но не всякая женщина с ним справится, - говорит Николай Сергеевич. - Вот я тут и помогаю. А еще я записи веду всех свадеб.
В Николо-Березовке не так много знаковых мест, поэтому каждая пара молодоженов обязательно заезжает к колодцу со святой водой. Тут их с большим альбомом уже поджидает Николай Сергеевич.
- У меня здесь все расписываются, - улыбается он. - И жених, и невеста, и свидетели. Вначале была простая школьная тетрадка. Просто для себя вел, что-то вроде дневника посещений. А сейчас это превратилось в настоящий обряд. А что? И брачующимся приятно, и у меня своя статистика.
Иногда Николая Сергеевича путают со священником. Кто-то пытается исповедоваться, кто-то просит благословения. Мещеряков сразу объясняет: он, конечно, человек верующий, но такие вещи выслушивать не полномочен.
Чем занимается целыми днями хранитель источника?
- Читаю, - признается он. - В основном отечественную историю. Правда, больше нравятся детские книги на эту тему, там меньше политики и фальши, больше духовности.
А еще он чистит колодец, засаживает парк новыми деревьями и убирает с территории бутылки и окурки. Тут любит посидеть здешняя молодежь.
- Вы можете обзывать меня брюзжащим стариком, но не понимаю я, как так можно поступать, - глаза Николая Сергеевича наливаются кровью. - Вот приходят сюда ребята посидеть, их никто не выгоняет, но зачем они так мусорят, матерятся на весь лес…
Сейчас Мещеряков - главная гроза местных подростков. Увидит в парке с бутылкой или с сигаретой, выгонит так, что мало не покажется.
- Да, ругаюсь, а что мне делать, я же тут живу, - как бы извиняясь, объясняет хранитель. - Но ведь место-то общественное. Нужно же уважать людей…
Недавно хранитель уезжал в «отпуск». Неделю побыл в санатории. Вернулся отдохнувшим и полным сил, но как увидел, что стало с парком в его отсутствие, руки опустились.
Наш разговор прерывает Гульнара, жительница Николо-Березовки. Она пришла сюда за водой. В ее доме есть водопровод, но, по очередной местной легенде, вода из кладези обладает чудесным омолаживающим свойством.
- Я каждое утро стараюсь ею умываться, лучше любого тоника действует, - делится секретом женщина.
А хранитель довольно усмехается.
- Сюда весь поселок приходит: и православные и мусульмане. Место-то необычное, ведь поколениями люди верили и молились на этот источник. Насчет морщин и прочих женских хитростей я не знаю, но то, что такой воды вы больше нигде не найдете, это точно!

Маргарита ТИЛОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости