РУБРИКА "СОБЫТИЕ МЕСЯЦА"Картина в минорных тонах
Такое обращение разместил на своем блоге советник Президента РБ по культуре Олег Киреев. На втором «круглом столе» с участием министра культуры Башкортостана Аскара Абдразакова и Олега Киреева шла речь о проблемах художников и художественного образования: проблем здесь не меньше, чем в театральной и музыкальной сферах. Одной из главных тем стало формирование при Министерстве культуры Общественного профессионального совета.
Хатип Фазылов, председатель регионального отделения Союза художников России: -Уфе крайне не хватает залов, где могли бы выставляться современные художники. Вторая большая проблема - нехватка мастерских. В прошлом году новые мастерские получили лишь два художника, а нуждаются в них 78 членов Союза художников республики, в основном молодых. Причем если раньше мы платили по счетам коммунальщиков столько же, сколько и жильцы, то теперь вынуждены платить в два раза больше: льготы отменены. Да и вообще Закон о творческих союзах и творческих работниках в республике сейчас практически не действует - нет никакой социальной защиты. А ведь доходы у художников непостоянные - им нужна, например, своя система начисления пенсии.
Светлана Игнатенко, заместитель директора Башкирского государственного художественного музея имени Михаила Нестерова: -Музей Нестерова функционирует и как картинная галерея, и как хранилище ценнейших коллекций, начиная с собрания самого Михаила Нестерова и произведений Давида Бурлюка. Это один из старейших музеев России. Но выставочных залов у нас явно недостаточно. И хранилище, где сейчас помещаются более 11 тысяч экспонатов, оставляет желать много лучшего. По нашему мнению, здания на углу улиц Гоголя и Свердлова составляют единый архитектурный ансамбль - здесь нужно создать музейный комплекс с входом по единому билету: именно так организовано посещение, например, музейных кварталов Берлина. Тогда в головном здании музея экспонировались бы шедевры из его фондов, а в близлежащих галереях - гостевые выставки и работы современных художников. До 2006 года у нашего музея было восемь филиалов в городах республики - сегодня четыре из этих картинных галерей лишились данного статуса. Эту ситуацию нужно исправить. Нам также хотелось бы, чтобы закупоч ные комиссии работали регулярно и состояли из профессионалов.
Сергей Краснов, действительный член Российской академии художеств, народный художник Башкортостана: -Надо наладить связь с Российской академией художеств. Это очень важно, ведь в Академии есть своя программа развития и пропаганды искусства и художественного образования - мы в ней пока что не участвуем. В 2004-2006 годах от Владивостока до Калининграда успешно прошла передвижная программная выставка Академии, позволившая проанализировать современное состояние изобразительного искусства в России. Я отвечал за ее уральскую часть, причем делал это на свои деньги: официально республика в ней не участвовала. Культура - это способ общения со всем миром, а замыкание на себе ведет к застою. Также очень важно открыть в Уфе и республике творческие мастерские. Именно там художники имеют возможность повысить свой уровень, участвовать в мастер-классах. Во многих регионах творческие мастерские успешно действуют, у нас же пока каждый варится в своем соку.
Владислав Пегов, председатель Башкортостанского отделения творческого союза художников: -Я мечтаю о том, чтобы улица Октябрьской революции, где находятся более десяти мастерских, превратилась в уфимский Арбат. Иначе архитектурно-исторические ценности, которые там находятся, могут и не сохраниться. Допустим, приезжают гости и просят: «Покажи мне старую Уфу». И что - в Архиерейку их везти? В городе планируется создать два новых памятника - Мустаю Кариму и Наилю Латфуллину. Но хотелось бы, чтобы все скульптурные и архитектурные проекты получали одобрение комиссии специалистов. На мой взгляд, в Уфе вообще мало хороших памятников.
Кристина Абрамичева, искусствовед: -Создается впечатление, что в выставкомах, отвечающих за проведение художественных выставок и конкурсов, участвует сложившийся круг искусствоведов - и молодых среди них мало. Среди искусствоведов нашего города ощущается некая разобщенность, причем нас вообще не так уж много. По-моему, в Академии искусств очень нужно отделение искусствоведения. А страдает от этого зритель: «насмотренных», разбирающихся в актуальном искусстве людей в Уфе немного, и специалистов, способных приобщить их к актуальному искусству - тоже. Может получиться так, что музей современного искусства останется без посетителей…
Глеб Голубев, председатель Совета дир екторов детских художественных школ РБ, директор уфимской детской художественной школы №2: -Указы Президента дают возможность составлять список учреждений, которые можно переводить в автономный статус - а можно и не переводить. Со школами искусств так поступать нельзя! Многие художественные и музыкальные школы не видели ремонта много лет - и в случае автономии на помощь государства можно не рассчитывать. Недавно детской художественной школе №1 - старейшей школе Уфы - было предложено новое помещение… на ДОКе - о чем это говорит? И потом руководство будет вынуждено поднять плату за обучение - а многие ли родители это выдержат? Художественные училища и вузы республики останутся без абитуриентов.
Амина Шафикова, ректор Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова: -У нас существует система художественного образования: школа - училище - вуз. Но недавно все школы искусств стали муниципальными, и им не хватает финансирования. Я считаю, что школам искусств надо выделять деньги из республиканского бюджета. Иначе получится, что в Академию искусств некому будет поступать.
Амир Туйгунов, директор Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева: -После открытия колледжа в 1986 году в здании ни разу не проводился ремонт - в последние годы мы вынуждены заниматься буквально в аварийных классах (лишь в прошлом году была заменена крыша). Для обучения 286 детей балетных классов требуется вчетверо больше, чем теперь, необходим и учебный театр. Проектно-изыскательские работы для строительства уже проведены - мы просим включить нас в какую-нибудь программу финансирования.
Анатолий Медведев, директор уфимской детской музыкальной школы №10: -Очень сложная ситуация с кадрами, особенно по инструментам, не пользующимся массовой популярностью. Например, уже сейчас в Башкирском государственном театре оперы и балета партия гобоя в оркестре исполняется на синтезаторе. Скоро нам вообще некого будет учить.
Лилия Валямова, преподаватель Среднего специального музыкального колледжа Уфы: -Учащиеся музыкальных колледжей должны посещать концерты по льготным билетам - так делается в Москве и в Санкт-Петербурге. Необходима и пропаганда классической музыки. В Китае она звучит в каждом магазине. Поэтому китайские и корейские музыканты занимают первые места на конкурсах. А у нас где такие программы?
Виктор Бокарев, член Ассоциации фортепианных мастеров России: -Основной инструмент в российских музыкальных школах - фортепиано, инструмент капризный, но в большинстве наших школ стоят очень изношенные инструменты, не соответствующие никаким стандартам. Выход один: создать Центр по ремонту и реставрации музыкальных инструментов, который был бы одновременно центром обучения мастеров.
Аскар Абдразаков, министр культуры РБ:
-Я предлагаю всем выступавшим изложить основные проблемы в официальном письме на мое имя. Решать их будем в порядке приоритетности: первым делом - вопросы с ремонтом зданий, оборудованием и транспортом для гастролей. А самый главный - вопрос заработной платы педагогов.
Екатерина КЛИМОВИЧ |