ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Событие месяца
Герои СНГ в столице
В Уфе прошло заседание Координационного совета Комитета по делам воинов-интернационалистов СНГ под председательством Героя Сове...


Развиваем нанопотенциал
В Уфе побывала делегация ОАО «Роснано» во главе с Анатолием Чубайсом. Московские гости посетили ОАО «Уфимское моторо-строительное производственное&nbs...

Ждём праздника
В преддверии 66-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне в школах Уфы прошли уроки мужества с приглашением ветеранов, а в библиотеках проводят...

Непросто быть выпускником
25 мая старшеклассников ждёт Последний звонок. 
Этот день запоминается навсегда - как момент вступления во взрослую жизнь. Цветы, слёзы, прогу...


«Природа и человек»
Так называется экологическая акция, главная цель которой - убедить молодежь бережнее относиться к окружающей среде.
Первый этап акции продлится до...


Автору «Ежевички»
В Уфе появилась мемориальная доска с именем Николая Голова.
Музыкант, композитор, баянист-концертмейстер, также известный как Наиль Галеев, жил в д...


Песни бардов над водой
На набережной реки Белой прошёл Открытый республиканский фестиваль авторской песни «Агидель-2011».
Фестиваль стартовал 21 апреля во Дворце молодеж...


Любовь моя - мелодия
25 мая  в Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова состоится концерт  «Любовь моя - мелодия», посвященный памяти Муслима...

Маска для продолжения рода
12 мая в галерее «Мирас» открывается персональная выставка живописи Евгения Севастьянова «Реставратор».
В экспозиции будут представлены семь огро...


Кубок - наш!
«Салават Юлаев» победил в Кубке Гагарина на радость всем болельщикам! Уфимцы взяли верх над подмосковным «Атлантом» в пятом матче финальной серии. В с...

Зеркало его души
23 апреля в Выставочном зале уфимского Конгресс-холла открылась выставка «Зеркало души» известного фотохудожника, заслуженного работника культуры Росс...

Ретрокалейдоскоп
150. 17 мая 1861 года в Лондоне Джеймс Максвелл и фотограф Томас Саттон продемонстрировали первую в мире цветную фотографию (слайд).
140. 28 мая 18...





     №5 (114)
     май 2011 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

БУДНИ МЭРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

УЧИТЕЛЬ ГОДА

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

КОНКУРС «ЗОЛОТОЙ КУРАЙ»

IT-ЭКСПЕРТ

ГОД СЕМЬИ

КУЛЬТУРТРЕГЕР








РУБРИКА "Ко Дню Победы"

Имя города на броне


Летом 1943 года там же были построены ещё два бронепоезда - «Уфа» и «Салават Юлаев», которые уже на фронте были сформированы в бронедивизион № 60. Бронепоезд «Уфа» построили в рекордные сроки - всего за 8 дней. Предварительно был организован сбор средств на строительство бронепоездов, на строительство бронепоезда «Уфа» к концу июня 1943 года было собрано более 890 тысяч рублей.
Долгие годы эти бронепоезда были как бы пропавшими в вихре военного лихолетья. И совсем недавно появились новые свидетельства о пребывании их на фронтах. Причём эти сведения уже около 20 лет покоились не в недрах архивов и не на просторах Интернета, а лежали на обычной книжной полке. А именно в книге
А. Ефимьева, А. Манжосова, П. Сидорова «Бронепоезда в Великой Отечественной войне» (Москва, 1992 г.) можно прочитать о том, что в действительности не только «Полководец Суворов» и «Александр Невский» участвовали в боевых действиях, но и «Уфа» и «Салават Юлаев». На эти бронепоезда пересел экипаж уничтоженного авиацией противника в 1943 году БП «Московский метрополитен», и они дошли с боями от Прибалтики (район Полоцка), как минимум, до Кенигсберга. Один из выживших членов экипажей, командир бронеплощадки Б.Л. Перлин и оставил нам свои воспоминания об их боевом пути.
Немало новых сведений по этой теме можно почерпнуть и из Интернета. В частности, на сайтах, посвящённых боевой технике Великой Отечественной войны, оказались размещёнными фотографии уфимских бронепоездов, ранее не публиковавшиеся в республиканских изданиях. Причём, если прежде в определении названий наших бронепоездов существовала известная путаница, когда бронепоезд, изображённый на одном и том же фото, именовался то «Полководец Суворов», то «Уфа», то теперь мы имеем фото бронепоезда «Уфа», принадлежность которого не может вызывать никаких сомнений, так как имя нашего города чётко выведено на кабине машиниста этой «крепости на колёсах». Детальное описание боевого пути и подвигов экипажей наших бронепоездов должно вестись на основе дальнейшего изучения архивных материалов.
Танк в игре
Первые сведения о танке с именем «Уфа», начертанным на башне, поступили из довольно неожиданного источника. Любители компьютерных игр заметили танк с такой надписью на броне в развитии действия пятой части компьютерной игры «Call of Duty» под названием «World at War» (локация «Стальное кольцо» в городе Панков (Groz Pankow)). Впрочем оказалось, что американские разработчики игры, вводя в действие танк с именем нашего города, опирались на документальные источники, в частности, на кадры кинохроники времён Второй мировой войны, где в сражении за взятие Берлина фигурирует танк с именем «Уфа» и тактическим номером 24 (документальный фильм «Россия. Восточный фронт», 3-я часть, 37-я минута).
Нашим землякам-краеведам удалось выяснить, что танк «Уфа» был куплен на деньги рабочих Уфимского паровозоремонтного завода, и в экипаж даже вошел один из них. Уже более 20 лет назад в фонды Национального музея РБ поступило извещение о гибели этого члена экипажа. По тем же данным, танк с именем «Уфа», вероятно, погиб в Балатонской операции. Но где и когда именно и что стало с его экипажем, нашим энтузиастам-краеведам пока выяснить не удалось.
Буквально в последние дни появились новые сведения об «Уфе». Оказалось, что такой танк реально существует и в настоящее время: являясь музейным экспонатом, он выставлен в числе другой боевой техники на танковой площадке Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея Истринского района Московской области.
Вероятнее всего, танк с такой надписью не есть подлинно существовавший во время Великой Отечественной, а лишь расписан под известный оригинал. Тем не менее у научных сотрудников Ленино-Снегирёвского музея определённо были какие-то основания для сопровождения танка в своей экспозиции именно такой атрибутикой. Скажем сразу, что предположение об участии его в обороне Москвы в 1941 году не может быть признано даже вероятным, так как танк такой модификации (Т-34-85) был принят на вооружение Красной Армии лишь в начале 1944 года.
Для получения ответов на эти вопросы предстоит совместная работа с сотрудниками этого музея. Будем надеяться, что история танка с именем «Уфа» заметно прояснится в самое ближайшее время. И последнее замечание в связи с этим танком. Всем уфимцам известно, что в нашем парке Победы установлен танк всё той же модификации (Т-34-85), и если сотрудники Ленино-Снегирёвского музея нашли возможным разместить имя нашего города на танке в своей экспозиции, то имеются гораздо более весомые основания иметь такую надпись на танке в уфимском парке Победы.

Пароход,
который был
Оказалось, что не только бронепоезд и танк носили имя нашего города во время Великой Отечественной войны, но был и пароход с таким именем. Правда, это было не военное, а транспортное судно, и имя «Уфа», строго говоря, не могло быть начертано на броне. Хотя и сугубо «мирным» этот пароход назвать тоже нельзя.
Известно об этом судне немного. Во время войны оно совершало рейсы в составе так называемых «Северных конвоев». Перевозя для наших союзников грузы из Мурманска в Исландию, «Уфа» была потоплена в Баренцевом море в январе 1943 года в результате атаки немецкой подводной лодки. Судно имело непростую предысторию. Оно было построено в 1917 году в США для Франции и получило имя «Тулуза». В 1928 году пароход был продан Норвегии, где получил имя «Акила», и в 1934 году вновь перепродан уже Советскому Союзу и стал «Уфой». До начала войны он находился в ведении Балтийского морского пароходства с портом приписки в Ленинграде. Единственное известное нам фото корабля зафиксировало момент, предшествующий его спуску на воду на верфи США.

Окончание в следующем номере.

Фарит ЛАТЫПОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Городская среда Ufaved.info «Сообщество» в Уфе

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг