|
РУБРИКА "Невредная привычка"Мастер: новое пришествие
Кто только не брался за эту экранизацию! Анджей Вайда снял по мотивам библейских сцен фильм «Пилат и другие». В 1990 историю Мастера снял еще один поляк - Мацей Войтышко: во время работы над романом Мастера запугивала нечистая сила, в результате чего он и заболел паранойей. (Если так - ничего не поняли у Булгакова.) Из наших режиссеров к материалу примеривались Таланкин, Климов, Полока, Данелия, Рязанов, Тарковский, Быков, Наумов с Аловым… Фильм Юрия Кары вышел на экраны с семнадцатилетним опозданием - и когда критики наконец его увидели, разругали за многое. Например, им не понравилось, что гоняющийся за консультантом Бездомный (Сергей Гармаш) подбегает к кремлевским воротам и кричит: «Здесь засела нечистая сила!» А тогда это чувство было всенародным. Забыли уже. Или научились подавлять. Или то, что в числе гостей Сатаны оказались Мазепа, Петр I, Ленин и Сталин. Но что это был бы за фильм, если бы он не преподносил абсолютно никаких сюрпризов? Или кто-то насчет Сталина сомневается? Сравнивая экранизации Кары и Бортко, понимаешь, чего не хватает второй. Спору нет, практически каждая страница романа достойна воплощения на экране - и додумывать особо ничего не надо. К 2005 году зритель уже как следует подсел на сериалы, привыкнув к по капле выдаваемому смыслу - и Бортко решил воспользоваться этим. Но, пока актеры подробно следуют за блестящим текстом, фильм - несмотря на все свои достоинства - безнадежно теряет темп. Снято так, чтобы все было понятно сегодняшним школьникам. (Вот на Маргариту надевают тяжеленное облачение… такие же сандалии…) Они смогут выдать все, что от них требуют, не утруждая себя прочтением. При этом кое-что свое к Булгакову добавил и Бортко: у него Валентин Гафт сыграл некоего главу чекистов, который разговаривает с грузинским акцентом - чтобы опять-таки школьникам стало понятно, кто в то время был главный Сатана. Кто видел Гафта, тот представляет, как идет ему роль Воланда. Таким он и получился. Воланд Басилашвили менее обаятелен, более монументален. (Хотя лучше из двоих великих не выбирать.) Некоторые знатоки даже написали, что гости из Ада и не должны быть обаятельны - они отвратительны. Но, помилуйте, зачем тогда было на роль Коровьева брать Абдулова? И главное - когда силы Ада вступают в контакт с москвичами (ну ладно, с москвичами 30-х), на чьей стороне ваши симпатии? Ад усваивает методы и стиль общения тех самых москвичей. И оказывается самое то, что надо. Как это здорово - хамским тоном сказать доносчику: «Варенуха, не носи никуда телеграммы! Хуже будет». А потом засветить по физиономии в темном туалете и отобрать портфель. В этом самом духе - залихватской чертовщины - и сняты у Кары московские сцены. Главный злодей постсоветского кинематографа Александр Филиппенко от души веселится в роли Коровьева. В роли Азазелло Владимир Стеклов - как будто другого и быть не может. Бегемотом Юрий Кара, недолго думая, сделал Виктора Павлова - и вышло более органично, чем у Бортко: разговаривающее чучело огромного кота выглядит не очень зловеще, и это же надо говорить с такой старательной интонацией. Вот югослав Петрович взял на эту роль просто черного кота. И артист не подвел. Возможно, Илье Олейникову очень хотелось отойти от «Городка» - однако ассоциируется он именно с ним. Поэтому на страшного въедливого финдиректора Римского, которого боялся сам Степа Лиходеев, Олейников никак не тянет. Римский у Кары (это Виктор Сергачев) тоже вышел лучше. Анна Ковальчук в роли Маргариты - одна из главных удач Бортко. Суперженщина, которая ничего не боится, которой все по плечу. Это женщина XXI века. А вот Маргарите Анастасии Вертинской действительно было страшно. Здесь видно, что она умрет без своего Мастера. Но и демонизма в ней не меньше. Если написано: «Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня» - не перевоплотиться невозможно. В этот момент все зрительницы тоже вспоминают все свои бедствия. И становятся ведьмами. Кстати, для всего этого нужен еще и Мастер, ради которого пойдешь на поклон и к Сатане. Виктор Раков, к сожалению, снимался мало. Но зато в точку. Когда читаешь «Мастера и Маргариту» по школьной программе, ершалаимские сцены все-таки не воспринимаются так, как должно. В новом фильме вы просто увидите, как наивное Добро будет снова убито - как миллион раз до того и миллион раз после. И от этого станет, как никогда, могущественным. Пилат Михаила Ульянова суров и значителен, и тем более поражает его падение. Удался и Иуда Игоря Верника - я никогда еще не видела более веселого и здорового злодея. Иешуа Николая Бурляева полон спокойного достоинства. В окружении недолюдей он не боится быть Человеком. Единственный способ «научить разумному, доброму, вечному» - это показать человека красивого, умного, влюбленного и творческого, умеющего наслаждаться жизнью и противопоставляющего всем несчастьям и глумлениям спокойное достоинство. В этом главная сила Мастера - и Булгакова.
Екатерина КЛИМОВИЧ |
|
|