|
|
|
|
|
|
РУБРИКА "Ко Дню Победы"Имя города на броне
К началу войны транспортное судно «Уфа» было уже в составе Северного государственного морского пароходства и участвовало в перевозках стратегических грузов, в том числе и поставляемых в обмен на получаемые по ленд-лизу. Пускаясь в опасные рейсы по Баренцеву морю в зоне действия авиации «Люфтваффе» и постоянно дежуривших в поисках объектов нападения подводных лодок противника, транспорт «Уфа» оставался практически беззащитным. Правда, согласно плановому вооружению транспортных судов, принимавших участие в Северных конвоях, было проведено вооружение и этого судна по самому минимальному варианту: пулемёт и приписанный к экипажу один военный моряк-пулемётчик. Своё последнее плавание транспорт «Уфа» совершил 23 января 1943 года, выйдя в одиночном порядке с грузом древесины из Мурманска в Исландию. 29 января судно было атаковано немецкой подводной лодкой «U-255». Сохранился довольно детальный отчёт капитана подлодки об этой атаке, который и является наиболее полным свидетельством об обстоятельствах гибели судна, здесь же приводятся некоторые сведения о маршруте транспорта и его грузе.
Судно было атаковано в Баренцевом море к югу от острова Медвежий двумя торпедами. После всплытия атаковавшей подводной лодки её экипаж обнаружил выживших и пытался допросить их, но не смог это сделать, так как «...они говорили только на русском языке». Из донесения подводников не ясно, находились выжившие в шлюпке или в воде. Надо сказать, что попытки подводников опросить спасшихся после потопления судна по поводу названия, водоизмещения и перевозимого груза были обычной практикой, необходимой для составления отчёта о результативности атак. По всей видимости, никому из экипажа «Уфы» спастись не удалось, во всех источниках экипаж (29 человек во главе с капитаном Л.И. Патрикеевым) транспорта «Уфа» значится погибшим. Он был обречён, оказавшись в открытом море в условиях арктической зимы. Добавим, что, вероятно, единственное, что связывало это судно с нашим городом, было его имя. И всё же, интересно было бы знать, как выглядел транспорт «Уфа» в период, когда он был тёзкой башкирской столицы. Другая, не менее достойная задача для наших краеведов: выяснить состав экипажа судна, совершавшего героические рейсы по грозящим гибелью просторам арктических морей.
Почему «Уфа»? Во время Великой Отечественной войны в составе войск Красной Армии имелось 53 бронепоезда, помимо этого, их было немало в составе войск НКВД. Именных танков и танковых колонн во время войны насчитывалось около 250. Если мы попытаемся найти в этих списках названия бронепоездов и танков с именами городов, то увидим, что таковых практически нет. При присвоении «городских» названий бронепоездам от имен городов образовывались прилагательные с указанием на классовую или профессиональную принадлежность жителей того или иного города: «Тульский рабочий», «Горьковский милиционер». Имена городов на броне танков преимущественно указывали на принадлежность горожан к молодёжным общественно-политическим организациям: «Челябинский пионер», «Ореховский комсомолец». Практически лишь столичные города образовали в названиях бронепоездов прилагательные со значением «представитель города»: «Москвич», «Ленинградец». И только бронепоезда «Красноярец» и «Кировец» нарушают такую обособленность названий с именами столиц. «Чистое» имя столицы в виде имени собственного носил бронепоезд типа БП-43 «Москва», также имя столицы имела самоходная артиллерийская установка (ИСУ-152) «Москва». У нас нет цели таким сравнением ставить в один ряд столицу страны и наш город, и всё же факт налицо: кроме «Уфы» и «Москвы», бронепоезда и танки не носят имена других городов. Можно подумать, что также бронепоезд «Киров» носил имя города, но в действительности это было имя не города, а партийного руководителя, так как этот БП был построен в депо города Омска. Тот факт, что эти единицы боевой техники с именем нашего города были построены на средства, собранные уфимцами, всё же не вполне объясняет решение о присвоении им этого названия. Так как ожидаемым названием должны быть образованы прилагательные, например: «Уфимец», «Уфимский рабочий» или «Уфимский железнодорожник». Какова причина такого исключительного положения? Можно ли говорить об особом месте нашего города, его имени в массовом сознании населения в период Великой Отечественной войны? Видимо, есть основания для положительного ответа на эти вопросы. В начале Великой Отечественной войны по решению Государственного Комитета обороны, Совета Народных Комиссаров СССР и Совета по эвакуации в крупных узловых центрах РСФСР - Ярославле, Горьком, Куйбышеве, Кирове, Уфе, Свердловске, Челябинске — были образованы эвакопункты и аппарат управлений по эвакуации. Из числа названных городов Киров оказался в зоне оккупации (с 04.10.1941 г. по 8.01.1944 г.). Ярославль, Куйбышев, Горький к концу 1942 года подпадали под действие вражеской авиации, а Свердловск и Челябинск располагались по сравнению с Уфой на более значительном удалении от линии фронта и находились в более «глубоком тылу». Уфа при всей значительности вклада в дело обороны (около 50 эвакуированных предприятий и 104 тысячи беженцев и эвакуированных) в реально сопоставимых единицах оборонных ресурсов не могла сравниться с тем же Челябинском с его «Танкоградом» (ЧТЗ) или со Свердловском с его «Уралмашем». Однако такие сопоставления в годы войны могли быть очевидны лишь высшим руководителям страны, армии и промышленности. Таким образом, положение Уфы в числе других городов - центров плановой эвакуации - было исключительным. А именно - она была тыловым городом, удалённым от бомбёжек и возможной оккупации; с другой стороны, удалённость города от линии фронта была наименьшей среди названных центров эвакуации. И потому имя «Уфа» в сознании народных масс могло восприниматься и как обозначение своеобразного опорного рубежа в деле собирания сил для оказания сопротивления агрессору, отчего это имя вполне оправданно находило себе место на бортах боевой техники. Наши гипотезы выбора имени «Уфа» в отношении бронепоезда и танка никак не разъясняют выбор такого имени для названия транспортного судна, получившего это имя ещё в 1934 году задолго до начала войны. Итак, с чем же связано название судна? Чем Уфа могла обратить на себя внимание руководства Морского флота в то время?
Наше предположение связано со значением открытия в 1932 году и освоением нефтяных месторождений в районе Ишимбаево. В стране остро встал вопрос о необходимости строительства железнодорожной линии «Уфа — Ишимбаево», и задачи этого строительства обсуждались на XVII съезде ВКП(б) (январь-февраль 1934 года). Не вдаваясь в детали обсуждения на съезде этого вопроса, скажем только, что первый секретарь Башкирского обкома и Уфимского горкома ВКП(б) Яков Быкин своё выступление в прениях по отчётному докладу И.В. Сталина завершил, призвав ЦК «...повернуть центральные наркоматы в помощь Башкирии», добавляя при этом: «... пусть они поучатся работать у ЦК, пусть поучатся они у товарища Сталина». В тех обстоятельствах этот призыв должен был восприниматься «центральными наркоматами» как прямое указание для неукоснительного исполнения. Поэтому и наркомат Морского флота мог рассматривать присвоение имени «Уфа» вновь приобретённому в Норвегии судну в качестве своего посильного вклада в неотложное дело оказания помощи удалённой от морей Башкирии.
Фарит ЛАТЫПОВ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|