ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Президент - народу
19 мая Президент Республики Муртаза Рахимов выступил с ежегодным Посланием к наро...

О судьбах нефти
В Уфе прошел VI Конгресс нефтегазопромышленников России.
Проведение конгресса в ...


Герои N
В кинотеатре "Родина" состоялась презентация телевизионного проекта "Герои N". Его ...

Вложения в будущее
Администрация Уфы объявила конкурс проектов и программ в области занятости и тру...

Какой быть Уфе
Уфа готовится ко Дню города. По традиции в рамках мероприятий, посвященных любимо...

Ждем Шевчука
12 июня, в День города, в Уфе выступит Юрий Шевчук. В качестве площадки городские вл...

Бальдини атакует
На очередном этапе Кубка мира по фехтованию на рапире, прошедшем в Эспиньо (Португ...

Всем сестрам по шашкам
Определен состав юношеской сборной России по международным шашкам, которая приме...

Самые умные
В Уфимском городском дворце детского творчества имени Комарова в конце мая прохо...

Мотор, начали!
25 мая отметила свое 15-летие Башкирская государственная киностудия "Башкортостан"....

День семьи...
Международный день семьи в этом году проходил под девизом "Семья - храм доброты, те...

...и медика
14 июня в ГДК состоится подведение итогов городского конкурса "Лучший врач года". М...

700 развлечений
Этим летом в Уфе для детей и подростков планируется провести около 700 мероприятий....

Книжкин дом
27 мая отмечался Общероссийский день библиотек. В Уфе централизованная система би...

Чтения в местах силы
В Музее современного искусства РБ имени Наиля Латфуллина прошли Интеллектуальны...

Побольше бантиков
Выпускной бал в этом году состоится 26 июня. Но в каждой семье, где есть выпускник, у...

Театральный фейерверк
Май - месяц закрытия театрального сезона. Каждый театр старается завершить его та...

Николо-Березовские колокола
Каждый год в селе Николо-Березовке Краснокамского района май звенит колоколами - ...

Цивилизации. Офорт
"Ольга Самосюк. Цивилизации. Офорт" - афиши пестрели по городу. Те, кто знаком с твор...

A propos (между прочим)

130 лет назад, в 1875 году, владелец бывшей усадьбы Аксаковых (ныне сад С.Т. Аксакова) ...




     №6 (43)
     Июнь 2005 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЭКОНОМКЛАСС"

Монетизация знаний


Прежде всего, хотелось бы внести ясность: а что это за чудище такое - образование? И почему вдруг наше образование столь раздражает западную цивилизацию, и нам сегодня под лозунгом интеграции в общемировые процессы настоятельно рекомендуют его реформировать, причесать, так сказать, под западные стандарты?

"Образование" или "обучение"?

Мартин Хайдеггер, немецкий философ, столь любимый в "продвинутых" слоях общества, причем по большей мере заочно, частенько в своих текстах прибегал к лингвистической деструкции терминов, наивно полагая, что в результате такого анализа можно доискаться истинного смысла явления. Так вот, что есть "образ"-ование? Это придание неоформленной пока еще массе определенного образа, формы. В то же время в английском "education" - существует явное смешение двух понятий: "образование" и "обучение". Хотя и происходит от латинского "educo" (воспитываю). Именно здесь и проходит водораздел, изначально разграничивший наши системы образования. В нашей стране всегда, даже во времена царя Гороха, существовала ценность формирования нового человека, и поэтому российские учебные заведения зачастую выпускали универсально образованных молодых людей - и совершенно слабых специалистов. Предполагалось, что специальность - дело наживное, и жизнь сама быстро научит молодого специалиста, какую вилку в какую розетку втыкать.
Кстати, если попытаться перевести на английский язык то, что мы понимаем под словом образование, то мы получим английское "information". Забавно?! Но информационная среда - это уже отдельная тема, хотя готовы дать голову на отсечение, что наша система образования всегда была ничем иным, как своего рода погружением ученика в особо организованную ткань комплексного информационного поля. В то время как на западе, прежде всего, пытались ученика снабдить суммой практических инструкций.
Еще одним, может, даже наиболее значимым отличием нашего образования от западного было то, что оно было почти во всех своих сегментах бесплатным. Хотя даже в советское время так было не всегда и не везде, тем не менее, память народная, которая иногда крепче всяких энциклопедий и хрестоматий по истории, бережно хранит в себе этот концепт - "Эх, выучили вас бесплатно на нашу голову!".
Итак, почем, где и какое? За какие деньги, в каких учебных заведениях и какое образование мы получаем?

Школы. Гимназии. Колледжи. Лицеи

На сегодняшний день в нашей столице существует 159 средних образовательных учреждений. Из них - 20 гимназий, 13 лицеев, 52 школы с углубленным изучением предметов, 14 школ, получивших статус экспериментальных площадок для внедрения инновационных программ. Была не столь давно на телевидении популярная фраза: "При всем богатстве выбора другой альтернативы нет!", которая великолепно иллюстрирует сложившуюся на сегодняшний день ситуацию в сфере среднего образования башкирской столицы. Дело в том, что оно, впрочем, как и во всей России, оказалось в достаточной мере консервативным. И несмотря на происшедшие кардинальные общественные сдвиги, мало подверглось корректировке. Так же как и в советское время, есть школы элитные, сегодня они стали гимназиями и лицеями, а есть обычные, обучающие основную массу уфимцев. Качество, а самое главное - структура обучения, в них осталась прежней: "Зубри, и тебе воздастся!". Причем уровень подготовки выпускника из обычной школы, по большому счету, мало чем отличается от элитных учебных заведений. Хотя традиционно процент выпускников из элитных школ, поступивших в вузы, значительно выше. Но здесь уже работает социальный фактор и дань обычаю.
Наряду с этим происходит латентная коммерциализация школ. Эта тема считается крайне неприличной для общения с представителями управления образования и учительского корпуса. Но факт остается фактом - сегодня островков бесплатного среднего образования де-факто почти не осталось. Каждый родитель это прочувствовал на собственном кармане.  И, что печально: к качеству образования эти финансовые вливания никакого отношения не имеют.
В достаточной степени слабой альтернативой можно считать те немногие частные средние учебные заведения, которые появились в нашем городе. Здесь можно упомянуть школы "Баярд" и "Альфа". Цена за гранит науки в них высока. Один год обучения ребенка в школе "Альфа" родителям обойдется в 54 тысячи рублей за год с 1-го по 4-й классы и по 64 тысячи в более старших классах. Так что частное образование, в виду своей элитарности, пока погоды не делает.
В этом году стены уфимских школ покидают 8425 юношей и девушек. У них была возможность выбора между ЕГЭ и традиционными экзаменами. Симпатии выпускников разделились примерно пополам. На этот раз в пакет экзаменов вошли три чрезвычайно солидных предмета - физика, химия и математика. И судя по тем темпам, с которыми ЕГЭ покоряет все новые и новые регионы - в этом году единые экзамены состоятся уже в 78 регионах из 89, можно смело заявлять о завершении "экспериментальной" фазы. И это притом, что скепсис вузовских ректоров по поводу этого нововведения год от года лишь крепчает.

Деньгами или мозгами?

Для большинства выпускников школ тернистая дорога к заветному диплому начинается с платных подготовительных курсов или занятий с репетитором. Во сколько обойдется это удовольствие родительскому карману? Характер и стоимость подготовительных курсов зависит от количества лекционных часов и читаемых предметов, и, как  правило, они бывают трех видов: 8-месячные, 5-месячные и короткие, двухнедельные. За 99-часовой 8-месячный курс в БГУ с вас попросят 1300 рублей, а за 60-часовой 5-ти месячный ровно тысячу. Краткосрочная 30-часовая июньско-июльская подготовка в БГУ и УГАТУ обойдётся в 650 рублей за один предмет, а вот в педагогическом это удовольствие будет стоить уже 1080. 
Что касается   частных репетиторов, то здесь разброс цен еще более обширен.   Здесь возможен целый букет вариантов, зависящих как от конкурса на выбранном вами факультете, так и от должности, научного звания и, чего греха таить, скрытых возможностей и тайных связей вашего "интеллектуального тренера". Школьные учителя, аспиранты и начинающие преподаватели обычно ограничиваются 150-200 рублями в час. Кандидаты и доценты берут не менее трёхсот, ну а если вы занимаетесь с преподавателем юрфака БГУ или экономфака УГНТУ, то за академический час занятий вам или вашим родителям придётся  выложить 400-600 рублей.   
Впрочем, если абитуриент решил поступать в вуз, что называется, "своими мозгами", он вполне можете обойтись как без курсов, так и без репетиторов. Всего за 15 рублей вы можете стать обладателем волшебной книжечки, где самым подробным образом изложено все то, что с вас могут потребовать на экзамене, а также расписана вся процедура его проведения. Учитывая огромное количество появившейся в последнее время всевозможной учебной и справочной литературы, проблему самостоятельной подготовки к вступительному экзамену можно считать  вполне разрешимой. Ведь больше того, что в ней есть, с вас всё равно не спросят, да и  репетитор, пожалуй, не расскажет.

Высшая школа: коммерции

В конце  90-х годов на волне экономических реформ в России появилось множество негосударственных коммерческих вузов, предлагающих всем желающим "знания за деньги". Да и госвузы, бюджетное финансирование которых постоянно уменьшалось,  чтобы свести концы с концами, вынуждены были прибегнуть к практике формирования всё новых и новых коммерческих групп. В ситуации свободной конкуренции на рынке образовательных услуг "частники"  оказались в большом плюсе.  Дело в том, что для получения максимально возможной прибыли они практически не ведут обучение по непрестижным гуманитарным дисциплинам и по востребованным на рынке образования, но слишком дорогим с точки зрения организации учебного процесса техническим и естественнонаучным направлениям. Госвузы же вынуждены содержать также  и непрестижные факультеты, расходы на  которые съедают львиную долю и без того не слишком-то высокой прибыли от коммерческих групп. К примеру, в УГАТУ количество платных и бюджетных мест соотносится приблизительно как 1:1, а в пединстититуте на 955 бюджетников приходится чуть более 700 коммерческих студентов. И если для обучения  на истфаке особых затрат не требуется, то подготовка даже одного специалиста по специальности "ремонт и эксплуатация авиационных двигателей" обойдётся  в  несколько сотен тысяч рублей.  Представляете, какая сумма ежегодно требуется всему факультету? Увеличение расценок на коммерческое обучение и наращивание количества "платных" мест в данном случае ничего не даст - желающих платить за  непрестижный диплом большие деньги просто не будет.
Сегодня стоимость одного года обучения в уфимском вузе колеблется от 22 тысяч на филфаке БГПУ до 65 тысяч на экономфаке нефтяного. От чего зависят эти цифры? Вот как прокомментировал ситуацию ответственный секретарь приёмной комиссии УГАТУ Анвар Тлявлин:
- Вырабатывая расценки на обучение по той или иной специальности, мы вынуждены руководствоваться  не столько реальной стоимостью подготовки специалиста, сколько рейтингом факультета. К примеру, стоимость годового обучения на экономическом факультете, где для организации учебного процесса, по сути, нужен один лишь мел составляет 48 тысяч рублей. В то же время за год учёбы по столь затратной для вуза специальности, как авиационное приборостроение, мы просим лишь 34 тысячи. Камнем преткновения становится пресловутый  престиж профессии, который, в конечном итоге, и определяет её коммерческую стоимость.  
Неудивительно, что ввиду ожидающегося резкого уменьшения финансирования высшего образования со стороны государства правительство решило провести ряд преобразований, по мысли законодателей способных помочь государственным университетам несколько улучшить своё финансовое положение. Не так давно был принят законопроект "О внесении изменений и дополнений в статью 41 Закона Российской Федерации "Об образовании". В нём были сняты ограничения на прием обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях среднего и высшего образования специалистов в области юриспруденции, экономики и менеджмента. По словам зампреда Комитета по образованию и науке РФ Валентины Ивановой, ограничение на платный прием по столь востребованным специальностям привело к значительному росту числа новых частных вузов. Иными словами, значительная часть средств, потенциально способных попасть в бюджеты госвузов,  уходила в частный карман. В одном только Башкортостане  студентами негосударственных университетов являются сегодня свыше 27 тысяч человек.
Однако теперь госвузы смогут принимать ровно столько юристов, экономистов и управленцев, сколько влезет в учебные корпуса. А чтобы помочь ректорам сформировать как можно больше коммерческих групп, министерство образования проводит поэтапное сокращение бюджетных мест, прежде всего, на гуманитарных факультетах. Так, в БГПУ ожидается сокращение 15 бюджетных вакансий по педагогическим специальностям, в аграрном вместо 900 бюджетников в 2005-2006 году останется 810. Пожалуй, единственным столичным институтом, которого в этом году не коснулись подобные сокращения, стал авиационный, где к 1238 ежегодно выделяемым бюджетным местам добавится ещё около 50-ти.
Подобная ситуация наблюдается и в аспирантурах. На большинстве кафедр осталось 1-2 бюджетных места, и уже всерьёз поговаривают  об их полном упразднении. Желающим продолжить своё университетское образование придётся раскошелиться, благо, пока стоимость одного года обучения на соискание звания кандидата наук установлена на порядок ниже, нежели при получении базового образования. К примеру, в БГУ за год обучения в очной аспирантуре по специальности "политология" придётся отдать 18 тысяч рублей, что почти в 2 раза меньше ежегодной платы за базовый курс.

Пешком в Болонью

18-19 июня 1999 года целый ряд европейских министров образования осчастливил Европу подписанием знаменитого Болонского соглашения, которое и стало отправной точкой одноименного процесса. Он характеризуется следующими тенденциями: расширение доступности высшего образования для жителей Европы, выработка единого стандарта образования, создание единой общеевропейской сети образовательных учреждений. Последнее наиболее важно, так как его следствием явится беспримерная миграция студентов по Европе в зависимости от их личных интересов и интересов рынков труда.
Однако же, на самом деле, все не так оптимистично, как кажется на первый взгляд. Даже в самом Европейском союзе отношение к этому процессу довольно противоречивое, так как в нем явно видно торжество победившего либерализма, с чем не все в этой самой Европе согласны. Многие из европейских социалистов вполне оправданно подозревают, что политики, возбужденные интеграционными процессами в Европе, сгоряча замыслили нечто такое, системные последствия чего они, в общем-то, не в состоянии предсказать. Надо отметить, что европейские элитарные вузы (Кембридж, Парижский институт политических наук и т.д.) отказались участвовать в этом процессе. А это означает, что Европейский союз строит дерегламентированную сферу образования для "обычных" людей, но для элиты оставляет традиционную сферу образования.
И тем не менее, у России просто нет другого выхода, как включиться в любой "процесс", начатый в Европе - "болонский" или какой-либо другой. Ведь все прекрасно понимают, что подоплекой европейской реформы является установление международного стандарта для дипломов, который рано или поздно станет непреодолимым препятствием для выпускников российских вузов на все более интернационализируемом рынке труда. И это означает, что в один прекрасный момент наших выпускников просто не пустят в Европу, так же как в свое время закрылись воздушные границы для наших самолетов ввиду их пресловутой шумности.

Журнал "Уфа" // Алексей ФАТЫХОВ,Владимир СОЛОВЬЕВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости