ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Итоговые тезисы

Президент Башкортостана Рустэм Хамитов принял участие в расширенном заседании...


Уфа - труд - весна
1 Мая - в Праздник весны и труда на площади перед Русским драматическим театром про...

Парад и множество наград

4 мая Конгресс-холл приглашает на праздничный прием участников Великой Отечест...


Районы-юбиляры
В апреле северный район столицы – Калининский – отметил свое 60-летие. 11 мая прини...

Вышли из мрака
На улице Сельской Богородской, печально известной много-численными ДТП, установл...

Помочь при диабете
На базе поликлиники №43 заработал Городской центр амбулаторной помощи больным са...

Стрижка - за 70 рублей
В Затоне, на улице Судоремонтной, 27, начала работать социальная парикмахерская.
...


Консорциуму - да

17-18 мая в Уфе пройдет Международный форум «Большая химия». Планируется, что в ра...


Итальяно-форум
С 29 мая по 1 июня столица республики примет XX заседание Российско-итальянской Раб...

От Заречной до Магаданской
В Центральной городской библиотеке состоялась презентация книги «Улицы нашего г...

Готовимся отдыхать
В этом году на организацию летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, подрос...

Навели лоск и красоту
В апреле в столице прошли два общегородских субботника.
На первом 120 тысяч уфимц...


Уфимский Суперфинал
В башкирскую столицу съехались по 16 лучших команд мальчишек и девчонок, ставших п...

Ретрокалейдоскоп
300. 21 мая 1712 года столицей России стал Санкт-Петербург.
120. 21 мая 1892 года впервые в ...





     №05 (126)
     май 2012 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ПРОФЕССИИ"

«И картина открылась для меня»


-Моя научная тема - пейзаж в БАССР 1960-1980 годов. До «оттепели» во всех видах искусства приходилось работать под большим идеологическим давлением: художники, например, были обязаны изображать современную социалистическую действительность. Когда в Уфе была организована Ассоциация художников революционной России, уфимские живописцы писали нефтяные вышки, карьеры… А «шестидесятники» начинают отражать такие темы, которые раньше считались мелкими и ненужными. Пример - «Вечерний сеанс» Бориса Домашникова: обычный вечер в провинциальном городе, люди идут в кино. К тому же до этого не следовало писать картину яркими красками, а в 1960-х пейзажисты обращаются к картинам Давида Бурлюка, пейзажам Анатолия Лежнева, написанным в свободной манере (которых ранее называли «буржуазными формалистами») - их язык обогащается. Возникают такие темы, как чистый пейзаж, художники передают свои переживания и настроения, создают национальный башкирский пейзаж (например, «Сказ об Урале» Домашникова).
Вообще «шестидесятники» - особое поколение в истории нашей страны.
Позади была война, исчез сталинский режим, и это способствовало расцвету культуры и искусств. Эти люди был полны воодушевления, преданно любили свою родину и ощущали себя единым целым - и в то же время тогда возникло острое ощущение национального самосознания, люди стали искать свои корни, свои традиции. Это было идеальное состояние: с одной стороны - единение, одна большая страна. С другой - появилась возможность говорить о личном. В 1980-е с Запада к нам приходит постмодернистское искусство и вместе с ним - индивидуализм, поколение молодых 1970-1980-х более жесткое, бескомпромиссное: государство снова начало закручивать гайки. Стали снова запрещаться выступления, выставки - например, в 1974 году в Москве под открытым небом была организована выставка, получившая название «бульдозерной» - когда художники-авангардисты выставили свои картины на пустыре, а их снесли бульдозерами. Все эти веяния доходили и до нас. Молодые уфимские художники Сергей Краснов, Михаил Спиридонов, Дамир Ишемгулов с самого начала выступили как оппозиция старшему поколению. Если «шестидесятники» передавали в картинах богатство природы и красоту трудового человека, то художники 1970-1980-х - напротив, невыразительную прозу городского захолустья и страдания задавленного бюрократической машиной советского интеллигента.
- Почему вы стали искусствоведом?
- Впервые я прикоснулась к изобразительному искусству, когда училась в художественно-профессиональном лицее №64. Меня всегда восхищали истории жизни художников, их произведения, которые можно считывать до бесконечности - до того они насыщены глубокими смыслами, загадками. Затем случайно - хотя ничего случайного в жизни не бывает - я начала работать в этом музее экскурсоводом. Тогда и поняла, что хочу глубже изучать искусство. Конечно, эту работу нельзя назвать денежной, но это одна из немногих профессий, которая доставляет массу удовольствия - так же, как профессия художника, писателя, журналиста.
- А как выглядит результат научной работы искусствоведа? К чему вы должны прийти?
- По теме пейзажа, над которой я начала работу, еще учась в петербургской Академии художеств, возможно, напишу книгу. А в музее у меня есть другая тема: изучаю коллекцию Востока. В наших хранилищах есть произведения из Китая и Японии - в основном графика и скульптура малых форм, они были переданы из государственных музейных фондов. Еще есть китайский фарфор. Результатом этой работы должна стать выставка.
- Чем эта тема вас привлекла?
- То, что непонятно, загадочно, сложно, - особенно интересно. Почти все эти памятники не имеют даты создания, авторы тоже неизвестны. Я должна провести их атрибуцию (то есть установить, когда, кем, где они были созданы), сделать искусствоведческое описание. Хочется погрузиться в эту страну, где все искусство пронизано особой философией, которая для европейского зрителя далека и непонятна…
Я уже сфотографировала все эти памятники, нашла переводчицу с китайского: она согласилась (на общественных началах) перевести мне надписи на произведениях.
- А можно немного проникнуть в эту загадочную философию?
- Я сама еще только в начале пути. Как известно, Китай и Япония долго были странами, закрытыми для иностранцев. И каждый художник четко придерживался традиций, с уважением относился к тому, что было создано до него, что не мешало ему привносить и что-то свое, новое. Благодаря традиционности эта культура и осталась такой самобытной, неповторимой. Философией пронизано все: чайная церемония, каменные и песчаные сады, которые создавались для отрешения от суетного мира и погружения в себя, соединения с высшим миром…
- А как вообще отличить искусство от не-искусства? Сейчас столько новых форм…
- Как и в классической музыке, неподготовленный человек этого сделать не сможет. Чтобы оценить предмет искусства, надо иметь определенный опыт.
Когда я пришла сюда работать экскурсоводом, в этом просвете висела картина М. В. Нестерова «Ранняя весна». (Сейчас она уехала на юбилейную выставку в Русский музей.) Я много раз слышала от музейных искусствоведов, что это шедевр, поистине великолепное произведение… и не видела этого. Водила экскурсии изо дня в день несколько лет - и каждый раз, когда стояла здесь, невольно смотрела на это произведение. И в какой-то момент словно пелена сошла с глаз - я вдруг увидела и оценила его красоту! А наша преподаватель в Академии художеств рассказывала, что, когда она увидела в Дрездене «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля, тоже не испытала эмоций. Тогда она стала приходить каждый день, и однажды картина открылась для нее. Неповторимость этого шедевра заключалась в жизненной непосредственности и простоте образа молодой матери, которая с тревогой в глазах вглядывается в зрителя.
Что касается современных работ, если мы видим реалистическую картину - все достаточно понятно. А вот для понимания авангардного искусства нужна подготовка. Есть методы, которые позволяют отличить произведение, которое несет серьезный смысл, от пустышки. Например, про «Черный квадрат» Казимира Малевича обыватель может сказать: «Я тоже так нарисую». Но это произведение было написано в тот самый момент, когда реалистическое искусство стало разрушаться: для художника видимый глазом мир стал неинтересен - он стал творить на картине свой собственный мир. И «Черный квадрат» - своего рода точка отсчета конца старой и начала новой живописи. Зная биографию художника - чем он жил в это время, что происходило в мире в этот период - можно понять, что он хотел сказать и что у него получилось.
- А к Илье Глазунову вы как относитесь?
- Пройдет время - и станет ясно, кто настоящий художник, а кто нет. Лично меня его работы за душу не трогают. Мне нравятся художники-эксзистенциалисты, которые пишут, потому что не могут не писать, которые постоянно находятся в поиске, совершают открытия… и их живопись в полной мере отражает их жизненный путь.
- А разве не все художники так живут?
- Не все. Есть много хороших художников рационального склада. Например, Карл Брюллов, в Уфе - Сергей Краснов, чьи произведения восхищают меня своим мастерством. Но в большей степени меня трогает живопись, в которой есть ощущение жизни как боли, умение сострадать. Это произведения Михаила Врубеля, Винсента Ван Гога, Амедео Модильяни. Близкие к ним интонации исходят от произведений Анвара Кашаева. Какими огромными переживаниями и открытиями наполнены их жизни! Я не могу сказать, что Борис Домашников относится к этому разряду - нет, он подходил к работам отчасти рационально - но этот художник тоже задевает мою душу, потому что он лирик, его картины передают огромный спектр ощущений и настроений. Я по натуре такая же чувствительная: когда вижу весну - начинает таять снег, появляются почки на деревьях - она не оставляет меня в покое, я испытываю невероятные эмоции! Домашников тоже очень любил весну, часто ее изображал. И его хорошо понимаю: вижу, как он это создавал, что именно его затронуло…
- А Михаил Нестеров вам близок чем-нибудь?
- Если говорить о том, что лично мне в нем нравится, - это его понимание природы. В любом его произведении пейзаж всегда играет очень большую роль - это не просто какой-то абстрактный фон, а очень сильный камертон. Посмотрите на «Видение отроку Варфоломею»: природа здесь как будто бы затаилась, создается ощущение какой-то невероятной благостной тишины… Мне вообще близка тема православия, я думаю, что хорошо понимаю чувства и размышления художника. Михаил Нестеров пережил очень большую трагедию: он познакомился с Марией Мартыновской и сразу же влюбился в нее, но родители с обеих сторон были против свадьбы. Они тайно поженились, уехали в Москву и там прожили один счастливый год, а после рождения дочери Ольги Мария Ивановна умерла. Поэтому на картинах Нестерова часто встречаются трагические образы девушек. В этом смысле он хорошо вписывается в традиционное представление о русском человеке, которого мы обязательно представляем страдающим…
- Если бы у вас были все возможности - что бы вы сделали для популяризации живописи?
- Проводила бы какие-нибудь невероятные, интересные выставки: ретроспективные, которые бы знакомили посетителей с какой-нибудь эпохой, тематические: например, «Сельские мотивы в башкирской живописи» - здесь открывается просто море возможностей. «Портретное творчество Домашникова» - мало кто знает, что он писал и портреты. Мы и сейчас проводим интересные выставки, но, к сожалению, экспозиционной площади недостаточно, возможностей у нас очень мало; большая часть коллекции находится в хранилище, и зритель ее не видит… Неплохо было бы соединить живопись с декоративно-прикладным искусством: например, организовать выставку одного произведения - это может быть китайская резная вещь, ювелирное изделие… Можно было бы внедрять технологические усовершенствования: рассказать о художнике - и тут же показать фильм о нем, современные выставки могли бы проходить с демонстрацией еще более современных искусств - например, видеоарта, интерактивным сопровождением.

Екатерина КЛИМОВИЧ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости