ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Событие месяца
Новоселья в Черниковке
В торжественной церемонии открытия детского сада № 29 на ...


Памятник - основателям

В рамках проекта БАГСУ «Лаборатория политического кино» в кинотеатре «Родина» ...


Будущее Колгуевского
В июле пройдут публичные слушания сразу по четырем градостроительным проектам.

Осмысленный выбор
В этом году аттестаты об окончании школы получили 5829 одиннадцатиклассников. Еще 39...

Парадный въезд
В Уфе появились четыре гранитные стелы, символизирующие ворота столицы. Две из ни...

Парк в Шакше
На улице Гвардейской открылся сквер Детства.
Пешеходные дорожки расходятся от ц...


Шестеро успешных
Именно столько докторов из столицы республики стали призерами XI Всероссийского к...

Все кувырком, или Однажды в санатории
Премьерами закрыли сезон почти все уфимские театры. В Русдраме это оказалась «Поз...

Прага вдохновила
На Международном фестивале-конкурсе «Музыкальные сезоны» в столице Чехии участв...

Ухо радуется!
На Фестивале искусств «Белые ночи» в Перми успешно выступили молодые художники, л...

Килар не подвел
Уфимка Ольга Данилова заняла второе место в международных соревнованиях по конку...

Золото Данила
Уфимец Данил Калимуллин стал лучшим на первенстве Европы по современному пятибор...

Ретрокалейдоскоп

250. 28 июня (9 июля по нов. ст.) 1762 года на престол взошла Екатерина II.
150. 4 июля 1862 г...





     №07 (128)
     июль 2012 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "Некопеечное дело"

«Нейлоновое сердце» бизнеса


Мы живем в мире упаковок. Львиную долю продуктов питания оцениваем именно по таре. Все товары складываются в коробки, утрамбовываются в пакеты. Маркетологи говорят, что в отпускной цене товара с завода или фабрики до 50 процентов приходится на упаковку. Что происходит на этом рынке? 

- Упаковка бывает двух видов: общая, в которую производитель складывает свой товар, чтобы доставить ее на оптовый склад, и индивидуальная, - объясняет технический директор компании «Лидер-пак» Отто Сабсай. - Исторически так сложилось, что изначально развивался первый сегмент. Вспомните советские магазины: печенье покупалось на развес, мыло заворачивали в бумагу. По сути, в индивидуальной упаковке предлагались только жидкие или сыпучие товары, в основном, бытовая химия. Даже масло продавалось в розлив и на развес. Тюбики для зубной пасты, которые были изобретены еще в конце XIX века, в СССР увидели лишь в 50-е годы. До этого пользовались зубным порошком. Показателен пример с фабрикой «Свобода». Это предприятие наладило производство кремов в тюбиках, но изначально они не покрывались изнутри защитным лаком, не было и мембраны. Крема, упакованные негерметично, портились. Переоборудовали фабрику только в 1985 году, после того, как «Свобода» получила заказ разработать тюбики, в которые можно было бы упаковывать еду для космонавтов. 

В начале 90-х годов 70 процентов рынка упаковки занимали картон и дерево, далее шли полимеры, стеклотара и жесть. Сейчас количество дерева на этом рынке постепенно снижается: уж очень дорогое и неэкологичное «удовольствие», но общество потребления диктует свои законы, а потому в целом отрасль развивается. Ежегодно рост производства в сфере достигает 10 процентов.
Для Дмитрия Абсаликова, директора «РемПолимерМаш», упаковка -бизнес сопутствующий. Предприятие существует с 1998 года, специализируется на литье пластмасс, изготовлении пресс-форм, фурнитуры, пластиковой мебели. Тара и упаковка - один из многих пунктов.
- Например, делаем мы ящики для овощей или молочной продукции, отправляем их в магазины или на базы, - объясняет «кухню» Дмитрий Талгатович.
Фирма Абсаликова работает на уфимском сырье, например, с «Уфаоргсинтеза». Также предприятие занимается переработкой вторичных полимеров. В регионе Абсаликов - практически единственный производитель такой продукции, но монополистом себя не ощущает.
- Конкуренция есть, в основном, кстати, со стороны отечественных производителей, например, из Подмосковья, - говорит он. - Крупную пластиковую тару из Евросоюза или Китая не везут, так как там немного по-другому происходит упаковка молочной продукции и овощей.
Как минимум, каждый второй стакан сметаны или кефира на уфимских прилавках произведен на фирме «Polex». В России это предприятие занимает 28-30 процентов рынка.
Все началось в 2002 году, когда на улице Дмитрия Донского появился завод. С 2003 года «Polex» развернула производство в городе Протвино Московской области, купив предприятие, ранее входившее в структуру компании «Молочный Союз». На тот момент это был ведущий производитель пластиковой упаковки в центрально-европейской части России. С 2006 года в Уфе было налажено производство упаковки для молочной продукции. Сейчас головной офис компании находится в Москве, а в Уфе и Протвино расположилось производство. В уфимскую тару упаковывают свою продукцию такие гиганты, как «Вимм- Билль-Данн» или «Нестле». Активно закупают упаковку молокозаводы из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Тренд последних лет - каждый занимается своим делом. На молокозаводе производят кефир и сметану, а упаковку с уже напечатанной информацией предоставляет специальная фирма. На заводе ставят только дату выпуска и срок годности.
Упаковку для молочной продукции делают из полипропилена. Он достаточно тверд, термостоек, имеет высокую сопротивляемость к жирам и кислотам, а, значит, оптимально подходит для того, чтобы в тару из него заливать сметану, йогурт. По СанПинам для упаковки продуктов детского питания рекомендуется использовать материалы только на основе полипропилена. Этот материал поставляет «Уфаоргсинтез».
Также часто в отрасли применяется полистирол. Мода на его использование пришла к нам из США и стран Западной Европы. Он плохо реагирует на жир, однако, тара из вспененного полистирола есть в каждом супермаркете (белые мягкие контейнеры для фруктов и сладостей, желтые для курицы), из него производят контейнеры для яиц, а также «окошечки» в картонных коробках. В общем, возможностей масса, но…
- Здравствуйте, вы производите контейнеры? Мы в журнале пишем статью о рынке упаковки, - вновь и вновь начинаю разговор с предприятиями, правда, выясняется, что все они, как один, дилеры. Пленку для колбасы, контейнеры для салатов, упаковку для курицы и рыбы, коробки для пирожных и прочие вещи, без которых уже и не обойтись, уфимские магазины заказывают у дилеров, а те в свою очередь везут их с оптовых складов Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, подмосковных городов…
Не лезь в бутылку
Импорт зажат и практически отсутствует в сегменте производства ПЭТ-бутылок. Только в Уфе автор этих строк насчитала дюжину производителей такой тары.
Георгий Шатров - один из новичков. В ПЭТ-бизнесе всего полтора года.
- Мы с друзьями открыли точку по продаже разливного кваса и пива, - вспоминает он. - Дело не пошло, уж очень много таких магазинчиков. Даже продавца не могли нанять, не говоря уже о бухгалтере. С тех времен отложилось в памяти, что наибольшую сложность мы испытывали не с квасом или пивом, а с покупкой пластиковых бутылок.
На первый взгляд, идея проста и гениальна. ПЭТ-бутылки получаются путем выдува. Всего-то нужно купить одну машину и начать действовать. Но…
- Машины для выдува бывают двух видов - автоматы и полуавтоматы. У первых, конечно, производительность выше. Цена одного полуавтомата от 320 тысяч рублей. Требуются также формы - каждая стоит от 45 тысяч рублей. Полуавтоматы для производства ПЭТ отличаются размером бутылей, которые они могут производить. Я сделал ставку только на небольшие емкости, - говорит Георгий. - Тару емкостью 10 литров и более, как правило, заказывают производители бутилированной воды. У некоторых из них есть свое производство ПЭТ.
Теоретически полуавтомат Георгия может производить 880 полуторалитровых бутылей в час. Но в реальности в лучшем случае получается раза в два меньше. Причины две.
- Во-первых, мне приходится работать на заказ, - объясняет он. - Продукция получается хоть и очень легкая, но объемная, поэтому запускать машину на полную мощность не могу, так как нет большого склада. Второе - очень жесткая конкуренция. Сейчас к владельцам таких точек по продаже кваса и пива наведываются сами производители, предлагают оптимальные условия, снижают цены так, что едва получается покрыть расходы. Но то ли еще будет…
Георгий знает: его бизнес сезонный. Но вскоре все может закончиться: пиво вот-вот получит статус алкогольной продукции, а, значит, чтобы его продавать, понадобится выкупать специальную лицензию. Это приведет к сокращению точек по продаже разливного пива, а значит, и потребность в упаковке станет меньше.
С чем Шатров не испытывает проблем - так это с поставками сырья для ПЭТ-бутылок. Их делают из полиэтилентерефталата. Предприниматель покупает брикеты, привезенные из Китая или Кореи. Один весит чуть больше тонны, на каждую бутылку уходит чуть больше 30 грамм.
Можно в принципе покупать и в Уфе. Полиэтилентерефталат также производится на предприятиях Владимира, Курска и Твери. Прорывным в этом плане можно назвать открытие в 2008 году на предприятии «Полиэф» линии по производству полиэтилентерефталата. Ежегодно предприятие выпускает 136 тысяч тонн ПЭТФ в год. Сырьем для него является терефталевая кислота, и на «Полиэфе» ее делают сами. В России это единственное производство.
К концу 2013 года планируется расширить производство ПЭТФ до 210 тысяч тонн в год.
Полиэфирный комплекс Благовещенска был закуплен еще в советские времена. Долго строился, и запущена только первая очередь.
В период, когда 100 процентов акций «Полиэфа» находилось в управлении «Селены», на предприятии разрабатывали производство терефталевой кислоты и полиэтилентерефталата. Продукция была востребована не только российскими предприятиями, кислоту, например, активно закупал Китай. С 2007 года контрольный пакет акций «Полиэфа» принадлежит компании «Сибур». Изменения есть, построен индустриальный парк, куда привлекают предпринимателей. Планируется, что, имея доступ к сырью, они наладят производство ПЭТ-ленты (используется при производстве мебели) и ПЭТ-листа (из него делаю упаковку).
Правда, к уфимским производителям Шатров не спешит. У него уже есть поставщики, договора заключены на долгие сроки, а особой разницы в цене он не видит.
В прошлом году российский рынок ПЭТФ увеличился на процент. Это очень скромный показатель при том, что в поступающем на отечественные предприятия полиэтилентерефталате высокая доля импорта. Аналитики опасаются, что профицитным рынок может оказаться уже в следующем году.
Казалось бы, что проще: если рынок «захватили» производители ПЭТФ из Азии и он грозит перенасыщением, то можно поддержать отечественных. Правда, здесь есть два нюанса. Не совсем понятно, как лоббировать свое производство в условиях вступления в ВТО, а, во-вторых, сами предприятия и рады бы увеличить мощности, но экономику отрасли определяет именно сырьевая доступность.
Генеральный директор ОАО «Башкирская химия» Надежда Пинигина приводит пример с поливинилхлоридом. Объем российского рынка составляет полтора миллиона тонн, а предприятия получают только 500-600 тысяч. В то же время на поливинилхлорид (ПВХ) приходится порядка 30 процентов мирового производства пластмасс. Из ПВХ делают крышки для пластиковых бутылок, пленку и пакеты, тару для шампуней и отбеливателей.
В общем, вариантов масса, однако, из-за того, что российские предприятия нефтехимии недозагружены, необходимое количество товаров из ПВХ приходит из-за рубежа. Везут в Россию также полиэтилен и полипропилен. Именно из них делают пакеты.
Пакетное дело
С философской точки зрения пакет из супермаркета - удивительный товар. Многие покупают его каждый раз при выходе из магазина, и свою функцию он выполняет только несколько минут: пока покупатель несет товары от магазина до дома.
Первые пакеты в Уфе были замечены в конце 70-х. С ними, не скрывая гордости, ходили те, кто только прибыл из Москвы или Ленинграда. Пакет был отличным сувениром. А в эфире звучал модный тогда шлягер со словами «А если даже будет сердце из нейлона, мы заставим биться и его».
Сейчас пакеты в привычном понимании в республике практически не делают.
- Мы производим пакеты с рекламной информацией, - говорит маркетолог предприятия «Контрольный пакет» Ольга Ивушкина. - Их дают покупателям в фирменных магазинах, используют на промоакциях. Делаем мы и серийные пакеты, но немного.
«Контрольный пакет» - практически единственное предприятие в городе, производящее «мягкую» упаковку, для мороженого, полуфабрикатов, кондитерских изделий, хлеба, снэков, стиральных порошков, удобрений и другой продукции.
- В основе нашей продукции полимеры ПЭНД, ЛПЭВД, ПЭНД, полипропиленовая пленка. В основном, закупаем их на отечественных предприятиях, а добавки импортируем. Например, вот уже два года мы выпускаем биоразлагаемую пленку и пакеты из нее. Такие пакеты разлагаются через
1-2 года (а обычным пакетам на это нужно 150-200 лет!), - рассказывает Ольга Ивушкина.
Конкуренция серьезная. На рынок упаковки республики поступает продукция компаний из Татарстана, Свердловской области и, конечно, Москвы и Подмосковья. В ассортименте встречается и импортная тара, так что производитель имеет возможность выбрать упаковку по душе.
- Тренд последних лет - барьерные свойства. Покупатель хочет приобретать натуральные продукты с минимальным добавлением консервантов, - знакомит с цепочкой маркетолог. - Изменение в рецептуре возможно, если упаковка позволит сохранить свойства продукции и не даст ей испортиться. Поэтому тара сейчас - не просто кусок полиэтилена.
Пакеты «дышат», не дают вытечь мороженому, не пропускают посторонние запахи, влагу, жиры. На предприятии уверены: клиенты будут. Единственная сложность - сырье. Фирма зависит от поставок с заводов.
С аналогичной проблемой не понаслышке знакомы и на предприятии «Ufapack», занимающемся производством пищевых пакетов и мешков для мусора.
Пакеты попрочнее (способны выдержать нагрузку от 7 до 20 килограммов) делают с применением полиэтилена высокого давления. Такой производят на нескольких предприятиях республики: «Салаватнефтеоргсинтезе» (и его дочернем предприятии «Политаре»), «Уфаоргсинтезе», «Унипаке», «Башполимере», «Центропласте». Полиэтилен низкого давления используется при производстве пакетов грузоподъемностью 3-5 килограммов. Именно они лежат на полках супермаркетов. Полиэтилен высокого давления «Ufapack» закупает на «Уфаоргсинтезе», а вот со вторым видом возникают проблемы. Недавно завод, находящийся в Татарстане, закрылся на профилактику. Перестал функционировать еще один завод, из ближайших поставщиков остались производители из Казани и Нижнекамска. Заводов, занимающихся полиэтиленом низкого давления, в России немного, и цены на это дефицитное сырье ползут вверх с февраля.
В принципе, такой полиэтилен можно везти из Евросоюза. По совершенно не понятным причинам у стран-экспортеров нефтепродуктов такая продукция стоит дешевле. Но с учетом стоимости перевозки полиэтилена в Россию и растаможки, получается работать с импортным сырьем не выгодно.
Сторонники применения пластика говорят, что производство пакетов из полиэтилена более экономично, затрачивается всего 18 процентов от того количества энергии, которая понадобилась бы при выпуске бумажных аналогов, а также всего 3 процента от объема пресной воды на таком же производстве. Весят полиэтиленовые пакеты меньше, они более компактны.
Лен vs синтетика
А вот Гузель Латыпова - региональный лидер движения «ЭКА» - имеет свой взгляд на пакеты.
- Их слишком много. Когда-то в советские времена хозяйки стирали даже полиэтиленовые пакеты для продуктов, они были прочны и выдерживали все эти манипуляции, теперь они в полном смысле этого слова одноразовые. Я не призываю совсем отказаться от пластика, но можно же носить с собой один такой пакет в сумке и класть в него покупки из супермаркета. Зачем каждый раз покупать новый?
В рамках Федеральной программы «Распаковка» Гузель лоббирует моду на авоськи. Авоськи нового поколения сшиты из натуральных материалов (например, льна) и не вредят окружающей среде. Такие сумочки уже появляются в сетях супермаркетов и висят на отдельном стенде. Стоят от 50 рублей.
Гузель проводит мастер-классы на классных часах, уроках труда. Она показывает юным уфимцам, как рисовать красками для ткани, и те с интересом разрисовывают сумки. Многие потом носят в таких авоськах сменную обувь в школу.
Директор ГУП «Табигат» Рустам Габитов утверждает: от 7 до 9 процентов всего производимого человеком мусора приходится на упаковку. Красивая этикетка - первый кандидат на очередь в мусорное ведро.
- Как вы думаете, что экологичнее: тетрапак или полиэтиленовый пакет из-под молока? - спрашивает он. На ум, естественно, приходит первый вариант, но… - Полиэтиленовый пакет переработать относительно не сложно, а вот тетрапак - это не просто картон, внутри упаковки либо фольга, либо пленка. В России есть одно-единственное предприятие (относится к ЗАО «Тетрапак»), которое перерабатывает такую продукцию.
Теоретически, переработать можно все. Но в реальности львиная доля упаковочных материалов, в том числе и тех, что разлагаются столетиями, оказывается на свалках.
Особенно эта проблема актуальна в сельских населенных пунктах. В крупных городах есть сортировка, все больше людей понимают, что на мусоре можно реально заработать. Однако свалки на окраинах деревень и сел несравнимо меньше городских, приезжать туда за мусором попросту невыгодно.
В странах «золотого миллиарда» проблема решается просто: в стоимость упаковки заранее заложена сумма на ее утилизацию. Собранные средства поступают в фонды, которые инициируют строительство технологичных мусороперерабатывающих заводов. А без вливаний извне и не обойтись, ведь переработать пищевую упаковку не так просто. Вспомните, сколько йогурта остается в бутылочке, когда вы выкидываете ее в ведро. К приезду на свалку бактерии в остатках уже переходят на сторону зла, стоит задача - очистить тару и только затем отправить ее на новое производство. Это не так просто. Получается следующая ситуация: купив товар, тара для которого произведена за рубежом, отечественный покупатель фактически спонсирует появление в стране-производителе мусороперерабатывающего завода. А на свалки родного города добавляет гору неразлагающегося мусора. Но и отечественную тару не всегда перерабатывают. Например, контейнеры из вспененного полистирола в России делают, а завода по утилизации такой продукции в стране нет.
Рустам Габитов надеется, что осенью депутаты Госдумы примут закон, аналогичный европейскому.
…На единственном в городе полигоне твердых бытовых отходов упаковку отделяют в первую очередь. Картон, полиэтиленовая пленка, ящики из-под бутылок, баллонов, пищевая жесть - всего на полигоне ТБО извлекают 18 наименований продукции. В месяц на «Эко-Уфа» получается до 500 тонн стеклобоя, 300 тонн макулатуры (в основном за счет упаковочного картона), до 200 тонн пленки, до 200 тонн полиэтилена. Все это поступает на предприятия, перерабатывается, а затем рождаются новые товары, которые на прилавке покупатель встретит именно по упаковке.

Маргарита ТИЛОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости