РУБРИКА "СОБЫТИЕ МЕСЯЦА" Похищение состоялось
Мальчик с детства бредил балетом. Видеозапись спектакля «Сильфида» с Рудольфом Нуреевым будущий солист Берлинской государственной оперы, лауреат международных конкурсов Дину Тамазлакару посмотрел бесчисленное количество раз. Он уже не помнит, в какой раз он приезжает на Нуреевский фестиваль. Солист из Германии давно стал любимцем уфимской публики. Именно ему зрители дарят самые продолжительные и искренние аплодисменты. - У вас потрясающая публика, - говорит Дину. - Она воспитана на хорошем балете. В этом году XVIII Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева открылся премьерой балета Адольфа Адана «Корсар» в постановке выдающегося хореографа Юрия Григоровича.
Похищенную корсаром Конрадом невольницу Медору с помощью обмана и предательства возвращает к себе её владелец Исаак Ланкедем и продаёт паше Сеиду. Влюблённый в Медору пират с друзьями проникает во дворец паши на берегу Босфора, освобождает пленницу и бежит с нею на корабле, который терпит крушение. Это классическое либретто в постановке мастера, взявшего за основу удивительную хореографию Петипа, претерпело значительные изменения, что сделало спектакль более динамичным и легким. Яркие, сочные, под стать синему Босфорскому небу и жаркому южному солнцу, декорации задают тон всей постановке. Работа над спектаклем началась год назад и проходила при участии помощника режиссера Олега Рачковского, в прошлом солиста Большого театра России. - Спасибо ему, он так третировал нашу труппу, - пошутил на пресс-конференции художественный руководитель театра Рустэм Сабитов. - Все артисты сегодня в прекрасной форме. - В Уфе я не в первый раз, - поделился своими впечатлениями Олег Рачковский. - Помогал ставить «Щелкунчика» и «Лебединое озеро». Тогда труппа была малочисленная. Сейчас это сильный коллектив с хорошей школой. Материал был сложный, но Юрий Николаевич - прекрасный режиссер, он с первого взгляда может оценить творческий потенциал каждого. - Наш спектакль не такой, как в Мариинке: в нем много юмора, - говорит художественный руководитель Театра оперы и балета, Народная артистка России Леонора Куватова. - А труппа растет только в работе над новым. Для московского художника Николая Шаронова это третья постановка с Григоровичем. - Совпало все: профессионализм артистов балета, педагогов, художников по костюмам, музыкантов. Такое случается редко, - поделился он. - Я испытал культурный шок, потому что нашел здесь то, что давно уже утеряно в столицах, - роспись по ткани. Сцена в театре компактная, на ней невозможно выстроить корабль, поэтому было выбрано другое решение. Главные партии в первый премьерный день исполнили Ирина Сапожникова и Ильнур Гайфуллин. Молодая балерина четыре раза становилась серебряным призером различных конкурсов, в том числе и того, который проходит под патронатом самого Григоровича, - «Молодой балет мира». «Просто изумительно», - так оценил выступления солистов маэстро. Эти слова дорогого стоят, потому что соответствовать высокому уровню требований мастера непросто. - Григорович очень внимателен, замечает мельчайшие детали, - делится впечатлениями солистка театра Валерия Исаева, - чтобы определить состав артистов, мы проходили весь балет под бдительным оком мастера и Леоноры Сафыевны. Специалисты очень высоко отзываются о совсем юной Исаевой, предрекая ей блестящее будущее. «Корсар» стал пятым спектаклем, который поставил Юрий Григорович в Уфе. Критики единогласны в своих оценках: уфимский «Корсар» - лучший из всех ранее поставленных знаменитым балетмейстером. - Труппа хорошо танцует, с хорошим настроением. Я получил удовольствие от работы, - подчеркнул хореограф Большого театра. - Сохранение классического балета - самое важное, что существует в искусстве балетного театра. Если мы это забудем, то и ничего нового не сделаем.
В программу фестиваля вошли четыре балета, объединенные именем знаменитого танцовщика: «Лебединое озеро» Петра Чайковского, «Баядерка» и «Дон Кихот» Людвига Минкуса (в партии Эспады - солист Большого театра, выпускник уфимской балетной школы Андрей Меркурьев), а также «Жизель», заглавную партию в которой исполнила Сабина Яппарова, выпускница Башкирского хореографического училища им. Р.Нуреева, а ныне солистка Михайловского театра. Гости фестиваля Наталья Мацак, заслуженная артистка Украины, солистка национальной оперы, лауреат международных конкурсов: - Трудно сказать, что больше люблю танцевать: классику или современный балет. Это совершенно разные эмоции. Танцуя современные композиции, получаешь истинное удовольствие. В классике есть строгость и определенные рамки. Приезжаю в Уфу второй раз. Атмосферу фестиваля создают люди. Публика здесь роскошная: внимательная, интеллигентная, эмоциональная. Хочется танцевать для нее бесконечно. Элиза Карийо Кабреро, прима Берлинской государственной оперы (Германия): - В Мексике все знают Нуреева, но искусство классического танца начало развиваться только последние 10 лет. И я никогда не думала, что буду танцевать здесь. Публика приняла нас очень тепло, для артиста это наилучшая похвала. Уфа - балетный город, по-другому, наверное, и не могло быть. Взгляд изнутри
- Солистка Михайловского театра Сабина Яппарова - легкая, как пушинка, кроме того, петербургские балерины отличаются работой корпуса, выразительностью рук - мне тоже захотелось над этим поработать. Когда видишь, как кто-то великолепно танцует, сразу хочется совершенствоваться. Солистка Венского оперного Людмила Коновалова, солистка Мариинского театра Анастасия Колегова - все они танцевали легко, непринужденно, без видимых усилий. И вообще смотреть на приглашенных солистов всегда интересно: все они исполняют свои партии по-другому, не так, как наши. Своими впечатлениями со мной поделилась молодая балерина Софья Гаврюшина. Ее партии (пока что) - виллисы, дриады, маленькие лебеди, подруги главных героинь. - А больше всего мне понравилась Наталья Мацак из Киевского театра, - продолжает Софья. - Казалось, что ей достаточно просто выйти на сцену - и все, такая она красивая! К тому же она высокая, а сейчас мода на высоких балерин. Такая солистка лучше смотрится на сцене, ей легче ее заполнить. Еще сейчас очень много внимания уделяется технике. Накрутить побольше туров - это конечно, красиво, но главное в балете - образ. На сцене хочется видеть артистку. Бывает, просматриваешь записи из известных театров - и если при всей виртуозности и отличной фактуре балерина холодна, неэмоциональна, то и танец ее не цепляет. К счастью, среди гостей фестиваля таких не было. - Как вы работали над «Корсаром»? - Юрий Николаевич старался добиться от нас слаженности, синхронности, а для этого надо очень много репетировать. Мы были очень уставшие, но помогала музыка - динамичная, вдохновляющая. Еще могу сказать, что, например, «Лебединое озеро» Григоровича танцевать гораздо легче, удобнее и приятнее, чем Петипа, которого мы танцевали в училище. - У вас есть любимый балет? - «Кармен-сюита». Я мечтаю танцевать Кармен. Вообще я люблю драмбалеты, когда важна актерская игра - «Жизель», «Баядерка», «Бахчисарайский фонтан». И поэтому я не воспринимаю бессюжетную неоклассику - Баланчина, Бежара. У меня есть сокурсница, которой нравился современный балет, но когда она попробовала танцевать его сама - разонравился. Слишком все по-другому. - А из гала-концерта какой номер вам запомнился? - Конечно, «Буржуа» Дину Тамазлакару. И отрывок из «Красной Жизели» Бориса Эйфмана в исполнении Натальи Мацак.
Светлана ЯНОВА, Екатерина КЛИМОВИЧ |