ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

На мели
Обмеление рек, отсутствие портов и изношенность флота - все эти проблемы обсуждал...

Проблемная страда
В 18 районах республики введен режим чрезвычайной ситуации по засухе, в том числе и...

Куница над дорогой
На проспекте Октября на остановке «Железнодорожная больница» светофорные столбы...

Новые рельсы и трамваи
На участке по улице Революционной обновились трамвайные пути. Вместо старых рель...

Чудо-трубы
Впервые в Уфе на улице Кирова при замене тепловых сетей на участке в 120 метров прим...

Персональная – для автобусов
С начала июля на уфимском проспекте Октября начала действовать выделенная полоса...

Мусор – не для ленивых
В столице начался эксперимент по сортировке мусора. В уфимских дворах появились н...

Опасная реклама
Республиканская прокуратура провела проверку рекламных конструкций. В результат...

Вотчина скейта
Начат сбор средств для строительства скейт-парка. Объект будет возводиться добро...

Читальный зал – на улице
На аллее перед Центральной городской библиотекой Уфы в третий раз открылась выст...

О войне расскажут куклы
Уфимские мастера-кукольники работают над созданием новой тематической экспозици...

20 лет без СССР
В Городском Дворце культуры открылась выставка «20 лет без СССР». Она уже прошла во...

Путевка в финал
В уфимском Центре уличного баскетбола «Кашкадан» прошли финальные игры регионал...

«Бежим» из офиса
Традиционные летние корпоративные игры на призы главы администрации Уфы пройдут ...

Уроки от чемпиона
В Ледовом дворце «Уфа-Арена» завершил свою работу трехдневный марафон «Школы вра...

Ретрокалейдоскоп

200. 8 (20) августа 1812 г. издан указ военного министерства «О сформировании башкирск...





     №08 (129)
     август 2012 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЭКОНОМКЛАСС"

Исламский подход


Если производитель вместо мяса положил в тушенку сою, его могут привлечь к ответственности специалисты Роспотребнадзора. Если продавец продает подгнившие овощи, он заплатит штраф. Банкир, обещающий кредит под 15 процентов, а дающий под 150, рискует стать фигурантом уголовного дела. Однако не зря существует поговорка о том, что строгие законы смягчаются необязательностью их исполнения. Производители продукции под маркой «Халяль» позиционируют себя по-другому. Они утверждают: за качество отвечают не только перед контролирующими инстанциями, но и перед Всевышним.


Общие принципы
Во всем мире халяльный бизнес развивается достаточно активно. Причем речь идет не только о мясной продукции. Растет рынок халяльной одежды, кондитерских изделий, медицинских услуг.
- В этом нет ничего удивительного, - говорит руководитель Комитета «Халяль» при Духовном управлении мусульман республики Тимур Шангареев. - В переводе слово «халяль» значит «разрешенное», запретов в исламе не так уж и много, а все остальное теоретически может быть халялем.
Главное - знать меру. Например, недавно в комитет обратились представители спичечной фабрики с предложением зарегистрировать халяльные спички. В комитете удивились. В принципе, в спичках нет ничего запрещенного, но чем халяльные спички будут отличаться от нехаляльных?
Причин интереса к продукции, не противоречащей законам шариата, несколько. Это и рост числа мусульман, и урбанизация, и мода на экологию и натуральные продукты. Например, сомнительна с точки зрения халяльности продукция, содержащая в себе генно-модицифицированные ингредиенты.
- В общефилософском смысле ислам запрещает вмешиваться в творение Всевышнего. Если он создал пшеницу, то она и должна быть пшеницей, а когда ученые модифицируют геном, религия это не принимает. В практическом смысле - чьи гены только не используют. Например, чтобы грызуны не интересовались пшеницей, добавляют ген кошки. Мышь такое есть не будет, но и в исламе есть запрет на использование кошек в пищу. Поэтому продукты ГМО - харам, - объясняет Шангареев. - Естественно, халяльная продукция делается без добавления алкоголя. Его не может быть ни в кондитерских изделиях, ни в соусах, нигде. Конфеты с коньяком - харам. Коньячный сервелат - харам. Нельзя добавлять свинину.
Жестких требований к людям, которые производят такую продукцию или продают ее, нет. Единственное, на мясном производстве забойщик должен быть мусульманином, чтобы производить убой с молитвой. На всех остальных производствах религия сотрудников не имеет значения, главное, чтобы работали хорошо и честно.
- В исламе, как и во всех мировых религиях, обман - харам, - объясняет Шангареев. - Поэтому те, кто заменяют один ингредиент другим, более дешевым, кто обвешивают покупателей, не только нарушают закон, но и совершают действие, запрещенное религией.
В этом еще один секрет популярности халяльной продукции. Покупатели уверены: люди, которые ее сделали, - верующие, а значит, все сделано так, как надо.
Как рождается халяль?
Сейчас в республике 45 предприятий производят халяльные товары и оказывают халяльные услуги. У всех них есть соответствующий сертификат.
Получить его не так уж и сложно. Предприниматель пишет заявление, заполняет анкету, резюме технического состояния производства. Необходимо провести инструктаж сотрудников, и все, право получено. Но удержать его уже сложнее. Так, совсем недавно комитет отозвал сертификат у одного хлебозавода, в ассортименте которого были халяльные тортики.
- Когда говорят «халяль», чаще всего люди считают, что это мясо, пельмени и колбаса, однако кондитерский сегмент продукции, выполненной по всем канонам, пользуется огромным спросом, - говорит Тимур Шангареев. - Например, во многих тортах коржи пропитывают алкоголем, украшают «пьяными вишнями», добавляют желатин. И все, такой торт людям, соблюдающим законы шариата, есть уже нельзя. Раньше многие либо пекли сами, либо часами стояли в магазинах, читая инструкции на предмет запрещенных продуктов в составе.
С одной стороны, сертификат упростил жизнь покупателям, да только не все производители смогли удержать марку. Как пропитывали на заводе коньяком торты, так и продолжили, о чем свидетельствовала информация на этикетке. А рядом красовался знак «халяль». Такого в комитете вытерпеть не смогли. Но зла на хлебозавод Шангареев не держит.
- Производителей тоже можно понять. Когда речь идет о халяльных кондитерских изделиях, на предприятии не меняется сама линия производства, технология, это просто сопутствующие товары, поэтому промахи случаются, - объясняет он. - С мясными товарами немного попроще. Многие предприятия, начав с халяля как с сопутствующего бизнеса, со временем весь ассортимент делают таким. Причем на части продукции пишут «халяль», на части не пишут. Но суть от этого не меняется.
За соблюдением стандартов следят эксперты. Они время от времени навещают предприятия, проверяют, не нарушаются ли каноны. Заодно собирают образцы на экспертизу. Современные технологии позволяют определить в составе не только наличие, но и следы алкоголя, свинины.
В республике предостаточно и контрафактного халяля. Непосредственно знак, выдаваемый СМР (Советом муфтиев России), не подделывают, так как дело это подсудное. Но производители стилизуют упаковку под халяль, ставят различные ничего не значащие знаки. Например, пельмени «Мусульманские», даже если они без свинины, халялем считаться не будут: комиссия не приезжала и не смотрела, насколько этапы производства соответствуют канонам, не проводились экспертизы.
Халяль моден, и предприниматели уверены: начни они производство, к ним сразу же придут покупатели и подчистят склады, даже если товар стоит дороже, чем аналогичный. Правда, особой разницы в прибыли производители халяльного сегмента не видят. Таких товаров на рынке много, а покупателей, которые приобретают только халяль, единицы, а значит, цену особо не завысишь.
Платье по канонам
Фабрика «Сахара» единственная в республике имеет сертификат на производство халяльной одежды. Экспертов из комитета фасоны особо не волнуют: они утверждают, женщины настолько изобретательны, что приоденутся по канонам из чего угодно. Проверяющие смотрят на ткани (чтобы были сертифицированы) и пошив (чтобы все швы были на месте и покупательницы не жаловались).
Часть одежды в фирменных магазинах предприятия привозная, но львиную долю продукции делают сами.
- Мы шьем, например, купальные костюмы, - говорит Олеся Муратшина, работающая в «Сахаре» с момента открытия. - По канонам женщина не может плавать в тех купальниках, которые продают сейчас в магазинах. Мусульманские купальники напоминают те, что были в ходу в Европе в начале ХХ века. Их шьют из лайкры, эта ткань быстро сохнет. Вообще, мусульманки одеваются немного по-другому принципу. Как, например, привыкли многие женщины: собираясь на работу, дама красит губы яркой помадой, делает кричащий маникюр, надевает мини, декольте и так далее, а возвращаясь домой, где ее ждет муж, дети, в кого превращается эта особа? Халат, бигуди, маска. То есть она старается быть красивой для улицы, для незнакомых, чужих людей. Мусульманская женщина не акцентирует внимание на своей внешности на работе, она привлекательна дома.
На фабрике шьют костюмы, туники, платья, сарафаны и капоры. На тренды, конечно, ориентируются, но в исламской моде следовать им не всегда получается. Например, модный нынче рукав летучая мышь в сочетании с длинной юбкой выглядит неэстетично. Но тонкий ремешок на юбке взамен пояса с массивной пряжкой - вполне допустим.
Запретов на те или иные цвета нет. Но одежды кричащих расцветок в ателье не шьют и не закупают.
Мусульманка не может носить одежду, вызывающую гордыню и высокомерие. Поэтому же, например, исламские дома моды (а эта индустрия развита и в Саудовской Аравии, и в Иране, и в Турции) никогда не делают на своей продукции ярких лейблов, указывающих на ее «фирменность» или цену. Ткани по большей части однотонные или с
геометрическим рисунком - в исламе действует запрет на изображения животных и людей.
Помимо хиджабов и разнообразных капоров, есть в исламской моде еще одна деталь, которая, кстати, в последнее время перекочевывает и в моду обычную, - нарукавники.
- По канонам у женщины могут быть открыты только кисти рук. В то же время многие мусульманки одеваются в светских магазинах. Они приобретают несколько различных кофт, например, с рукавами в три четверти, а потом берут у нас нарукавники, - объясняет Олеся.
И хотя с сертификатом предприятие в городе одно, мусульманской модой в Уфе занимается с дюжину предпринимателей. Многие везут готовую одежду из мусульманских стран, есть и те, кто шьет на дому. Клиентов много. И не только мусульманок.
- У нас много и православных одевается, - говорит Олеся. - Есть девушки и без выраженных религиозных взглядов, скромные по характеру.
Кстати, фотомодели на фабрике тоже скромные. В каталоге у девушек в графическом редакторе закрыты лица. Муратшина объясняет: сама профессия фотомодели противоречит исламской этике, но на манекене сшитая одежда будет выглядеть искусственно, поэтому пришли к такому компромиссу.
А в остальном все, как в обычном магазине: скидки, карты постоянного клиента.
- Ислам к торговле относится очень хорошо, - рассказывает Олеся. - Однако нужно, чтобы все было честно. Понятно, что магазин должен делать какую-то торговую наценку. Неправильно, когда цена специально завышается, чтобы потом чуть снижаться. Мы делаем скидки, когда остается какой-нибудь неходовой размер или нужно распродать коллекцию.
Незапрещенные услуги
Гульназ Шарафаева руководит халяльной турбазой в Бурзянском районе.
- Все началось в 2009 году с туристской стоянки, - говорит она. - Хотелось все сделать по канонам, получили сертификат «Халяль». В нашем случае особенности таковы: на территории базы не продается алкоголь и распивать его запрещено категорически, вся еда - халяльная, песни и танцы допускаются, но без эротического аспекта.
Предпринимательница утверждает: звонков много, а вот клиенты после телефонных переговоров приходят не всегда.
- Чаще всего нас принимают за обычную турбазу, звонят с предприятий, мол, хотим у вас корпоратив организовать. Мы отказываемся, так как знаем, что такие мероприятия без спиртного не обходятся. В последнее время у нас проводятся разнообразные психологические тренинги. Таких гостей принимаем. Еще были исламские свадьбы. В прошлом году к нам приезжали участники программы «Трезвое село», в этом тоже их ждем.
И хотя клиенты штурмом базу пока не берут, определенные бонусы такой бизнес приносит. Самый главный - за три года ни одна конструкция не вышла из строя.
- У нас не бывает беспорядков вообще, - говорит предпринимательница. - Соответственно, никто не ломает лестницы и лавочки, не мусорит. А ведь не секрет, что на многих турбазах после отъездов шумных компаний приходится проводить ремонт. Тут варианта два: либо руководитель, который в бизнесе давно, заранее составляя прайсы на отдых, добавляет небольшую сумму на осенний ремонт, либо, если много конкурентов, ремонтирует объекты на свои деньги.
Есть в городе и халяльные кафе. Они не синонимичны турецким или узбекским общепитам, где также не продается алкоголь, а в блюдах отсутствует свинина. Главное отличие - внешний вид официанток. Они носят закрытую одежду, дабы не оскорблять религиозных чувств. Есть сертификат и у клиники «МК Здоровье +». Правда, как объяснили в лечебном учреждении, именно на обслуживании мусульман клиника не специализируется. По желанию клиента его примет врач того же пола, а значит, все требования шариата соблюдены.
В единственной в городе халяльной парикмахерской работает только женский зал. По законам шариата гендерный принцип должен соблюдаться и тут. Обслуживают здесь всех женщин независимо от религии, но у мусульманок есть много разных «пунктиков». Покрасить волосы в рыжий или обесцветиться можно без проблем, а вот черную краску в парикмахерской держат только на экстренный случай. Незамужним женщинам религия запрещает красить волосы в черный, а замужние могут это сделать лишь с согласия супруга. Обрезать волосы можно, только если муж не будет против, поэтому косы в парикмахерской оставляют нечасто. Наращивания волос не делают. Это - харам. Услуг по маникюру, которые оказывают во многих других парикмахерских, здесь тоже нет: ислам запрещает женщине красить ногти, так как это делается исключительно красоты ради.
Теоретически, может существовать мусульманская косметология. Но салон красоты вряд ли сможет претендовать на получение сертификата «халяль». Правоверная мусульманка не может делать татуировок, незамужние не имеют права краситься (после свадьбы косметикой пользоваться можно, но только для мужа), выщипывать брови. Есть запреты и на пластические операции (при отсутствии медицинских показаний).
Не может добропорядочная мусульманка и без сопровождения мужчин передвигаться по городу. Эту проблему взялось решить такси, получившее сертификат. В службе работают только женщины, поэтому при поездке на халяльном такси мусульманка не совершает ничего греховного. Есть еще много незанятых ниш. Например, нет специализированного фитнес-центра, сейчас мусульманки, объединившись, снимают на несколько часов в неделю спортзал, чтобы учиться танцам. Так же поступают и с бассейном.
Дело в банке
Ислам запрещает ростовщичество - то есть дачу денег под проценты. Но в быстро развивающемся мире без банков никак. Первый исламский банк появился в мире в 1975 году. В России есть несколько банков, проводящих операции, не противоречащие законам шариата. Самая популярная - выдача зарплатных карт и дебитовые вклады. От стандартных вкладов они отличаются тем, что: а) клиент отказывается от начисляемых процентов (банк, как правило, охотно на это идет или же перечисляет с согласия клиента проценты в благотворительный фонд); б) деньги клиента «не крутятся». Банк не имеет права использовать вклады клиента для выдачи кредитов, инвестировать их в какие-либо проекты. «Неподвижность» денег клиента гарантирует специальный сертификат.
В Уфе с 2010 года работает «Эллипс-Банк», являющийся филиалом московского банка «Восток-Капитал». Это единственный банк, специализирующийся именно на оказании услуг, характерных для мусульманской банковской системы.
Как объяснили в банке, отличие следующее: в традиционном банке организация живет за счет процентов, полученных с клиента. Но по сути это ростовщичество, то есть харам. Исламский банк берет не проценты, а определенную сумму со вклада, необходимую для выживания и развития банка. Таким образом, в исламском банке не может быть ни потребительского кредита, ни ипотеки.
Может быть лизинг, который носит в исламском банкинге название «иджара». В банке есть программа по автолизингу. Суть - банк заключает договора с автосалонами. Клиент, имеющий на руках не менее 30 процентов от цены машины, приходит в магазин, выбирает «железного коня», потом идет в банк. Организация выкупает у автосалона машину и сдает ее в аренду клиенту, который расплачивается за авто в течение пяти лет. Банк получает в итоге, естественно, большую сумму, нежели заплачено в автосалоне. Из расчета примерно 20 процентов годовых. Теоретически на таких же условиях можно покупать и бытовую технику. Однако в банке есть требование - сумма иджары не может быть меньше 100 тысяч рублей. В будущем в банке планируют заняться и квартирами. Но дело это затратное, ведь банку придется самому вначале приобретать недвижимость, а потом клиент будет выкупать ее в течение 10 лет. Наличных денег в уфимском исламском банке получить нельзя.
Чего за два года здесь только не давали в лизинг! Однажды даже обратился клиент, который хочет взять коня для своего крестьянско-фермерского хозяйства. Но вообще к клиентам в исламском банке при заключении договора относятся строже. Например, на всех столбах висят объявления о выдаче кредита без поручителей. Потом, если клиент просрочит выплату, его начнут тиранить, сдавать коллекторским агентствам. В исламском банкинге учреждение несет риски убытков, например, если клиент не получает планируемой прибыли. В данном случае банк является сокапиталистом и не может требовать возвращения долгов и процентов. Особенно ярко этот момент проявляется при работе с предприятиями и организациями. Банк, выдавая им средства, выступает в качестве инвестора и имеет прибыль, размер которой определен в договоре. Вместо возвращения займа клиент платит долю чистой прибыли в течение всей деятельности предприятия. Но в случае банкротства банк ничего не требует. Получать прибыль в банке тоже можно. Вложивший средства как потенциальный инвестор имеет право на свой процент.
Именно на инвестиционной деятельности и держится весь мировой исламский банкинг. Правда, российское законодательство с нормами фикха (исламского права) согласуется не во всех аспектах. Поэтому банки, работающие в данном сегменте, пока могут предлагать лишь ограниченный набор услуг.


Рита ЛЕСНАЯ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости