ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Медовая столица
На площади у ипподрома «Акбузат» состоялся Республиканский фестиваль «Башкортос...

Пешеход идет под землю
На проспекте Октября в районе остановок «Бульвар Славы» и «Юношеская библиотека»...

«Социальная» полоса
На улице Ленина на участке от улицы Революционной до Пушкина при существующем одн...

Осенняя генуборка
10 сентября в столице республики стартует месячник по санитарной очистке и благоу...

Молочный уик-энд
8 сентября состоится Всероссийский фестиваль «Молочная страна».
На площади Лени...


Аутсорсинг в «скорой»
Демская подстанция скорой медицинской помощи получила шесть новых реанимобилей. ...

Дело Софьи живет
Близится к завершению реконструкция Софьюшкиной аллеи на улице Тукаева. Здесь по...

Уфимский дозор
По решению городского Совета заработал первый в регионе Центр общественной безоп...

Тюрки – на подмостках
С 6 по 13 сентября пройдет V Международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлы...

Премьерный сентябрь
Первый осенний месяц обещает быть насыщенным для актерской труппы Уфимского госу...

Кубаиры на холсте
В фойе Органного зала Башкирской государственной филармонии открылась выставка ...

Пробасил на весь мир
Наш прославленный земляк – певец Ильдар Абдразаков победил в международном опер...

Уфа приглашает
Во Дворце культуры «Нефтяник» начала работу Дирекция Международных детских игр, ...

Ждем медали
9 сентября в Лондоне завершатся ХIV Паралимпийские игры. В составе сборной России в...

Олимпийские итоги
Президент Башкортостана Рустэм Хамитов встретился с участниками Олимпийских игр...

Ретрокалейдоскоп
200. 7 сентября 1812 г. (26 августа ст. ст.) произошла Бородинская битва.
150. 7 сентября 1862...





     №09 (130)
     сентябрь 2012 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "Городская беседка"

Учиться. Как, чему, зачем?


Проект нового Закона об образовании был одобрен правительством и 
22 августа внесен на рассмотрение в Госдуму. Работа над ним шла с 2009 года, законопроект стал предметом широкого общественного обсуждения. А что думают о нем уфимцы?

Артур Гафаров, директор Уфимского авиационного техникума:
- Поскольку Закон об образовании затрагивает практически каждого гражданина России, он вызвал в обществе бурные споры, у многих - резкое неприятие (например, фракция КПРФ даже разработала собственный альтернативный законопроект и предложила вынести на голосование оба варианта). Но я этого отношения не разделяю.
За последние годы в системе образования появилось много нового: дистанционное обучение, инновационные программы - все это нашло свое отражение в новом законе. Впервые выделен уровень дошкольного образования - а значит, будут единые программы и понятие о том, какими знаниями должен обладать выпускник детсада.
Много споров вызвало то, что отсутствует понятие «начальное профессиональное образование». Теперь в учреждениях среднего проф-образования (техникумах) должны существовать два уровня: на первых двух курсах студент получает подготовку квалифицированного рабочего - например, слесаря, токаря. После этого он может устраиваться на работу либо продолжить обучение на 3-4 курсах и тогда уже будет иметь квалификацию работника среднего звена: технолога, мастера, наладчика станков. А впоследствии выпускник с квалификацией рабочего может сдать экзамены и поступить на 3 курс. На практике, чтобы обеспечить такую преемственность, училища объединяются с техникумами. А до сих пор многие учреждения начального и среднего профессионального образования выпускали не только специалистов рабочих профессий, но и экономистов, юристов, бухгалтеров, и зачастую они не востребованы на рынке труда - а значит, деньги на образование были потрачены зря. Что касается нашего техникума, в этом году мы выпустили 335 человек. Проблем с работой ни у кого нет, а многие выпускники уже получили несколько предложений по трудоустройству.
В новом законе прописаны параграфы, касающиеся социальной защищенности учащихся, преподавателей и студентов. Зарплата учителей и преподавателей должна стать на уровне средней по региону - это можно только приветствовать. (Хотя, например, в США зарплата учителей составляет 129 процентов от средней по штату.) Также более четко прописаны права и родителей, и самих обучающихся. Законопроект предусматривает поэтапное повышение стипендий: не менее одной трети от минимального уровня заработной платы - такого уровня должна достичь стипендия студента техникума, не менее половины МРОТ - у студента вуза, не менее МРОТ - у аспиранта и ординатора. Хотя я не согласен, что у студента техникума стипендия должна быть меньше. Еще в новом законе сказано, что стипендию должны получать все студенты техникума, независимо от успеваемости. Это мне тоже не нравится. Студентов нужно мотивировать! Мы платим повышенные стипендии тем, кто активен в общественной работе, кто занимается спортом, художественной самодеятельностью. К тому же кому-то эти 360 рублей очень нужны, а для другого - просто смешные деньги… Я - за адресный подход.
Думаю, что в таком виде, как сейчас, законопроект принят не будет - у народных избранников хватит мудрости рассмотреть и учесть все предложения.

Максим Михайлов, проректор Башкирского государственного педагогического университета:
- Сейчас получение образования регулируется Законом об образовании от 1992 года и Законом о высшем послевузовском образовании от 1996-го. Оба эти закона морально устарели, и в них было внесено около 500 изменений, плюс множество подзаконных актов и постановлений правительства. Разобраться во всем этом сложно даже юристу. Новый законопроект (в который тоже внесено много поправок) - попытка объединить все это в единое целое. Охвачена и реализация новых стандартов, и такая немаловажная вещь, как образовательные кредиты. Узаконено дистанционное обучение и семейное (домашнее) образование - правда, для его реализации должны появиться и новые педагогические механизмы. Введено положение о том, что учителя раз в пять лет обязаны повышать свою квалификацию (а раньше это было их право).
Права вузов и в построении образовательной траектории, и в экономической сфере будут расширены. Но за большей свободой последует и более жесткая ответственность. Что касается построения индивидуальных образовательных траекторий (когда студент, как в заграничных вузах, сможет самостоятельно выбирать какую-то часть предметов) - то мы уже это начали делать, однако механизм финансирования оплаты труда преподавателей пока к этому не подготовлен. Например, что делать, если спецкурс данного профессора выберут всего пять студентов? Вузу это невыгодно. А в американском вузе он все равно будет получать свою профессорскую ставку. И ни в одном вузе США нет понятия «нормативного количества часов за ставку». Вообще, чтобы выстраивать такую систему, у вуза должны быть качественно другие финансовые возможности. Тем более что основная материальная база большинства наших вузов создавалась в 70-х годах прошлого века.
Вузовские программы должны составляться под запросы и при участии работодателей. «Пришел на работу - забудь все то, чему тебя учили» - известный закон нашей действительности, но больше так быть не должно. Однако только при помощи этого сделать так, чтобы вузы выпускали только востребованных на рынке труда специалистов, нельзя. Количество бюджетных мест по новому закону сократится, однако это тоже не выход из положения. (А плата за обучение на специальностях, где есть бюджетные места, в соответствии с постановлением Минобрнауки уже выросла на 30-40 процентов, и величина ее одинакова для столицы, регионов и маленьких городов - разве это правильно?) Обязательно нужна проф-ориентационная работа в школах, а также независимые центры профориентации! Вузы тоже ведут такую работу, но мы - организации заинтересованные. Школьник должен прежде всего определить, что ему нравится, к чему он способен - для этого есть немало методик. А сейчас смотрят, «на какую специальность я прохожу по баллам ЕГЭ». В результате высшее образование у нас имеют около 80 процентов населения, но сколько из них работают по специальности? А большинство абитуриентов не сильно задумываются о том, кем и где они будут работать.
Сегодня образование должно иметь более прикладную направленность. Для этого введена система бакалавриата и магистратуры. Но мы стараемся скопировать все лучшее, что есть в иностранных системах образования, не учитывая, что ситуация в экономике и на рынках труда там совсем другая.
Новый закон регламентирует все процессы, происходящие в нашем образовании, и описывает их языком сегодняшнего дня - это хорошо, но я считаю, что он не дает ориентиров, какой она должна стать в будущем. Видимо, потому, что у общества еще не сформировалось четкое представление об этом.

Евдокия Шестопалова, начальник отдела профориентации и психологической поддержки Управления государственной службы занятости населения РБ:
- Проект нового закона (в частности, статья 43) предусматривает психолого-педагогическую и медико-социальную помощь обучающимся, которая включает в себя и помощь в профориентации, получении профессии, социальной адаптации.
На протяжении последнего десятилетия государственная служба занятости оставалась чуть ли не единственным социальным институтом, который по закону обязан был заниматься и занимался профориентацией граждан. Конечно, процесс самоопределения человека может быть очень продолжительным, но его основы должны быть заложены именно на школьном этапе. Безусловно, в зоне особого внимания специалистов службы занятости всегда находится учащаяся молодежь. Центры занятости тесно сотрудничают с учреждениями образования, ежегодно услуги по профориентации получают более 20 тысяч учащихся в возрасте 14-17 лет. Особенное внимание при этом уделяется трудным подросткам.
Статья 6 к полномочиям Российской Федерации в сфере образования относит изучение потребностей рынка труда, разработку требований к подготовке рабочих и специалистов на основе прогноза потребностей рынка труда. Важно, чтобы эта норма закона действительно воплотилась в практической деятельности учреждений профессионального образования. Сейчас они в большей степени опираются не на рынок труда, а на спрос населения на образовательные услуги (а спрос есть, и немалый). Экономисты и юристы со средним профессиональным образованием выпускаются в неограниченном количестве, но не находят себе применения, в то время как действительно квалифицированных и опытных специалистов даже в этих сферах не хватает. При этом, получив диплом, молодой специалист зачастую не идет работать по специальности и из-за низкой на начальных этапах зарплаты - молодые сейчас хотят получить все и сразу, а потому по большей части находят себе применение в сфере торговли и организации досуга.

Надежда Семенова, заместитель директора средней школы №7 по научной и учебной работе:
- В новом законе понравилось то, что он предоставляет всем детям равные возможности для получения образования. Он вводит в обиход инклюзивное образование, когда дети с ограниченными возможностями учатся вместе со своими сверстниками в обычных школах.
Однако хотелось бы, чтобы закон давал четкие правовые нормы, которые бы сводили к минимуму возможность неоднозначных толкований в спорных случаях. О многих положениях законопроекта этого сказать нельзя. Он изобилует отсылками, оставляющими решения по многим вопросам исполнительной власти. Еще мы ждем, что новый закон закрепит за государством ответственность за создание материальных условий реализации образовательных программ. Также важно более подробно описать механизм определения качества образовательных услуг. Всего этого пока нет.








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости