|
РУБРИКА "ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ" Город - без хаоса нестыкуемых сущностей
Почему мы с удовольствием возвращаемся в одни города и с ужасом думаем о необходимости ехать в другие? Почему одни города, кроме бытового комфорта, готовы искупать нас в своем неповторимом мире и приветливости улиц, а другие запоминаются унылой железобетонностью? Наши эксперты рассуждают о том, по каким критериям можно судить о культурном уровне того или иного пространства, на чашечке каких весов взвешивается этот уровень, и каких свойств не хватает Уфе, чтобы ее культура по-настоящему стала частью всемирной сокровищницы.
Михаил Бугера, депутат Госсобрания РБ, проректор по науке Уфимской государственной академии экономики и сервиса: -Для меня культурный уровень пространства - это сложное ощущение с многообразием составляющих его компонентов. Прежде всего, большую роль играет здесь исторический момент. Он зависит от того, насколько город готов пожертвовать чем-либо для сохранения своей истории. Следующей компонентой является наличие творческих сфер и союзов. В городе обязательно должны быть литературные ассоциации. Культура в городе - это еще и чистота городских улиц, по которым мы совершаем прогулки, привлекательный вид городских фасадов. Это и реакция людей на приезжающих, их поведение на улице… Существует очень много критериев, которые сливаются в один образ. Трудно выделить что-то наиболее главное. Я бывал во многих городах, но я не могу назвать какой-либо из них идеалом культуры. Наиболее приближаются к этому идеалу маленькие европейские городки. В то время как мегаполисы «страдают» хаотическим набором нестыкуемых качеств. Вот, например, в Париже режет глаз то, что напротив Эйфелевой башни какие-то экзотические коробейники непременно пытаются навязать тебе безвкусные сувениры. Видимо, эталон культурной среды вообще отсутствует в природе. На мой взгляд, очень важно так организовывать все городские потоки, чтобы люди, прежде всего, существовали в той среде, в которой им комфортно. Все это относится и к Уфе, которая несет в себе все преимущества и недостатки мегаполиса. В нашем городе очень сложно организовать пространство так, чтобы не налезали друг на друга разнообразные сущности. Надо, чтобы историческая часть была исторической, рекреационная - действительно рекреационной. К сожалению, в Уфе исторически сложилось перемешивание жилых и промышленных зон. И это главная особенность развития нашего города, которую очень трудно преодолеть.
Сергей Краснов, живописец, действительный член РАХ, народный художник Башкортостана: -Для меня лично одним из главных компонентов культурного города является наличие изобразительных музеев и галерей. Я был во многих европейских городах, и там невозможно не обратить внимание на то, что даже в небольшом, с населением 150 тысяч человек, городе все равно присутствуют десятки различных музеев. В то время как в нашем городе более чем на миллион жителей находится всего две-три реально действующие галереи. Более того, наши музеи никому не известны в мире. Так получилось, что у нас нет выставочных залов. Зато есть физкультура - есть новый Дворец спорта, есть всемирно известные спортивные команды. Мне печально, что многие наши художники, дизайнеры так и остаются малоизвестными для остального мира. Еще одним компонентом культурного качества я бы назвал наличие истории и исторических объектов в городе. Я люблю этот город! Но иногда я его просто не понимаю. У каждого из нас здесь есть или был свой дворик, свой садик, свои памятные места. И жаль, что с каждым годом их становится все меньше. Но историю нельзя изменить - она все равно уже существует, с ней надо сосуществовать.
Эльшад Теляшев, директор ГУП «Институт нефтехимпереработки РБ», доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук РБ: -Рассуждая о культурной среде, я бы обратил, прежде всего, внимание на пространство ее инфраструктуры. Только при ее развитости можно говорить и о развитии этой среды. Необходимо, чтобы количество театров, галерей, музеев достигло качественно нового уровня. Причем наиболее востребованы в городской среде клубные места: малые театры, малые концертные залы. К сожалению, клубная компонента сегодня представлена у нас слабо. Тем не менее Уфа - очень интересный с точки зрения культурного потенциала город. У нас есть что посмотреть и есть куда сходить. Но надо обязательно пиарить, пропагандировать городские культурные маршруты, чтобы каждый человек имел как можно более разнообразный выбор. Это как раз то, о чем не так давно говорил мэр Уфы - необходимость тщательно разработанной пиар-составляющей культурной компоненты. Конечно, в нашей жизни очень важны политическая, экономическая, производственная стороны, но стоит не забывать, что именно культурная компонента может вытянуть за собой и остальные. Если у нашей Уфы сложится присущий только ей культурный облик, то за ним придут и инвесторы, и качественно новый образ жизни. Это я смог прочувствовать, когда мы при своем институте создали клуб авторской песни. При первом рассмотрении, может, и непонятно, при чем здесь столь серьезный институт, занимающийся наукой, и жанр авторской песни. Но вскоре мы заметили, что этот клуб помогает нам на ином уровне выстраивать связи и в нашей сугубо профессиональной среде. Причем эти связи так становятся гораздо крепче и надежнее.
Тимур Саблин, директор Центра изучения общественного мнения «СИМАКС»: -Прежде всего, культура городской среды зависит от того, сохранена в ней историческая преемственность или каждое новое поколение горожан рушит старое и возводит новое. У нас явно преобладает второе. Сегодня не сохранилось ни одной улицы конца XIX - начала XX века. А это означает, что не осталось той среды, в которой жили наши предки. А это явный признак бескультурья. Когда мне говорят, что какой-либо старинный дом уже бесполезно спасать, что лучше на его месте возвести новые многоэтажки, мне всегда вспоминается история немецкого города Касселя. Этот имеющий тысячелетнюю историю город, будучи полностью разрушен от авиационных бомбардировок, после войны был отстроен заново. Но жители не стали строить в нем современные здание, а восстановили те малоэтажные дома, подобные тем, в которых жили предыдущие поколения их предков. Но нельзя забывать и о культурном уровне самих горожан - все эти мрачные лица, заплеванные и замусоренные подъезды и дворы, выбрасываемые из окон автомобилей окурки. Так уж сложилось, что в Уфе до сих пор преобладает психология жителей рабочего поселка, когда все в жизни подчинено интересам производства и экономики. Надо больше создавать природных островков для гуляний, концертов на открытых площадках, чтобы везде звучала хорошая музыка, и не хотелось бы спорить и ругаться. Такие точки должны быть созданы вдоль всей линии рек Белой и Уфы, хотя бы в их нагорной части. А вообще, культура - это такое отношение человека к городу, которое бы этот человек хотел бы
Владимир СОЛОВЬЕВ |
|
|