|
РУБРИКА "Ситуация"Просроченный ужин с рядом неизвестных
Совсем недавно было такое модное словосочетание «кошмарить бизнес». С внеплановой проверкой к предпринимателю могли прийти из всех ведомств одновременно и вынести представления об устранении нарушений. В результате в процессе работы предприниматель вынужден был временно прекращать работу, а то и вовсе закрываться. Сейчас все госведомства работают по плановым проверкам, к предпринимателям они ходят раз в три года. Но появилась и оборотная сторона медали. Даже в ходе плановых проверок санитарные врачи находят чудовищные нарушения.
Улица Менделеева. Ресторан. Красивый зал, в дни спортивных соревнований проводятся трансляции. Меню, которое способно удовлетворить, наверное, самого взыскательного гурмана. Сюда с плановой проверкой пришли санитарные врачи. Как сообщила заместитель руководителя Роспотребнадзора по РБ Насима Кучимова, в холодильной камере специалисты нашли продукты с истекшим сроком годности, а ведь они использовались для приготовления блюд. Сыр мягкий АРО с белой плесенью был просрочен на 28 суток, «Моцарелла maxi» - на 34 дня. Кефир из холодильника должны были «эвакуировать» 10 дней назад, но отчего-то он так и стоял на полке. Соус «Бонус меню» был просрочен на 98 суток, старее всего оказались колбаски. «Пражские» охлажденные лежали в холодильнике, хотя срок их реализации истек еще 170 дней назад, на сутки моложе оказались полукопченые охотничьи колбаски! - В заведениях общественного питания должны сохранять маркировочный ярлык с указанием срока годности и даты изготовления, - объясняет Насима Кучимова. - Такая мера позволяет и сотрудникам учреждения и проверяющим знать, что в пищу идут только свежие продукты. Но в ресторане на упаковке с семгой, орехами и сухофруктами наши специалисты таких маркеров не обнаружили. На кухне вообще должно быть все четко. Например, любая хозяйка знает, что если очищенную картошку положить в воду, то держать ее в таком состоянии следует не более двух часов. Но в ресторане нашли картошку, которая пролежала в воде больше четырех. Конечно, если лучок, огурчики и прочая зелень выращена на собственном огороде, то ее можно вымыть и настругать в салат. Но в общепитах так делать нельзя. - В холодных закусках или салатах сырые овощи и зелень используются без термической обработки. Поэтому необходимо выдерживать эти продукты перед приготовлением в трехпроцентном растворе уксуса или 10-процентном растворе поваренной соли, - говорит Насима Ахметсафиновна. - Впоследствии овощи и зелень должны промываться проточной водой. Однако такой обработки на кухне заведения не проводилось. Для мытья внутрицеховой тары в мучном цехе использовались губки. Их качественная обработка, чтобы пропали все микробы, просто невозможна. Швабры, метла и другие предметы, которые на языке проверяющих называются «уборочный инвентарь» хранились прямо в коридоре. Ресторанные блюда также вызвали нарекания у санитарных врачей. Время, когда они были приготовлены, не указывалось, а ведь некоторые из них могут храниться всего несколько часов. В варочном цехе обнаружились неизвестно когда приготовленные макароны, гречка, рис, паровые котлеты, жареные и вареные куры. Оценка качества блюд проводилась не ежедневно. Выявлен и недовес. По расходу продуктов получалось, что повара приготовили пять блюд, а фактически посетителям продали шесть. Не все гладко и в столичных кафе. Так, при проверке в заведении по улице Жукова врачи обнаружили, что на витринах хранились неизвестно когда приготовленные блюда. По правилам в общепитах должно быть несколько моек, в кафе на Жукова была только одна. - Сейчас многие следят за своим питанием, садятся на диеты и так далее. Однако ни в меню, ни на стенде в уголке потребителя не было информации о калорийности блюд, содержании белков, жиров, углеводов, - говорит Насима Кучимова. Вина должны храниться при температуре от +5 до +20 градусов. Если температура окажется выше, напитки могут запросто испортиться, но температура на складе при кафе оказалась на два градуса выше. Теперь уже и не установишь, сколько времени там пролежали те пять партий вина, и сколько его было продано. Рядовой посетитель на кухню в кафе не заглянет и температуру на складе не узнает. Санитарные врачи советуют: если заведение или вид принесенного блюда вызывает подозрение, лучше не рисковать, а после каждого заказа в общепите старайтесь брать чек. Если обед закончится отравлением, то чек станет доказательством на суде, а также поводом для внеплановой проверки. Если человек пожаловался, проверяющие приходят неожиданно, чтобы заведение не успело настроить «потемкинских деревень». - Люди стали грамотнее, знают свои права, обращаются часто, - говорит Насима Кучимова. - Например, к нам поступило заявление о том, что в сетевом супермаркете продают некачественные тушки цыплят. Проверяющие пришли в магазин и обнаружили, что и правда, в магазине продавались бройлеры, испачканные пометом. Конечно, главный нарушитель здесь птицефабрика, но и магазин не имеет права кивать на производителей - перед тем, как выставлять товар на витрины, необходимо убедиться, что он кондиционный. - На птицефабрику наши специалисты тоже съездили, - отмечает Насима Кучимова. - Задача была выявить такие же образцы халяльного турбаслинского бройлера. Выяснилось, что технология производства не соблюдается. Так, когда охлаждают тушки, температура в ванных должна быть не выше +1 +2 градусов Цельсия. В итоге к концу процесса мясо охлаждается до +4 градусов. Но в реальности температура воды в ванных превышала +10 градусов, а насколько охлаждалось мясо, вообще не считали! Возникли нарекания и к помещению. Цеха требовали ремонта, побелка потемнела, местами сыплется с потолка прямо на рабочие поверхности. По итогам всех проверок предприятия получили предписания об устранении нарушений. Интересный момент: в России уверенно развивается профессия мерчендайзера, человека, который представляет фирму-производителя и следит за тем, как товар выложен на полках в магазинах. Мерчендайзеры считаются одними из самых оплачиваемых специалистов в торговой отрасли. В то же время следить за качеством того, что они поставляют, проверять сроки годности они, вроде, как и не обязаны. Главное, чтобы на полках лежало красиво и манило покупателя.
Иван ЗАРОКОВ. |
|
|