|
РУБРИКА "Августовский педсовет"Ситуация успеха
- Современные родители уделяют своим детям слишком мало внимания, - справедливо негодуют педагоги. – В школе теперь только оказывают «образовательные услуги», мало заботясь о воспитании личности, - сокрушаются мамы и папы. Мы решили заглянуть в самые «продвинутые»: школу, детсад и центр творчества, чтобы понять, как там чувствует себя ребенок.
Когда малыш – супер Детский сад мы выбрали не обычный, а частный. Подъезжаем к жилому дому по проспекту Октября, 174/2. Часть первого этажа в нем занимает филиал Центра раннего развития - детский сад «Супермалыш». Пока детишки спят, у нас несколько минут, чтобы поговорить с его учредителями – супругами Арсением Васильевым и Ксенией Шипаревой. На двоих у молодой пары трое детей: от полутора до трех лет. С них собственно все и началось. - В отпуске по уходу за ребенком было время задуматься, - рассказывает молодая мама. – Можно сказать, что эта бизнес-идея подстроена под собственных детей. Супруги подошли к созданию своего детища ответственно: поехали в Швецию и изучили богатый опыт скандинавской системы воспитания, в основном основанной на методике Монтессори. Разработки российского педагога Николая Зайцева тоже взяли на вооружение и адаптировали их для двухлетних малышей. - Главное в нашей системе воспитания – не принуждать ребенка, чтобы не отвратить его от знаний, - объясняет Ксения, - мы за игровую форму, в которой сами дети определяют свой ритм и способ учебы. Два раза в неделю на своем автобусе «супермалыши» ездят в бассейн одного из детсадов. Так вот, тренер отказалась с ними заниматься: « у вас особые дети, они имеют свою точку зрения – будут проблемы с дисциплиной». В том, что ребята-частники способны рассуждать на любую тему, мы скоро убедились. Ребятишки проснулись и потянулись в игровые комнаты, мало отличающиеся от аналогичных в массовых садиках. Общительная Ника сегодня прощается с «Супермалышом» - девочка осенью пойдет в первый класс. - Так ты здесь самая старая, - шутим мы. - Самая старшая, - поправляет она и совсем по-взрослому рассуждает о том, что ждет ее в школе: там много ребят и все новое - учителя и знания. Много – ключевое для нее слово, потому что в этом садике в группе не больше 10 детишек. Из ее уст мы услышали и еще одно главное отличие: «Здесь разные дети: и драчуны, и странные, но я их всех люблю». Позитива в этой девчушке хоть отбавляй. - Отставание в развитии – не преграда для общения со сверстниками, - прерывает нашу интересную беседу Арсений Васильев. - Наоборот, детский социум дает толчок для роста ребенка. В «супермалышовском» филиале «ГДК» (так между собой называют его сотрудники) - 40 ребят. В каждой группе два воспитателя. Педагоги проводят с детьми занятия по чтению, математике, музыке, ИЗО, английскому языку и даже борьбе ушу. Для прогулок на свежем воздухе установили на придомовой территории детскую площадку. Дворовым детям здесь играть тоже не возбраняется. Сумма в квитанции об оплате немаленькая – около 15 тысяч рублей. – Почти половину съедает аренда коммерческой недвижимости, - сетует Ксения, - но после встречи в мэрии администрация Орджоникидзевского района предоставила нам помещения в школе № 156. И теперь родители будут платить почти вдвое меньше. Новый филиал «Супермалыша» (пока их три) откроется 15 августа: идет подготовка по обустройству площади. Уже 27 семей подали заявления. - У нас социальный бизнес, - считает Ксения. – Мы в небольшом плюсе, а ответственность очень большая. - Конечно, проще найти няню, - рассуждает одна из мам, - но мы думаем о завтрашнем дне, когда сын пойдет в школу. Здесь он научился сам одеваться, аккуратно есть, сейчас даже дома заправляет постель. Радует, что сынишка уже начал читать, знает счет. Но главное – он усвоил, что нужно делиться игрушками с другими ребятами, уступать, завел первых друзей. Видеокамеры в «Супермалыше» круглосуточно в режиме реального времени следят за всем, что происходит в этих стенах, и родители в любой момент могут убедиться, что с их ребенком все в порядке. Школа - не магазин знаний В сипайловской школе №159 журналисты – частые гости. И здесь, действительно, есть на что посмотреть. Просторные аудитории и холлы, спортивный комплекс с тренажерным залом и бассейном, мастерские и лаборатории, актовый зал с ауди- и видеоаппаратурой, интерактивные доски, автоматизированное рабочее место для каждого педагога, Интернет и локальная сеть, электронный дневник – школа занимает одно из первых мест в городе по «айтишным» технологиям. - Конечно, такая «начинка» детей привлекает, - утверждает директор Наталья Иванцова.– Нынешнее поколение учеников родилось в ином информационном пространстве. Их общение друг с другом переместилось в социальные сети. И проследить, чем дышит подросток, часами просиживая в Интернете, невозможно. Ребенок подвергается опасности, не покидая пределы квартиры. Дети из 159-й не спешат после уроков домой. Им здесь интересно: кружки, театральная студия, спортивные секции. Внеклассная работа насыщена до предела, каждый может реализовать свои способности в полной мере. - Ученику нужно пройти через ситуацию успеха, почувствовать собственную значимость, - уверена Наталья Александровна. - Пусть он пишет диктанты на «двойку», но зато как монтирует видео! Надо, наконец, посмотреть правде в глаза: не каждый ученик обучаем во всех сферах. Школа - не магазин знаний и не система уроков, это - сама жизнь. А детство должно быть светлым и ярким. Сделать его таким – задача педагогов и родителей. Хорошее надо культивировать. И, поверьте, результаты будут. Мы посмотрели несколько фильмов, в которых в качестве режиссеров, актеров, сценаристов, монтажеров выступили ученики 5-9-х классов. Первую премию и школьный «Оскар» получила лента, отснятая 6 «А», - «Источник пятерок». «Отличную» оценку ребята там искали даже с помощью Шерлока Холмса. Но кладезь «пятерок» нашлась в обычных книгах. Юные создатели фильма привлекли для съемок и своих учителей. Совместное творчество сблизило и даже сроднило. Учитель русского языка и литературы Татьяна Пешкова уверена, что педагог только тогда вправе требовать с ученика, если сам готов к уроку и внутренне собран. - Очень важно, как педагог выглядит, как говорит, как относится к коллегам, детям и родителям, - рассуждает она. - И методики, которыми мы все напичканы, по большому счету не так уж важны - мы не натаскиваем учеников, а ведем с ними диалог. Учитель башкирского и английского языков Венер Асмоньдияров считает, что педагог должен признавать свои ошибки: - Уважая ученика, ты строишь с ним доверительные отношения и, в конечном счете, выигрываешь. В том, что в выигрыше остаются и родители, мы убедились, побеседовав с мамами 2 «А». У них своя группа «Вконтакте» - так что они обмениваются информацией друг с другом практически постоянно. - Некоторые задания прорабатываем совместно, - говорит Эльвира Свиреденко. - Выкладываем классную работу в сеть для тех, кто не разобрался в теме или пропустил уроки по болезни, чтобы не отстать от класса. Для Амрама, Даши и Айнура Из окон детско-юношеского центра «Виктория» открывается живописный вид: сверкающие на солнце купола Святоникольского храма и голубая гладь озера. Картина почти идиллическая для Шакши. Район непростой, а в последние годы его население стало пополняться за счет переселенцев из республик бывшего СССР. Семилетний Амрам Оганисян родился в Армении, но своей родиной считает Башкортостан. В четыре года пришел в объединение «Колобок». Он уже научился читать, писать, рисовать, а еще приобрел много друзей: башкир, русских, татар, азербайджанцев. - Были опасения, как нас примут здесь, - говорит его мама, - не станет ли сын отверженным. Но в «Виктории» к нам отнеслись с большой теплотой. Думаю, в школе тоже особых проблем не будет. - Как людям разных национальностей жить в мире и согласии? Это и стало отправной точкой нашей работы, - говорит директор центра Ольга Желнина. – Дети порой бывают жестокими по отношению друг к другу. И пока они впитывают все как губка, стараемся привлечь к совместному творчеству, объединить их. Шакшинцы любят фестиваль дружбы народов, который «Виктория» проводит каждый год. Он собирает много зрителей со всей округи. И родители ребят не остаются в стороне. На последнем фестивале откровением стало знакомство с армянскими семьями. Они угощали всех национальной выпечкой, пели, танцевали. Тем временем в театре-студии «Сюрприз» полным ходом идут репетиции – ребятня готовит очередную премьеру. Основа репертуара – пьесы-сказки разных народов. - Это самый простой способ познакомить мальчишек и девчонок с другой культурой. Перед раздачей ролей мы вместе обсуждаем историю народа, - поясняет педагог дополнительного образования Валия Вязовая. - Воображение переносит нас то в Индию, то в Китай, то в Узбекистан с его самаркандскими мечетями. Дашу Кузнецову можно назвать старожилом «Виктории», она участница и победительница всероссийских и международных конкурсов по литературе. - За 10 лет я пробовала себя на сцене, занималась шейпингом, училась играть на гитаре, - рассказывает 16-летняя девушка. – Сегодня занимаюсь вокалом в объединении «Башкирская эстрада». Мы поем песни русских и башкирских композиторов. Многочисленным идеям второклассника Айнура Салахова удивляются даже взрослые. Мальчишка вместе с педагогом создал целую коллекцию «умных игрушек» для малышей. А Настя Вышеславцева и Даша Семенова вызвались помочь птицам: девочки и их друзья соорудили и повесили поблизости кормушки. - И это лишь малая толика всех социальных проектов, авторами которых стали наши воспитанники, - гордится Ольга Александровна. Созданная «Викторией» программа развития центра «Наш мир мы строим вместе» получила диплом первой степени в номинации «Самый успешный инновационный проект-2013» на Всероссийском конкурсе «Золотой фонд образования» в Москве. P.S. Лучшие представители столичной системы образования движутся в направлении школы будущего: воспитания самостоятельно мыслящих творческих личностей, для которых живое общение, искреннее участие и добрые отношения очень важны.
Светлана ЯНОВА |
|
|