|
РУБРИКА "Августовский педсовет"На «ты» c it
Чего только нам не предрекали скептики от образования, но даже они вынуждены признать: реформирование школьной системы набирает обороты. И то, что вчера казалось фантастикой, вошло в классные кабинеты и стали привычным. Какие-то итоги уже можно подвести и наметить новые планы. Директорам столичных школ мы предложили три вопроса: 1. Ученики 4-х классов сдают тестовый экзамен, введены электронные дневники, на очереди - учебники. Как влияют подобные нововведения на качество образования? 2. 10 часов в начальной школе по федеральным государственным стандартам отданы на воспитательную работу. Как они используются? 3. Приветствуете ли вы создание школ-комплексов: детский сад – школа – колледж – вуз?
Лимма Сержанина, директор СОШ №110 : - Начальная школа формирует личность ребенка. Ее воспитанники – в первую очередь дети, а уже потом ученики, которым надо держать экзамен. Поэтому в подготовке тестовых материалов должен принимать участие не только учитель, но и школьный психолог. Если школа отстает от реалий, происходящих за окном, ученику становится скучно. Поэтому нововведения необходимы как воздух, а нам, учителям, нужно быть мобильнее, чтобы поспеть за ними. Качество обучения только вырастет, если педагоги освоят современные IT-технологии, будут с ними на «ты». В нашей школе вся внеурочная деятельность отдается воспитанию. Экскурсии, встречи с интересными людьми, иностранными гостями, космонавтами, лётчиками, музыкантами, певцами позволяют установить с детьми доверительные отношения, заинтересовать их культурой, наукой, искусством. Каждый ученик может выбрать себе занятие по душе: танцы, живопись, акробатику. Организовано обучение игре на музыкальных инструментах – мы сотрудничаем с музыкальной школой №8. Создание школ-комплексов – шаг к преемственности. Сегодня практически все школы набирают группы по подготовке будущих первоклассников. Нередко занятия в них дублируют детсадовские «уроки», поскольку педагоги опираются на стандартные учебные пособия и методики. Создание единого пространства позволит избежать дубляжа и организовывать учебный процесс более эффективно. Переход из детского сада в школу при такой системе станет гораздо проще как для ребёнка, так и для его родителей. Примеры действующих школ-комплексов, ставших настоящими образовательными центрами инновационной педагогики, уже есть: они успешно работают в Москве и Питере.
Ильшат Биккулов, директор Башкирской гимназии №140 имени З. Биишевой: - В прошедшем учебном году в режиме эксперимента у нас сдавали тестовый экзамен не только ученики 4-х классов, но и первых, и вторых. Это позволило выявить объективную картину уровня знаний и дать достоверную информацию родителям. Что касается электронных дневников, то все условия для их внедрения созданы: практически все учителя имеют персональные компьютеры, ноутбуки с доступом в Интернет. Но есть и трудности: увеличилась нагрузка на учителей, и пока не в каждой семье есть компьютер. Вопрос преемственности обучения особенно актуален для национальных образовательных учреждений. В 2010 году предложение о создании единого учебного воспитательного комплекса сад – школа - вуз для башкирских школ было включено в резолюцию Всемирного курултая башкир. Если бы за нами закрепили детские сады, то ребята приходили бы в школу более подготовленными: не было бы языкового барьера. В дальнейшем наши выпускники могли успешно поступить в вузы на факультеты башкирской филологии и в другие, где есть группы со знанием языка.
Эльвира Минюк, директор лицея №153: - Наш лицей открыт в 1991 году как учебное заведение нового типа по инициативе Министерства образования и УАИ (ныне УГАТУ). Мы являемся однопрофильной старшей школой, ориентированной на подготовку детей к дальнейшему обучению в техническом вузе. Поэтому образовательный процесс включает в себя как школьную, так и вузовскую систему преподавания. Из всего многообразия инновационных технологий выбираем наиболее адаптированные к вузовской программе. Необходимость преемственности в системе «школа – вуз» уже доказана жизнью. Совместная деятельность учителей и преподавателей вуза положительно влияет на успеваемость не только учеников, но и будущих студентов. Высокие требования в обучении, отсутствие чрезмерной опеки, использование в большом объёме дополнительной литературы, связь теоретических знаний с практическими умениями – вот что характеризует профильное обучение в нашем лицее.
Николай Корнилов, директор СОШ №89: - Отведенные на воспитательную работу часы мы решили использовать для развития творческих способностей детей, применяя здоровьесберегающие технологии. Часы отданы спорту, дополнительным занятиям и кружкам. Преемственность образования – важная составляющая, но опыт Москвы надо применять исходя из региональных особенностей. Слепо копировать не всегда конструктивно: в любом начинании есть свои плюсы и минусы.
Елена Павлова, директор СОШ №104: - В нашей школе в режиме эксперимента ученики 4-х классов сдают тестовый экзамен по нескольким предметам. Но мы считаем, что обычная итоговая контрольная работа дает более реальную картину знаний. В тестах же присутствует элемент случайности. А вот электронным дневником довольны и родители, и педагоги. Информация учителя доходит к мамам и папам без искажения. К сожалению, из-за перегруженности мы проводим внеклассную работу не на базе школы, а в учреждениях дополнительного образования, таких, как «Орион», Детский эколого-биологический центр, Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №7, школа искусств №3 и спортшкола №29 «Батыр». Мы приветствуем создание школ-комплексов. Из очевидных плюсов: родители, отдав ребенка в детский сад, могут больше не беспокоиться, в какую школу ему идти.
Альбина Уразова, директор СОШ №40: - Мы за тестовый комплексный экзамен для выпускников начальной школы. Подготовка к нему позволяет обобщить и повторить изученный на первой ступени материал и облегчить переход в среднее звено. Введение электронного дневника связано с рядом таких трудностей, как обеспечение компьютером, Интернетом каждого учителя, дополнительным временем на заполнение электронного дневника. Да и родители не всегда проявляют ответственность и заинтересованность. Нам кажется, что указанные нововведения (электронные учебники) не повышают качество образования, но позволяют школе соответствовать требованиям времени. Дети привязаны к компьютерам и лучше воспринимают зрительный ряд. К минусам я бы отнесла недостаточное развитие абстрактного мышления, снижение остроты зрения, повышенную утомляемость. Внеурочная деятельность по федеральным стандартам предполагает занятия после уроков до 10 часов в неделю. Но в учебный план они не введены. В основном эти занятия ведут педагоги учреждений дополнительного образования или воспитатели группы продленного дня. Преемственность между образовательными учреждениями разных ступеней, безусловно, нужна. Но для этого необязательно создавать комплексы. Тем более, что финансовые возможности Уфы и Москвы несравнимы. Хотя безусловный плюс – близость к дому. Минусами могут стать потеря индивидуальности и традиций отдельных школ. Мне было бы жаль потерять нашу особую, камерную атмосферу. Проблемы могут возникнуть из-за разных подходов к организации работы учреждений.
Светлана Газизова, директор СОШ №49: - Использование компьютерных технологий – требование времени. Пока электронные дневники введены не во всех классах, но практика показала, что информированность родителей стала выше, и теперь они могут своевременно принять меры, контролировать и помогать детям. 10 часов на воспитательную работу в рамках федеральных стандартов в начальной школе очень важны. В нашей школе они отведены для занятий в музыкальных кружках, в изостудии, в спортивных секциях (футбол, хоккей).
Алена Одинцова, директор школы №42: - Мы все понимаем, что за электронными и информационными технологиями - будущее. Такие учебники позволяют использовать дополнительные средства передачи информации, например, совместить видеоматериалы, аудиоматериалы, тексты, таблицы, справочники, изображения. Электронный классный журнал позволит повысить качество образования за счет прозрачности. Все они должны внедряться в образовательный процесс по принципу «не навреди». По программе модернизации общего образования мы получили 44 ноутбука и четыре комплекта интерактивного оборудования. Я поддерживаю новые стандарты внеурочной деятельности, когда можно занять детей полезным делом, развить их творческие способности. Руководители кружков стараются максимально привлекать лицеистов к своим занятиям. Классные же руководители, социальные педагоги, психологи проводят работу с «трудными» подростками. В рамках внеурочной деятельности ученики первых и вторых классов посещают группы продленного дня и кружки по шести направлениям. Всего организовано 38 различных кружков и спортивных секций. Создание школ-комплексов детский сад - школа – вуз позволит учебным заведениям гибко реагировать на запросы экономики, обеспечить постепенную адаптацию дошкольников к условиям систематического обучения и уменьшит разрыв в уровнях подготовки между средней и высшей школой.
Елена Мухамадеева, директор Станции юных техников Ленинского района: - Если речь идет о внеурочной деятельности в соответствии с федеральными стандартами, то неверно рассматривать ее только как воспитательную работу. Она может быть организована по различным направлениям (спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно- познавательное, военно-патриотическое, общественно-полезная и проектная деятельность) и отражена в образовательной программе школы, которая обязана учитывать интересы ребенка, соответствовать запросам семьи. Наша станция давно сотрудничает со школами Ленинского района. Так, в 2012/13 учебном году на базе школ №№ 1, 4, 24, 25, 35, 128, гимназии № 91, Башкирского лицея № 2 успешно трудились 24 педагога дополнительного образования, обучая детей по таким программам, как «Начальное техническое моделирование», «Математическое конструирование», «Эрудит», «Ступеньки успеха», «Веселая информатика», «Умелые руки», «Я – исследователь», «Проектная деятельность» и другие. Многие дети с удовольствием посещают сразу несколько кружков. На сегодняшний день реализация федеральных стандартов только в нашем учреждении в учебном плане занимает 28 процентов. Мы не можем удовлетворить все обращения школ, так как работаем и по другим программам, и с разными возрастными категориями. Воспитательная составляющая у нас тоже присутствует, но не доминирует. Такие занятия проводят в основном те же учителя начальных классов, что работают по совместительству в учреждениях дополнительного образования. Они тяготеют пока (нужно время для перестройки!) к обучению по программам, приближенным к основной образовательной, например, решение логических задач.
|
|
|