ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Проверка временем
В Государственном Собрании - Курултае РБ прошло торжественное заседание, посвя...

В новогоднем Музее
Традиционная Президентская елка впервые прошла в Черниковке в Городском культ...

И елка из макарон
Подведены итоги благотворительног
о детского конкурса «Письмо Деду Моро...

Крепкие позиции
Копилка наград администрации Уфы пополнилась двумя дипломами и кубком. 


Колокольчик - на счастье
В ночь с 6 на 7 января православные встретят светлое Рождество Христово - во всех...

Уличная цветотерапия
В Уфе представлена муниципальная концепция цветового оформления. К 2015 году око...

Спасительный шанс
Башкирский троллейбусный завод получил заказ от Комитета по транспорту и доро...

Сказочные каникулы
В декабре в Столичной и Социальной елках приняли участие более 2000 тысяч ребят.

Увековечен в бронзе
В парке имени Ленина открыт памятник народному артисту СССР, лауреату Государс...

Вернисаж из Пьемонта
В конце января в  выставочном зале Академии наук РБ откроется выставка живоп...

Народный поэт
В автобусе, курсирующем по маршруту № 51, пассажиры могут скоротать время поезд...

Девушки - в безопасности
В социальной сети появилось движение «Брат за сестру», цель которого в наше вре...

Угощение для синички



     №01 (146)
     январь 2014 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "СВЕЖО ПРЕДАНИЕ"

Башкирский Сезанн


История рождения её искусства уникальна. Имея за плечами только начальную школу в глухом селе и написав свою первую картину почти в 50 лет, Адия Ситдикова сумела стать вровень с ведущими мастерами живописи не только нашей республики, но и всей страны. Я дружила с этой удивительной женщиной больше тридцати лет.


Мойщица стекол
-Адия Хабибулловна, когда вы в первый раз услышали слово «художник»?
- В 9 лет. Тогда состоялось моё первое знакомство с карандашом. Отец как-то принёс с работы отточенный деревянный сучок, внутри которого оказался тоненький уголёк. Мы с сестрёнкой и братом ссорились из-за него, отнимая друг у друга. Когда у них интерес к нему пропал, я стала хозяйкой этого чуда. На обрывках бумаг можно было рисовать разные предметы. Я полюбила это занятие, и однажды за ним меня застал заночевавший у нас дома проезжий мужчина. Рассматривая мои рисунки, он, улыбнувшись, сказал: «Ты, наверное, будешь художником!».
В 23 года я уже жила в Уфе. Развешивала белье во дворе, и ко мне подошли двое молодых людей из художественной мастерской, находившейся рядом. И говорят: «Девушка, идёмте к нам работать, нам люди нужны!». Отвечаю: «Я не умею делать гармошки». (Думала, что художники занимаются именно этим). Молодые люди рассмеялись и сказали: «Мы не делаем гармошки. Мы рисуем и тебя научим». 
Я пришла туда и увидела, что они переносят на стёкла, лежащие перед ними, портреты людей, известных всей стране, – Сталина, Ворошилова, Будённого. Подумала: «Вот, фотографируют без 
фотоаппарата!».
Начала работать мойщицей стекол. Однажды мне дали стекло и попросили что-нибудь нарисовать. Я нарисовала то, что очень любила - цветы. Им понравилось. Потом попросили срисовать с фотопортрета какого-то члена правительства. После этого перевели в портретный цех, где я проработала до 1958 года.
Первая работа
В первый же отпуск поехала в родную деревню. Там в поле я нарисовала красками на холсте свой первый натюрморт с васильками.
- Это тот самый, который до сих пор в вашей мастерской? Очень красивая работа. Даже не верится, что ее создала начинающая художница.
- Но мне она не очень нравится. Мне хотелось найти своё понимание национальной красоты. После долгих раздумий показала свои первые работы Александру Пантелееву, который в Союзе художников заведовал выставочным сектором. Саша мне сказал: «Адия, вы будете хорошим художником. Какие искренние работы! На душе тепло от ваших васильков. Красоту земли вы умеете передавать. Я верю в вас». Мне не верилось. Ведь я уже была пожилым человеком.
Не верилось ей, что может начаться совсем другая жизнь. Особенно после испытаний, которые выпали на её долю: разлад с мужем, одиночество, менингит, которым заболел маленький сынишка. Только вытащила его - обоих свалил туберкулёз. (Сырая комната в подвале, где они жили, сделала своё дело). Но вокруг были люди - добрые, хорошие люди, и они ей очень помогали.
…Истинный художник всегда неповторим. Она нашла свою нишу. О чём рассказывать ей на холсте, как не о том мире, в котором она выросла? О ярких красках природы, о родном доме, в котором так много милых сердцу предметов. А среди них - изумительной красоты изделия, созданные талантливыми руками народных мастериц: она посвятила много времени изучению народного творчества. Все это на картинах передает радостное, восторженное восприятие жизни и родины, которым удалось пробиться наружу сквозь беды и лишения.
Сокровища 
в мастерской
- Адия Хабибулловна, вы как-то открывали вот этот красивый сундучок, и я успела заметить, что там находится целый клад. Можно посмотреть?
 - Я бы не сказала «клад». Здесь в основном полотенца – тастымалы. Вот это, например, подарили мне в Янаульском районе, когда я ездила по республике с экспедицией, организованной Художественным фондом. Я побывала и во многих башкирских деревнях Челябинской, Курганской, Оренбургской, Тюменской областей. А как-то раз ко мне пришла девушка из Казани и подарила мне полотенце с татарским орнаментом. 
А вот эти полотенца мне особенно дороги, потому что их соткала моя мама. Ей предстояло выйти замуж. По традиции девушки нашего села ткали к свадьбе такие вот красивые полотенца.
 - И сколько же она их выткала?
 - 70 штук. Она ведь выходила замуж за состоятельного человека!
А это - полотенца с русским народным узором. Я рисовала интерьеры не только башкирского, но и русского дома – с куличами, самоварами.
Единственная 
в свом роде
- Адия Хабибулловна, а вам никогда не подражали?
- Нет. Молодые люди, выросшие в городе, - они же никогда не видели ту красоту, которую видела я. 
- А молодым, я знаю, нравятся ваши работы!
- Просто они не хотят меня расстраивать.
- Нет. Просто вы умеете из обыкновенных, простых вещей создавать маленький праздник. А какие художники нравятся вам самой?
- Когда начала работать с красками, мне очень нравился Пётр Кончаловский. Мои первые натюрморты я написала под впечатлением его работ. Нравится живопись Ивана Машкова. Однажды в Москве побывала на выставке французских импрессионистов – там тоже мне полюбились многие картины. Ну а наши художники – Борис Фёдорович Домашников, который одно время работал в соседней мастерской, Рашит Бареевич Нурмухаметов, Алексей Васильевич Храмов… Я многому у них научилась.
- Вы, конечно, знаете, что вас часто сравнивают с Сезанном… 
– Это, конечно, приятно, но сама я думаю, что мы не очень похожи. Однажды на выставке в Пушкинском музее я очень внимательно рассматривала картины Сезанна. Он писал тонкой кистью, легко, быстро. Я пишу более плотной кистью. И мой сосед по мастерской Алексей Васильевич Храмов говорил: «Нет, она работает не легко, мучительно колдует над красками». 
…Да, признание пришло к ней с самых первых её произведений. Адия Ситдикова быстро пошла в гору. Ею восхищались, удивлялись, завидовали. Но какой ценой доставалась ей каждая работа, знала только она сама. Долгие годы приходилось работать ночами. Как ей не хватало знаний! Сколько слёз пролила после того злополучного собрания, когда обсуждался вопрос о предоставлении ей первой крошечной мастерской. Один молодой выпускник Академии с возмущением вопрошал: «Как? Мастерскую - этой самоучке?». Легче было с цветом, гораздо труднее - с композицией. И ни разу тему для своего холста не взяла она из увиденного в одном доме. Порой было так трудно, что от отчаяния душили слёзы. Сердце останавливалось. И однажды, сказав себе: «Правда, недоучка-самоучка», изрезала ножом почти готовую работу. Но на помощь приходил закалённый в жизненных невзгодах характер. Не позволяла Адия, чтобы чувства отчаяния, безысходности взяли верх. 
О красках
- Кто учился, тот знает правила работы с красками. Я же доходила до всего сама. И взяла себе за правило: никогда не смешивать краски. Когда так делаешь, они не темнеют, не сыплются. И получается чистый, ясный цвет.
- А чем, по-вашему, отличаются тёплые краски от холодных?
- Наши художники говорили: «Адия, у тебя такие тёплые краски». Холодные я не люблю. Но, работая, не думаю о том, какую краску положить. Я смотрю: живёт она на холсте или нет. Если живёт, я её оставляю, нет - убираю, ищу другую. Краски ложатся на холст через мои чувства. Вот и весь секрет. 
Ахмат Лутфуллин 
о живописи Адии Ситдиковой
Когда члены выставкома зональной выставки «Урал социалистический» впервые увидели привезённые нами в Свердловск картины Адии Ситдиковой, все ахнули. А председатель выставкома Борис Васильевич Павловский спросил: «У вас появился новый молодой, талантливый художник?». Я ответил: «Этому «молодому» художнику - за 50». Все дружно восхищались тем, как в её работах сочетаются непосредственность, декоративность и какая-то интуитивная грамотность. 
Но я должен сказать, что Адия Хабибулловна - мастер не только натюрморта. Она прекрасный пейзажист. 
Портреты
- Адия Хабибулловна, давайте поговорим ещё об одном вашем жанре. У вас много прекрасных портретов, репродукции с них печатались в центральных журналах. Сколько тепла, нежности в вашем холсте «Будущий батыр»! Его фото было напечатано в журнале «Работница» вместе со статьей Ариадны Жуковой. Там есть такие строки: «Это само изображение счастья. Это целительный дом, где человек чувствует себя легко и свободно, дом, за который поднимали в битве знамёна, и за мир в нём отдавали свои жизни». 
- Когда писала, я об этом не думала. Просто я хотела изобразить простой деревенский дом из тех, которые я видела в очень многих местах, дом, в котором живёт молодая, счастливая семья с ребёнком.
- Не могу не сказать ещё об одной работе. Это портрет вашей мамы - такой живой, трогающий душу. Она послушно позирует своей строптивой дочке. 
- А сколько тревог я ей доставляла своим отчаянным характером! Но она была очень терпеливым человеком, никогда меня не наказывала, очень ласковая была. Мама ведь для любого - самый родной человек. Но для этого портрета она мне не позировала. Её тогда уже много лет не было в живых. Я писала по памяти. 
...Отклики на свои картины она получала не только от близких людей. Ей часто писали люди, которых за живое взяли её работы, увиденные на выставках или в журналах. 
Из письма одной из читательниц журнала «Работница»: 
«Милая Адия Хабибулловна! Пишет Вам незнакомый человек Людмила Павловна Филина. Гляжу на Вашу «Нежность» в журнале - и сердце щемит. Это больше, чем нежность, ваша картина. Это вся моя жизнь – моя радость и боль. Господи, как Вы смогли это узнать? Спасибо Вам!».

P.S. Картины народного художника Башкортостана, лауреата Государственной премии имени Салавата Юлаева Адии Ситдиковой имеются сегодня не только во многих музеях нашей страны, но и во Франции, Канаде, США, Японии, Италии, Финляндии.


Альда ВАЛЕЕВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости