РУБРИКА "Некопеечное дело"Культурная составляющая
В прошлом году финансирование культурной сферы из бюджета республики увеличилось на 2,3 миллиарда рублей, а в 2014-м отрасль получит более 6 миллиардов. И хотя столь существенный рост связан, прежде всего, с созданием новых памятников, реконструкцией театров, музеев и прочих капитальных объектов – это, без сомнения, большой шаг вперед, тем более что по ряду показателей работы культурной отрасли Башкортостан пока находится в середине и даже конце списка среди регионов Приволжского федерального округа.
Разговор о культуре правильнее всего начать с театров - наиболее элитарной и дорогой ее составляющей. На содержание театрально-зрелищных учреждений уходит около 40 процентов всех расходов республики на культуру – здесь мы входим в тройку лидеров среди 14 регионов Приволжского округа. Во многом благодаря господдержке в прошлом году театры республики посетили 880 тысяч человек – это лучший показатель в ПФО. За нами идет Татарстан с 850 тысячами посещений. По числу спектаклей и новых постановок мы на втором месте в округе. А вот с точки зрения финансовой отдачи от постановок ситуация складывается тревожная. В 2012 году театры Башкортостана смогли заработать лишь 15 процентов сумм, потраченных на их содержание, хотя в соседних регионах этот показатель был в полтора-два раза выше. Если у нас доходы от показа спектаклей составили 108 миллионов рублей, то в Татарстане – 157 миллионов, Пермском крае – 155, Самарской и Нижегородской областях - по 140 миллионов рублей. Причем положение может стать еще хуже – в этот сезон башкирские театры планируют отработать лишь 10 процентов потраченных на них средств. По мнению экспертов, основной причиной низких доходов можно назвать наличие в Башкортостане национальных театров, имеющих специфический репертуар, что напрямую сказывается на их коммерческом потенциале. Не случайно единственным театром РБ, зарабатывающим треть сумм на свое содержание, является Русский драматический, а у других доходы значительно ниже. Данный факт связан с гораздо большей зрительской аудиторией, разнообразностью постановок и возможностью привлекать известные российские и даже зарубежные труппы, которой национальные театры практически лишены. Охват аудитории и рейтинг спектаклей определяют и цену билета, которая, по данным Минкультуры РБ, составила в среднем около 140 рублей. Для сравнения: в Татарстане билет стоит 185 рублей, Пермском крае – 187, Самарской и Нижегородской областях, соответственно, 197 и 204 рубля. Как следствие, большую часть стоимости спектаклей оплачивает не зритель, а региональный бюджет – одно посещение театра реально обходится в 935 рублей, из которых республика оплачивает 798. Простое повышение цен вряд ли решит проблему, а скорее приведет к неизбежному падению посещаемости, которая, напомним, является самой высокой в ПФО. Причем от дорогих билетов особенно сильно могут пострадать зрители театров с национальной спецификой.
Театральная экономика На вопрос: можно ли сделать рентабельным современный классический театр - статистика и эксперты отвечают однозначное нет. Даже ведущие театры мира отрабатывают в среднем менее половины собственных расходов, что во многом и объясняет их исключительно государственный статус. Яркий пример - имеющий мировую известность Большой театр Москвы. Его доходы покрывают лишь 40 процентов общих затрат, а остальное выделяется из госбюджета. Да, цена билетов на спектакли Большого достигает огромных, по региональным меркам, сумм, но и стоимость одной постановки начинается от 300-400 тысяч долларов. Кроме того, часть доходов наиболее известных театров Санкт-Петербурга и Москвы составляют средства заинтересованных в пиаре коммерческих спонсоров, которых региональные труппы практически лишены. В целом доходность Большого театра, без учета спонсорской помощи, оценивается где-то в пределах 30-35 процентов общих затрат на его содержание, что не слишком превышает уровень Русского драмтеатра Уфы. По мнению экспертов, у театров республики есть определенный резерв роста рентабельности. Их дирекции могут оптимизировать штаты, найти новые пути привлечения зрителей, например, восстановить абонементную систему, тесно работать с учебными заведениями не только Уфы, но и отдаленных городов и районов и, что самое главное, более внимательно отслеживать зрительский спрос. Той же цели может способствовать и выкладывание видеозаписей уже прошедших спектаклей на театральных сайтах, как и в целом более активное продвижение «сценической продукции» в Интернете. Но все это лишь полумеры, которые навряд ли смогут кардинально изменить ситуацию. На общую рентабельность театральной сферы Башкортостана всегда будут влиять национальные труппы, в силу объективных причин не способные обеспечить высокую доходность спектаклей, но играющие важную роль в культурной жизни народов республики.
Музейный вопрос Интернет не только обеспечил доступ к практически любой информации, но и породил в людях желание получить личное впечатление об объекте своего виртуального интереса. За последние двадцать лет число посещений музеев в целом по России выросло практически в два раза. Такая тенденция прослеживается и в нашей республике, но, к сожалению, ее темпы существенно ниже, чем в среднем по стране и у ближайших соседей. В прошлом году музеи Башкортостана посетило 680 тысяч человек, из них около 180 тысяч пришлось на Уфу – по этому показателю мы сильно отстаем от лидеров ПФО. К примеру, музеи Татарстана посещает около 2,5 миллионов человек в год, Нижегородской области - 1,5 миллиона, а Самарской – порядка 900 тысяч человек. По данным Росстата, в 2011 году наша республика по уровню посещаемости музеев в расчете на 1000 человек была на 72 месте среди 83 субъектов РФ. Виновником нашего отставания стал целый комплекс причин. В республике и прежде всего в Уфе нет крупных музейных комплексов, подобных Казанскому кремлю, который ежегодно посещает около миллиона человек. Кроме того, Уфа остается единственным городом-миллионником РФ без музея собственной истории и одним из немногих, где нет постоянно действующей экспозиции боевой и гражданской техники. Не лучшим образом обстоят дела и с финансированием музейной системы. В 2012 году в среднем по Приволжскому округу на один музей выделялось 5,8 тысячи рублей, а в Башкортостане – всего 2 тысячи. Финансовый дефицит сказывается как на экспозициях, так и инфра-структуре. Если в среднем по ПФО на каждый музей приходится шесть компьютеров, то у нас – всего два, что тормозит создание единого электронного каталога выставочных фондов. Из-за хронического недофинансирования срочного кап- ремонта требуют помещения более четверти госмузеев республики, в том числе Национальный и Мемориальный Дом-музей имени Сергея Аксакова.
Борьба за посетителя Несмотря на целый ряд негативных моментов, музейная отрасль республики ведет работу по увеличению посещений. В 2013 году было организовано 1677 выставок, по числу которых мы заняли 5 место в РФ и первое – в своем федеральном округе. В электронные базы данных внесена 201 тысяча экспонатов, 12,6 тысячи из них имеют цифровое фото, а 1200 доступны в Интернете. Но все это дает лишь ограниченный эффект. Как показал опыт других регионов, заметный рост посещений возможен лишь при условии ухода от устаревшего формата музея как залов с экспонатами под стеклом, не способного привлечь современную публику, желающую провести выходной день, не только получив порцию знаний, но и отдохнув. Для этого в «храме муз» должен быть хотя бы небольшой буфет или кафе, сувенирная лавка, возможность посмотреть тематическое видео и прочие развлекательно-познавательные услуги. В таком формате работает, например, Челябинский краеведческий музей, построенный в 2006 году на месте Челябинской крепости. В результате его посещают около 150 тысяч человек в год – немногим меньше, чем все музеи Уфы. Сочетание исторической архитектуры, музейных экспозиций, сувенирных лавок и прогулочных зон позволяет Казанскому кремлю стать одним из наиболее посещаемых музейных комплексов страны. Находящийся на его территории центр «Эрмитаж-Казань» ежегодно осматривает около 100 тысяч человек в год, еще более 90 тысяч заходит в расположенный там же музей естественной истории.
Взгляд в будущее Понимание необходимости создания в Уфе новых музейных комплексов, способных стать одинаково интересными как для уфимцев, так и гостей столицы, возникло уже давно. Поскольку Кремль у нас не сохранился, в качестве альтернативы рассматривалась идея создания Музея деревянного зодчества, где будут собраны деревянные дома-памятники, воссозданные по фотографиям и перевезенные из районов новой застройки. В 2012 году было принято решение строить такой музей в квартале, ограниченном улицами Менделеева и Сагита Агиша, проспектом Салавата Юлаева и парком Лесоводов. По данным Минкультуры РБ, на территории музея будет полностью воссоздан уголок старой Уфы, дома-памятники можно будет осмотреть снаружи и изнутри, в некоторых из них разместятся рестораны национальных кухонь. Погрузиться в живую историю помогут мастерские старинных ремесел: гончарства, ковки, резьбы по дереву. При желании посетители смогут взять инструмент, самостоятельно изготовить сувенир и забрать его на память. Правда, пока нет ясности с точными сроками выполнения работ. Первые деревянные дома должны были появиться в экспозиции уже летом прошлого года, а в полную силу музей должен заработать в 2015 году. Но проект до сих пор так и не начал претворяться в жизнь. Реальные работы начались лишь по новому музею города Уфы, который обещает стать важным культурно-познавательным объектом столицы. Его основная площадка разместится в помещении бывшей чайханы на перекрестке Ленина-Достоевского. В залах будут представлены четыре исторических блока. Первый, затрагивающий XVI-XVII века, расскажет историю основания Уфы, здесь будет выставлен макет Уфимской крепости. Второй блок покажет развитие столицы в XVIII- начале XX века, в третьем найдет отражение советская и современная Уфа, а четвертый представит виртуальный план развития города до 2025 года. Филиалами городского музея станут несколько отреставрированных особняков – памятников архитектуры, где будет воссоздана историческая атмосфера с мебелью и предметами быта. Еще один филиал под условным названием «Музей воды» планируется разместить в бывшей водонапорной башне у Телецентра.
Электронная революция Еще лет пятнадцать назад библиотека была основным источником знаний, местом, где можно почитать редкую или дорогую литературу, словом, играла важную роль в культурной жизни общества. Однако Интернет и компьютерные технологии сделали практически любую книгу доступной в сети, избавив людей от необходимости ходить в читальные залы. В результате посещаемость республиканских библиотек постоянно падает, а себестоимость одного посещения, напротив, растет. Разница в посещаемости в прошлом и позапрошлом году составила почти 225 тысяч человек, причем наибольшая убыль отмечена в юношеской аудитории от 18 до 25 лет. Ежедневно в каждую библиотеку Башкортостана в среднем приходит всего 20 человек, а стоимость одного посещения составляет 30 рублей. Сегодня совершенно ясно, что процесс оттока людей из читальных залов необратим, а его масштаб с каждым годом будет только расти. Нужны ли в этом случае библиотеки или после оцифровки печатных фондов и размещения электронных книг в Интернете большинство из них можно закрыть? Ведь согласно Федеральной программе «Информационное общество», доля электронных библиотечных фондов в России к 2020 году должна составить не менее 75 процентов. Как показала практика, говорить о ненужности традиционной библиотечной сети пока преждевременно. Но чтобы не потерять актуальность, привычные хранилища книг должны взять на себя роль социально-культурных центров. Эта мысль воплотилась в реализуемой в России программе создания так называемых модельных библиотек. Понятие модельной или «образцовой» подразумевает наличие не только традиционных печатных изданий, но аудио-и электронных книг, оснащение читальных залов компьютерами с выходом в Интернет и прочими атрибутами информационных технологий, значительно расширяющих познавательные возможности библиотек. Такой формат востребован в городе, но особенно – на селе. Сейчас в республике уже действует 222 модельные библиотеки, идет непрерывный процесс создания новых. Работа в новых условиях открывает перед библиотеками широкие перспективы, требуя от сотрудников творческого подхода и креативности. И такие примеры есть. В уфимской детской библиотеке №17 действует собственный краеведческий музей, где собраны предметы быта прошлого и позапрошлого веков. Коллекция, созданная усилиями неравнодушных читателей, вызывает неподдельный интерес у приходящих на экскурсии младшеклассников близлежащих школ. В центральной библиотеке Нефтекамска процесс просвещения смогли совместить с оказанием платных услуг: обучая 5-6 летних детей технике грамотного чтения, за короткий период новогодних каникул удалось заработать 123 тысячи рублей. В перспективе библиотеки вполне могут стать центрами культурно-образовательного досуга не только для детей и молодежи, но и людей старшего возраста, социальная активность которых в современном обществе постоянно растет.
Алексей ФАТЫХОВ |