ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Общее дело
Глава Башкортостана Рустэм Хамитов проинспектировал строительство и реконстр...

Иглинский лук. И не только
23 августа был дан старт сельскохозяйственным ярмаркам: торговля шла на шести п...

«Молочный» день
30 августа на площади Ленина прошел IV Всероссийский фестиваль «Молочная страна...

Барьеры сняты

С 1 сентября дети с ограниченными возможностями будут посещать 17 город...

Сова поможет
В преддверии нового учебного года на улице 50 лет СССР, 48/1 установлен памятник с...

Уфа - снова среди лучших
В республике подведены итоги конкурса «Лучшее муниципальное образование РБ».

Химики и физики - в зоне доступа

Башкирский государственный университет стал одним из победителей кон...

Дома над Белой
В Архиерейке идет благоустройство частных домов. Так, в девяти строениях по ули...

Секреты «Чайки»

В ходе строительных работ на территории детского лагеря «Чайка» (Шафие...

УМПО - в лидерах!
ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» в восьмой раз...

Трактористы-фигуристы
Водители тракторов жилищных предприятий Уфы соревновались в конкурсе «Лучший ...

Цветочный Арбат
На площади Салавата Юлаева прошел традиционный Фестиваль цветов. Каждый район ...

Ключи для культуры
В нынешнем году



     №09 (154)
     сентябрь 2014 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "Среда обитания"

Человек в масштабе мегаполиса


Комфортный город
Удобно ли уфимцам проживать в родном городе? Этим вопросом и задались участники II форума «UrbanБайрам». Основной его темой была заявлена «Стратегия в масштабе человека».


Временно исполняющий обязанности президента Башкортостана Рустэм Хамитов в ходе встречи с участниками мероприятия отметил:
- Я с первых дней своей работы в должности руководителя республики обращал внимание на проблему улучшения качества жизни людей. Не только в смысле повышения заработной платы, наличия мест в детских садах, но и качества среды, в которой мы живем. 
Архитекторы рассматривают три сферы деятельности, которые 
влияют на устойчивость развития территории: экономическая, социально-культурная и экологическая. Только когда они находятся в динамическом равновесии, можно говорить об устойчивом развитии. 
По словам главы региона, если людям негде отдыхать, негде провести время с семьей, то это приводит к снижению производительности труда. Дружелюбная, комфортная городская среда делает гораздо больше, чем просто призывы повышать КПД. 
Итак, нужны парки, скверы. Свой проект их создания в Инорсе представила инициативная группа во главе с Галиной Турчак. «Народный парк» должен стать зоной отдыха для каждого конкретного жителя этого микрорайона. Для этого молодые специалисты и волонтеры провели социологические исследования. Анализ общественного мнения жителей будет продолжен и дальше. В результате Уфа может получить такой парк, в котором будут учтены желания многих горожан.
Важный элемент современных общественных пространств - площадка для собраний. На сегодняшний день жители не имеют возможности собраться в каком-то определенном месте для обсуждения общедомовых жилищно-коммунальных вопросов. Такие площадки отныне будут закладываться при проектировке застройки новых многоэтажек.
Компактный город
Развитие Уфимского полуострова станет основным вектором градостроительной политики столицы Башкортостана. Расположенность между реками Белой и Уфимкой – особенность столицы. Традиционно считалось, что такая зажатость – недостаток. Миф решил развеять архитектор Александр Эпштейн. Он участвовал в разработке концепции компактного города для Перми и объяснил, что кажущийся минус можно превратить в плюс. Нужна работа специалистов и, главное - воля руководства. Он отметил, что здесь существует полное взаимопонимание с администрацией. В Уфе 87 процентов горожан проживает на территории полуострова, составляющей немногим более одной пятой ее территории. Меньше трети застройки появилось в 60-е годы и ранее. Вследствие этого обеспеченность горожан квадратными метрами в центре Уфы ниже, чем на его окраинах. Но вот парадокс – плотность населения на полуострове – всего 99 человек на гектар. А по СНиПам допускается 450! Получается, что резервы у нас есть.
Поэтому эксперты сходятся во мнении, что полуостров нужно развивать. Пути роста -  увеличение этажности и преобразования тех территорий, которые на сегодняшний день не соответствуют градостроительному регламенту. Первые ласточки многоэтажной застройки уже «приземлились» на проспекте Октября, на месте бывшего трамвайного кольца. Здесь в числе прочих строится жилая башня высотой в 42 этажа. 
Аргументы в пользу «компактного города» таковы: у экстенсивного развития есть пределы. А, главное, с ростом города вширь нарастают проблемы -  транспортная доступность, стоимость прокладки инженерных сетей. Тянуть коммуникации в чистое поле обойдется в разы дороже реконструкции уже имеющихся сетей.
Город должен расти вверх. Нельзя ударяться и в другую крайность, в погоне за «квадратами» разрушая уже сложившуюся среду обитания горожан. Нужны тщательные предварительные исследования. Необходимо выделять участки исторической застройки и обеспечивать их сохранность и реставрацию. Очень важно, начиная каждый такой проект, работать с людьми, узнавать их мнение и рассказывать о выгодах, которые они получат от его реализации.

Промышленный город
Уфа находится на седьмом месте среди крупных российских городов по промышленному потенциалу и качеству жизни. В прошлом году объем производства почти превысил 420 миллиардов рублей. Такие данные привел генеральный директор Института территориального планирования «Урбаника» Антон Финогенов.
Для оценки экономического потенциала использовались данные, собранные институтом за последние три года. Специалисты считают, что рано говорить  о «смерти» промышленности в мегаполисах. 
В Уфе есть несколько отраслей, которые могут превратиться в современные кластеры. В республике с 2011 года реализуется Закон 
«О формировании кластеров», согласно которому сделан упор на развитие семи перспективных направлений. Среди них - кластер химии и биотехнологий (для сельского хозяйства); легкой и сверхлегкой авиации; фармацевтической и медицинской промышленности; информационных  технологий; нефтесервисный кластер; научно-производственный, наноматериалов и производства изделий из них. В последнее время к ним добавился мебельный. В то же время требуется перезагрузка кластерной политики. Необходимо стимулировать инициативы «снизу», а не формирование решениями «сверху».
Восьмую позицию столица Башкортостана занимает по качеству и стоимости жизни. Между тем, специалисты считают, что без высокого качества жизни не получится создать конкурентоспособные в глобальном масштабе экономические кластеры. 
Уфа на шестом мести из 100 городов по уровню расходов на оплату ЖКХ, на пятом – по покупательской способности населения. А по уровню потребления – по различным позициям даже на 
14-24-м. Опираясь на эти цифры Антон Финогенов считает, что экономическое лидерство Уфы должно трансформироваться в качество жизни. 
Еще один вывод, сделанный архитектором, перекликается с предложенной концепцией «компактного города». Речь идет об уходе от экстенсивного роста. Уфе нужен редевелопмент промышленных и коммунальных зон. Необходима также инженерная подготовка неудобий, в частности, склонов полуострова, что будет способствовать уплотнению застройки и более эффективному использованию территорий.
По мнению архитектора, в столице есть потенциал более разумного использования набережных. Прибрежные зоны – не только социальный, но и экономический капитал. Эффективный инструмент капитализации  пространства и привлечения инвестиций. 

Доступный город
- На транспортном кольце около Центрального рынка четыре проезжих полосы, однако на улицах, куда автомобили съезжают с него, всего по две полосы. Если «отобрать» у автомобилей проезд рядом с магазином «Перекресток», сузить оставшиеся полосы и установить светофоры, пробок станет заметно меньше. Мы проверили это на симуляционной модели, установив такую интенсивность движения (4000 машин в час), как на данном участке.
Правда, наша модель не учитывала поток автобусов, - пример своего подхода к решению транспортных проблем Уфы продемонстрировал транспортный инженер Systematica Mlab из Италии Лука Гуала. К необходимости ограничить экспансию автомобилей европейские планировщики пришли уже давно: автомобильный бум, который начался в нашей стране в 1990-е годы, там пережили в 60-х. «Чем больше строится новых хороших дорог, тем больше появляется автомобилей, что все равно ведет к пробкам. Машины с дорожной сетью и парковками занимают 90 процентов из всего общественного пространства, выделенного под транспорт, в то время, как на долю пассажиров общественного транспорта, велосипедистов, пешеходов остается всего 10 процентов. Если город спроектирован под авто, то добраться куда-либо пешком в нем уже невозможно, а соседние рай-оны оказываются отрезанными друг от друга магистралями. Мы считаем, что из-за этого город становится менее эффективным», - сообщил эксперт. 
Выход в этой ситуации - развитие общественного транспорта. Этим занимаются сейчас все европейские города. Примером считается Токио: город «заточен» под электрички и автобусы, и на них добраться в любую точку легче, чем на авто. Так что на проспект Октября Лука Гуала предложил вернуть трамвай, сузив автомобильные полосы, наоборот, расширив перекрестные улицы. «По нашим подсчетам, сейчас про-пускная способность проспекта – около 3000 машин и автобусов в час. А тогда она станет в два раза больше. Если, конечно, трамвай будет заполнен», - отметил он.
- Как заставить горожан принять новую модель передвижения? Есть два подхода: «пряник» и «кнут». «Пряник» - новые трамваи, автобусы и троллейбусы, комфортабельные вагоны с обогревом, кондиционированием, бесплатным Интернетом, которые ходят часто. Если есть возможность, нужно создавать линии скоростного трамвая со скоростью до 60 километров в час, делать единый проездной билет на все виды транспорта. В Нидерландах, например, сейчас экспериментируют с введением единого проездного по всей стране. Кроме этого, нужно улучшать пешеходное пространство: любая поездка начинается с дороги до остановки. Ну, а «палочный» подход - это взимание платы за парковку, особенно в центре города. К примеру, парковка в центре Пизы обходится туристам в 100 рублей в час, а на окраине - 30 (плюс стоимость автобуса до центра). В конце концов, парковочное место - общественное пространство, дефицитное в центре, почему его надо отдавать бесплатно?
Чтобы улучшить транспортное снабжение города, необходимо долго его исследовать. Изучения карты и действующей сети маршрутов недостаточно. Нужно представлять себе, сколько людей проживает в каждом микрорайоне, есть ли там работа, учреждения, школы, магазины, развлечения, сколько здесь в среднем человек в семье, и какой у нее доход, куда едут люди, когда и как. Для этого мегаполис делят на зоны, и в каждой зоне измеряют интенсивность транспорта, задают людям все эти вопросы. Получившуюся модель транспорта сверяют с действительным положением вещей - и так до полного совпадения. И лишь затем принимают решения.
Так соотносятся масштабы города и человека.



Рустем ГУБАЙДУЛЛИН, Екатерина КЛИМОВИЧ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости