ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Общее дело
Глава Башкортостана Рустэм Хамитов проинспектировал строительство и реконстр...

Иглинский лук. И не только
23 августа был дан старт сельскохозяйственным ярмаркам: торговля шла на шести п...

«Молочный» день
30 августа на площади Ленина прошел IV Всероссийский фестиваль «Молочная страна...

Барьеры сняты

С 1 сентября дети с ограниченными возможностями будут посещать 17 город...

Сова поможет
В преддверии нового учебного года на улице 50 лет СССР, 48/1 установлен памятник с...

Уфа - снова среди лучших
В республике подведены итоги конкурса «Лучшее муниципальное образование РБ».

Химики и физики - в зоне доступа

Башкирский государственный университет стал одним из победителей кон...

Дома над Белой
В Архиерейке идет благоустройство частных домов. Так, в девяти строениях по ули...

Секреты «Чайки»

В ходе строительных работ на территории детского лагеря «Чайка» (Шафие...

УМПО - в лидерах!
ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» в восьмой раз...

Трактористы-фигуристы
Водители тракторов жилищных предприятий Уфы соревновались в конкурсе «Лучший ...

Цветочный Арбат
На площади Салавата Юлаева прошел традиционный Фестиваль цветов. Каждый район ...

Ключи для культуры
В нынешнем году



     №09 (154)
     сентябрь 2014 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "«Узнаем Россию вместе!»"

От Урала до Хурала


Побывать на Байкале – заветная мечта миллионов россиян: многие считают Алтай, Забайкалье и Прибайкалье  чуть ли не прародиной всего человечества, во всяком случае, Великое переселение народов, судя по известным исторической науке документам, началось из тех мест. Что уж говорить о башкирах,  татарах, других представителях  тюркских народов, в чьих жилах течет кровь степняков – древних гуннов, сарматов, скифов. Поэтому поездка по приглашению главы Бурятии в граничащую с древней Монголией  республику,  да еще и с посещением Байкала, я восприняла как подарок свыше: не зря же в добуддийские и доисламские эпохи всем степнякам покровительствовал общий наш бог – Тэнгри… 

Своими «официальными», так сказать, впечатлениями о поездке я поделилась через нашу газету «Уфимские ведомости» http://vedomosti.journal-ufa.ru/showinf.php?n=3338&n_id=3489, но кое-что сокровенное осело, зацепило подсознание и просится на журнальный лист. Оказывается, на Байкал стремимся не только мы, россияне. Как рассказали сопровождавшие нас экскурсоводы, историки-этнографы своей ойкуменой воспринимают окрестности Байкала японцы, китайцы, корейцы, турки, не говоря уже о монголах, киргизах, калмыках, казахах. И даже американские и канадские индейцы посещают Бурятию, Якутию, Иркутскую и Читинскую области с исследовательскими экспедициями и находят подтверждение исхода своих древних предков именно из этих мест. А ведь действительно при различии языков буряты, якуты и японцы внешне очень похожи, их родство подтверждено генетическим анализом. Язык любого народа – уникальная сокровищница, абсолютно в каждом есть заимствования, что и отражает исторические хитросплетения, забытые явления, события, не сохранившиеся порой даже в архивах, научных трактатах. А слово все помнит! И сколько неизведанного и любопытного открывает нам чужая речь. Беда большинства из нас – языковая ограниченность, досадуешь по этому поводу каждую поездку, но стать полиглотом, увы, удается не каждому. А какой колоссальный информационный обменник оказался бы в арсенале человечества, не подведи его гордыня с ее Вавилонской башней! Так, может, пришло время внимательнее прислушиваться хотя бы к ближайшим соседям и пытаться их понимать? 
В Улан-Удэ нас разместили в одном из лучших отелей «Саган морин» - «Белая лошадь». Кстати, у многих кавказских народов лошадь тоже мори. Самое популярное национальное блюдо бурят и монголов, «бузы» (или позы). И я поначалу решила, что это напиток, аналогичный башкирскому, который тоже называется буза. Но я ошиблась: на столе появились ароматные сочные манты из баранины – совсем как у казахов или киргизов. Есть аналогичное блюдо и у китайцев - боуцы. А вот собаку буряты и монголы называют «нохай», не отсюда ли пошло русское «нюхай»? Лингвистических ребусов, лишний раз подтверждающих пеструю этническую основу российских просторов, множество. И меня приятно удивило, что русские жители Улан-Удэ абсолютно позитивно воспринимают обучение детей в детских садах и школах основам бурятского языка. «Конечно, я приветствую эти уроки, хочу, чтобы мой ребенок понимал язык друзей, сверстников. Что в этом плохого?!» - удивилась моему несколько провокационному вопросу гид Елена, знакомившая нас с вечерним Улан-Удэ. Нормальная реакция интеллигентного человека, желающего дать ребенку широкое образование. 
Между тем, Рада Жалсараева, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Бурятского госуниверситета, выпускница иняза, прекрасно владеющая английским, стала незаменимой спутницей госпожи Данае-Маделайне Коуманакоу, Чрезвычайного и Полномочного Посла Греции в России и ее пресс-атташе Кирасто Захари, вместе с нашей делегацией под эгидой АРС–ПРЕСС (альянса региональных СМИ) посетивших Бурятию. Но Рада Дамбаевна не обделяла вниманием и нас. Дочь народного поэта Дамбы Жалсараева, автора лирических стихов о родном крае и гимна Бурятии, Рада вполне соответствует своему лучезарному имени: искренне и преданно влюблена в родное Прибайкалье и его обитателей, и эту любовь ненавязчиво, очень тонко, транслирует на приезжающих в республику гостей. 
В Этнографическом музее народов Забайкалья, что раскинулся под открытым небом почти на сорока гектарах и в 20 минутах езды от Улан-Удэ, вместе с молодым заведующим научно-экспозиционным отделом Чингисом Аханяновым они рассказали об эпохе плиточных могил, о городище первой степной империи Хунну, о крепостях киданьской и меркитской эпох, о традициях быта древних бурят, эвенков и других аборигенов здешних мест. 
На территории музея воссозданы старообрядческие села сосланных в XVIII веке в Сибирь русских. Уездное начальство принуждало бурят освобождать для переселенцев лучшие родовые поселения. Но, по словам Рады Дамбаевны, буряты не злопамятны и довольны уже тем, что сохранились старые названия давно ставших старообрядческими сел. 
В музей из столицы республики перенесены памятники деревянного зодчества – дома некогда известных жителей Улан-Удэ, а также целые усадьбы зажиточных крестьян из разных районов Бурятии. Этнографический музей - воплощение давней мечты нашей редакции: еще в сентябре 2006 года мы опубликовали в нашем журнале беседу-прогулку с народным художником, академиком Сергеем Красновым по уфимскому парку Лесоводов http://journal-ufa.ru/index.php? id=538&num=58. Именно этот парк мы видели местом исторической Силы Башкирского края. И, признаться, до сих пор не теряем надежды, что такой проект в Уфе поэтапно будет реализован. А буряты – молодцы: Этнографический музей, пусть и уступающий по уровню и оснащенности аналогичным европейским проектам (скажем, парку итальянского городка Римини, где организовано даже катание на гондолах по искусственным каналам, как в Венеции), - пример современных подходов в организации туриндустрии на постсоветском пространстве. 
Человеку свойственно сравнивать и завидовать. Не зря у тюрков в ходу пословица – «куршэнэн урдэгэ дэ коз кэбэк» - даже утка соседская кажется гусем. Но вовсе, конечно же, не из зависти любое знакомство с новым регионом я воспринимаю как возможность применить лучшее из увиденного в родном городе и республике. В Греции, например, подсмотрела красивую идею издания миниатюрной исторической книжки. «История Уфы», которую удалось выпустить нашей редакции в июне к 440-летию города, порадовала многих. Признавшись в заимствовании «эллинского» формата, преподнесла уфимскую книжицу в подарок Послу Греции и как бы между прочим заметила, что по одной из версий греки когда-то жили на Урале. 
Кстати, про Урал - священное для башкир имя. Достаточно знать наш эпос «Урал-батыр», чтобы понимать сакральность этого тюркского слова. Конечно, в России да и за рубежом Урал воспринимается как географическая точка на карте мира – древние горы, седой Урал. На русский язык слово можно перевести и как «пояс, опоясывающий». Есть у башкир, татар выражение – «урал-эп ерий» - ходит кругами. Отсюда же, кстати, русское «ура» («урап ал» – окружай). Все это вещи известные. Но только на Байкале я вдруг поняла, что бурятское и монгольское слово «хурал» тоже восходит к нашему «Уралу». Хурал – высший орган власти, (когда-то совет старейшин, аксакалов), садится в круг для обсуждения важнейших проблем. Так что круг и здесь замкнулся. Между тем, монгольских, арабских, немецких, не говоря уже о многочисленных тюркских заимствований в русском языке предостаточно. И надо детям о них рассказывать – это только пробуждает любопытство к другим языкам, заставляет задумываться о философии мироздания, об общности людей, нежели их различии. Байкал, во всяком случае, мне эту задачу еще раз нашептал. 
А чего еще эдакового подарила поездка, какие мысли подогнала? Решением федерального правительства семь лет назад в Забайкалье создана ОЭЗ – особая экономическая зона «Байкальская Ривьера» со всеми, что называется, вытекающими плюсами: притоком инвестиций, оздоровлением общей экологической ситуации, ноу-хау в утилизации отходов, созданием инфраструктуры туриндустрии мирового уровня. Тут, как говорится, остается только порадоваться за священный Байкал, дай Бог, он теперь сохранится для потомков! Со смотровой площадки выстроенного на песчаном берегу маяка нам открылись изумительные виды на величественный Байкал, прогулочную зону будущего порта и близлежащие села. 
Поселок Турка, одноименный с речкой – одно из красивейших мест, полторы тысячи его жителей ведут свою размеренную жизнь и не спешат расставаться с архаичными привычками. Основным их занятием многие десятилетия были охота, рыболовство, лесозаготовка. Кстати, название Турка с эвенкийского переводится как омуль, омулевая дорога. Легендарная рыба Байкала – омуль – один из самых популярных брэндов и непременный атрибут в меню всех ресторанов и кафе. Нам довелось отведать омуля, запеченного на рожнах, - вкуснятина. Водится он исключительно в чистой воде, и рост его популяции говорит о благоприятных экологических тенденциях. Но не так все однозначно. 
При Чингисхане аборигенам запрещалось селиться близ священного Байкала, это считалось великим запретом – «их хориг» (сравните: у мусульман запретное - «харэм»). У монголов и бурят сохранилась сакральная традиция некогда всех степняков – поклонение месту захоронения плаценты, где человек всю свою жизнь ощущает связь с космосом, черпает силы. Кстати, по одной из версий именно на территории Забайкалья затеряна могила Чингисхана, зато доподлинно известно, что его мать была родом из Баргузинского района Бурятии и там решено возвести в ее честь памятник. Даже когда в Российской империи и в СССР личность Чингисхана интерпретировалась как образ вероломного завоевателя и поработителя земли русской, в сознании монголов и родственных с ними этносах он всегда оставался народным героем, образцом мужской доблести…
Возвращаясь к селу Турка, появившемуся лишь в эпоху освоения Сибири в середине XVIII века, как почтовый пункт, стоит сказать, что его первопоселенцами были тунгусы, эвенками этот этнос зовется лишь с 1931 года. Кстати, к родовой связи с тунгусами-оленеводами склоняется ряд финских ученых-исследователей, приезжающих с экспедициями в Восточную Сибирь и Забайкалье. 
Запреты древних канули в Лету, а потом и вовсе пришел век покорения природы, строительства промышленных гигантов. Печальная история Байкальского целлюлозно-бумажного комбината всем известна. Территориально он находится в Иркутской области, но волнует, конечно же, и жителей Бурятии. Как заверил нас на встрече губернатор региона Вячеслав Наговицын, ЦБК остановлен, и там завершаются ликвидационные процедуры. Дай-то бог! Но справедливости ради надо заметить, что и кроме злополучного комбината вредителей у некогда по-настоящему священного Байкала хватает – и «дикие туристы» с принципом «после меня - хоть потоп», и иные местные жители со столь же диким менталитетом. 
Для борьбы с незаконными свалками здесь теперь пытаются внедрить европейский опыт: покупаешь специальные пакеты для мусора и по мере заполнения выставляешь в отведенном месте, откуда их забирает компания, занимающаяся сбором и утилизацией. Все вроде просто и по деньгам недорого, доступно. Однако мы не раз оказывались свидетелями того, как «экономные» сельчане жгут свой мусор в металлических буржуйках, установленных буквально в нескольких метрах от байкальской воды, образующаяся гарь застилает глаза, першит в горле. А приезжающие на машинах «любители природы» порой и вовсе не утруждают себя даже такой варварской утилизацией, как костер – побросали все и уехали. 
И что делать с этим вековым «мусором» в наших головах?! Разве жители Башкортостана, отдыхающие на озерах Аслы-куль, Кандры-куль, Якты-куль, Талкас, на других многочисленных водоемах и реках поступают не столь же легкомысленно?! Картина абсолютно идентичная для российских регионов: чем заповеднее места – тем больше туристов и мусора! Строим фешенебельные отели, дизайнерские яхт-клубы, хотим наладить туристический бизнес с привлечением большого потока иностранных туристов, но при этом не желаем меняться сами.
Группа компаний «Метрополь», осуществляющая столь масштабный проект по созданию «Байкальской Ривьеры» мирового уровня, верит, что психологию людей удастся изменить. Жителей близлежащих селений постепенно обучают и втягивают в бизнес: весь обслуживающий туристический комплекс, включая сотни объектов инфраструктуры, будут обслуживать местные специалисты. Став единомышленниками в грандиозном деле, люди непременно изменятся, выберут иные приоритеты и цели в жизни, считает Баир Цыренов, директор по региональной деятельности «Метрополя». И я тоже хочу в это верить.
А еще хорошо бы наладить тесные контакты между нашими республиками в сфере туризма, культуры, науки. Сегодня нет нужды делать секреты из наработанного опыта, скрывать навыки и знания – всем этим нужно делиться и обмениваться, чтобы взаимно обогащаться и двигаться вперед к созиданию. Очень жаль, к примеру, что мои коллеги – главные редакторы региональных газет – люди, достаточно любознательные и образованные – не слышали даже о рисунках первобытного человека в нашей пещере Шульган-Таш. 
О французских, испанских пещерах наслышаны, а о нашей, увы, нет. Хотя многие ученые находят схожесть в этих рисунках и склоняются к версии, что первобытные «живописцы» с Урала ушли в западные районы нынешней Франции и там оставили аналогичные наскальные рисунки. Впрочем, Башкортостану и кроме этого есть что показать, чем удивить и поделиться. Намерение Улан-Удэ принять эстафету Уфы в проведении в июле 2015 года саммитов ШОС и БРИКС во многом символично. Эстафетный забег пора начинать уже сейчас. 


Галина ИШМУХАМЕТОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости