ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Достойная победа
Рустэм Хамитов, выдвинутый избирательным объединением «Башкортостанское реги...

Инвестиции в ЖКХ
На XIII Международном инвестиционном форуме «Сочи-2014» с участием премьер-минист...

С высоты птичьего полета

В  парке имени Мажита Гафури состоялась торжественная церемония от...

Китай становится ближе

В рамках визита делегации администрации Уфы в Китайскую Народную Рес...

Мэр - за Совет

На Общественном совете по сохранению культурного наследия и памятник...

Молоко от нэнейки

В Уфе на улице Революционной, 70/1 открылся первый фирменный магазин «П...

Молодым в Уфу - дорога

7-10 октября Уфа станет центром инноваций и науки на пространстве ШОС. Н...

На Вологодской - новоселье!

В Калининском районе после масштабного капитального ремонта, который...

К нам едет Спиваков

Приезд маэстро в Уфу - всегда знаменательное событие. На этот раз он вы...

Курбан-байрам

4 октября мусульмане Башкортостана отметят один из главных празднико...

«Муслим-сити» - наш бренд

Получено разрешение на планировку и межевание территории площадью 20 ...

Под овации москвичей

Впервые в московском Концертном зале имени П.И. Чайковского с больш...

За фасады - на все четыре стороны

С каждым днем преображается фасад дома №21 по улице Ленина. Торцевая с...

Праздник книгочеев

В Городском Дворце культуры подвели итоги конкурса «Лето и книга», ко...

По скале за золотом

На первенстве мира по скалолазанию, которое прошло в Новой Каледонии (...

Ретрокалейдоскоп

140. 9 октября 1874 г. учрежден Всемирный почтовый союз.

100. В...




     №10 (155)
     октябрь 2014 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР"

На страже социального государства


Как шутит наш собеседник, этот социальный инструмент играет в обществе роль «ночного сторожа», который одним своим присутствием гарантирует незыблемость принципов, заложенных в Конституции Республики Башкортостан. А ведь Зуфар Еникеев знает это как никто иной - он сам участвовал при зарождении конституционных процессов в республике. И сегодня, будучи председателем Конституционного Суда Республики Башкортостан, он готов рассказать нам о работе этого органа.

- Зуфар Иргалиевич, Конституционный Суд обычно представляется рядовому читателю эдаким символическим реликтом, мало имеющим отношения к нашей повседневности. Насколько подобные представления далеки от реальности?
- Сегодня уже вряд ли кто возразит, что конституционный суд является важнейшим институтом современного демократического правового государства, обеспечивающим защиту его конституционного строя, прав и свобод граждан. И в то же время, полагаю, небезынтересно будет узнать читателям вашего журнала, что этот государственно-правовой институт – относительно новое явление в истории. Возникновение специализированных органов конституционного контроля относится лишь к началу 20-х годов XX века. Если быть точнее, первый конституционный суд был создан в 1920 году в Австрии. При определении правовой модели охраны конституции обычно выделяют: «западноевропейскую», «европейскую», «австрийскую». Но все же наиболее распространенной моделью в данной сфере является «американская», главный признак которой - выполнение функции по обеспечению конституционного контроля над судами общей юрисдикции.
В СССР долгие годы функционировала принципиально иная система конституционного контроля, который возлагался на постоянно действовавший высший коллегиальный орган государственной власти. Данная система, как известно, на практике доказала свою неэффективность. После перехода России на демократический путь развития в самом начале 90-х был сформирован Конституционный Суд Российской Федерации, а в ее субъектах стали создаваться свои конституционные и уставные суды.
На сегодняшний день они действуют уже в 17 российских субъектах. Говоря же о Конституционном Суде Республики Башкортостан, в первую очередь нужно отметить, что это специализированный орган правовой охраны нашей с вами Конституции Республики Башкортостан. И его деятельность в данной области носит контрольный характер. Это следует, прежде всего, из того, что он наделен правом отмены республиканских нормативных правовых актов, не соответствующих  Конституции  Республики Башкортостан. Кроме того, он имеет право давать толкование нормам Конституции Республики Башкортостан. Важно отметить, что решения республиканского органа конституционного контроля, принятые в пределах его полномочий, окончательны и не могут быть пересмотрены иным судом. 
И самое главное, работа Конституционного Суда строится на весьма демократических принципах. Например, правом обращения в него обладает самый широкий круг лиц. Это не только государственные структуры и органы местного самоуправления, но и рядовые граждане и их объединения. Причем по жалобам граждан мы правомочны проверять конституционность тех актов, которые затрагивают права и свободы таких лиц.

- Как существование собственной Конституции обусловило развитие нашей республики?
- Начну с того, что ныне действующая Конституция Республики Башкортостан 1993 года – далеко не первая. Ведь еще в 1925 году Всебашкирским съездом Советов была принята очень самобытная и оригинальная Конституция, которая, к сожалению, так и не была, по существовавшему тогда правилу, утверждена ВЦИКом. Были еще Конституции 1937 и 1978 годов, буквально списанные с союзной и российской Конституций и не имевшие сколь-нибудь самостоятельного юридического значения.
Совсем другое дело нынешняя  Конституция республики, 21-ю годовщину которой мы отметим 24 декабря. Необходимость ее принятия была объективно обусловлена существенными изменениями в общественном строе страны в пост-советский период, которые потребовали качественно новых конституционных норм.
Разрабатывалась и принималась она в начале 90-х годов в очень непростое время. Чрезмерная  эйфория свободы, овладевшая многими после распада СССР, вседозволенность, легковесные  политические  заявления некоторых региональных лидеров об отделении от России, сопровождаемые  слабостью федерального центра, фактически поставили страну на грань распада. Нужна была качественно новая правовая основа, призванная не допустить развала страны и обеспечивающая ее дальнейшее гармоничное развитие. 
Итогом кропотливой работы республиканских парламентариев, двух всенародных обсуждений текста проекта Основного закона республики и стала ныне действующая Конституция. Она пришла на смену слегка обновленной, но в своей основе  устаревшей «брежневской» Конституции 1978 года,  которая на тот момент представляла собой некую мозаику из окончательно устаревших и наспех введенных в угоду времени норм. 
 Новая Конституция Республики Башкортостан концептуально соответствовала общемировым стандартам и была призвана служить долгосрочным ориентиром для дальнейшего развития республики в составе обновленной России.     
Несомненным ее достоинством стало провозглашение Республики Башкортостан демократическим правовым государством, что создало предпосылки для эффективного функционирования всех органов государственной власти, обеспечения их единства и взаимодействия, реализации принципов разделения власти и верховенства закона в решении стоящих перед государством и обществом вопросов.
Еще одним важнейшим достоинством Конституции Республики Башкортостан стало обеспечение международно признанных прав и свобод человека и гражданина, социальной защиты населения республики в условиях рыночной экономики, что нашло емкое выражение в конституционном понятии «социальное государство».
Она отошла от коммунистического отрицания всего «частного» и приоритетности «общественного». Ведь, по сути, интересы личности – это и есть интересы государства. Отвечая же на вопрос, что дала республике ее Конституция, с полной уверенностью могу сказать: если бы не Конституция, то у нас в республике просто не могла бы сформироваться самобытная и эффективная система законодательства. Не было бы действенной модели организации государственной власти и местного самоуправления, не работали бы институты гражданского общества, и самое главное - мы не смогли бы обеспечить нашим гражданам достойный уровень жизни. Отрадно отметить, что наша Конституция оказалась реально жизнеспособным и действенным инструментом регулирования жизни республики, а не красивой декларацией, изложенной лишь на бумаге.

- Сегодня мы ощущаем, что наше государство находится в процессе определенной трансформации, как реагирует на это конституционное пространство?
- Жизнь действительно не стоит на месте. Со временем устаревают и конституционные нормы. Всего в Конституцию республики за два десятилетия изменения вносились восемь раз. И последний раз, кстати, по инициативе Конституционного Суда Республики Башкортостан в марте текущего года. На этих поправках могу остановиться подробнее. 
Их суть чаще всего  связывают с изменением наименования высшего должностного лица республики, как того требует федеральный законодатель.  При этом, к сожалению, нередко вне поля зрения остается целый ряд других конституционных новшеств, направленных на дальнейшую демократизацию государственной и общественной жизни республики.
Так, статья 30 Конституции Республики Башкортостан, содержащаяся в ее главе 2 «Права, свободы и обязанности человека», пополнилась частью второй, предусматривающей, что Республика Башкортостан содействует поддержанию толерантности, терпимости и уважения между верующими различных вероисповеданий. Тем самым существенно «усилена» первоначально введенная конституционная норма, гарантирующая каждому свободу совести и свободу вероисповедания. И это особенно актуально на фоне того, что сегодня происходит в соседней Украине.
Статья 69 Конституции, регламентирующая правовой статус депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан, дополнена положением о том, что республиканский депутат обязан использовать свой статус в соответствии с ценностями правопорядка, нравственности, правилами и традициями парламентской дисциплины.
Ряд конституционных нововведений касается демократизации законотворческого процесса. Это статьи 72, 73 и 74. В частности, теперь конституционно закреплено право граждан и их объединений выражать свою волю и интересы при формировании правовой системы Республики Башкортостан посредством участия в общественных институтах представительной демократии.
Вместе с тем важно подчеркнуть, какими бы значимыми ни казались вносимые в Основной закон изменения, они ни в коей мере не затрагивают концептуальных основ Конституции 1993 года, заложенных двадцать лет назад.

- Насколько в ней соблюден баланс
 региональных и общероссийских векторов развития?
- Прежде всего следует отметить, что организация государственной власти и формирование правовой системы в современной России осуществляются на федеративных началах. Это означает наличие в стране двух уровней государственной власти, а также существование двух относительно самостоятельных, но в то же время взаимосвязанных, образующих единое правовое поле систем законодательства: федерального и регионального. Так что действие на территории Башкортостана одновременно двух Конституций и двух видов законов (федеральных и республиканских) – явление отнюдь не уникальное, а обычное для любого федеративного государства.
Наличие двух уровней конституционного и текущего законодательства, принимая во внимание огромную территорию России, уникальные природные, культурные, этнические и иные особенности каждого региона, в том числе и Башкортостана, позволяет лучше учитывать местную специфику при осуществлении правового регулирования. Это, безусловно, создает  необходимые условия и для более полной защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина. 
И федеральное законодательство, и республиканское, включая соответственно обе Конституции, имеют свои предметы правового регулирования и не вторгаются в сферы ведения друг друга. Поэтому, в принципе, ни о каком параллелизме между ними или дублировании положений одних законов в других законах говорить не корректно.
Это, конечно, не значит, что между нашим законодательством и федеральным никогда не было нестыковок. Но я бы не стал называть такие нестыковки противоречиями. Вызваны они были, главным образом, пробелами в федеральном законодательстве, которых было множество в 90-х годах. Тогда субъекты Федерации на свой страх и риск были вынуждены принимать законы в опережающем порядке, чтобы как-то заполнить правовой вакуум. Но в последующем, в связи с возросшей активностью федерального законодателя, потребность в опережающем правотворчестве субъектов Федерации отпала.
Сегодня можно смело утверждать, что наше республиканское законодательство является органичной частью всего российского правового пространства.

- Какими вопросами обычно приходится заниматься судьям Конституционного Суда республики?
- Анализ обращений говорит о том, что чаще всего к нам обращаются с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод граждане, причем не только жители республики, но и постоянно проживающие в соседних регионах. Большое число жалоб на незаконные, с их точки зрения, решения судов общей юрисдикции и действия должностных лиц правоохранительных органов. Так, за прошедшие восемь месяцев 2014 года таких жалоб поступило уже 16. Также много жалоб на нарушение конституционных прав граждан в таких сферах, как социальное обеспечение и жилищно-коммунальное обслуживание, а также ущемляющие их права на жилище или землепользование.
К сожалению, приходится констатировать и то, что наши граждане не всегда правильно представляют роль и место Конституционного Суда Республики Башкортостан в судебной системе, не знают, что он вправе делать, а что ему неподвластно. Зачастую граждане рассматривают Конституционный Суд как вышестоящую надзорную, апелляционную или контрольную инстанцию по отношению к судам общей юрисдикции и арбитражным судам и, соответственно, требуют проверить установление фактических обстоятельств дела либо заново заняться их установлением, что Конституционному Суду неподведомственно.

- Какими качествами должен обладать судья Конституционного Суда? Должен ли он всегда стоять над схваткой эдаким беспристрастным арбитром?
- В любом государстве судья занимает одно из самых высоких мест в чиновничьем аппарате. От него нередко зависят судьбы людей. Поэтому и требования к нему самые серьезные. 
В России для всех судей установлен единый правовой статус, закрепленный в Федеральном законе «О статусе судей в Российской Федерации». В соответствии с этим законом и в нашем республиканском Законе «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» предусмотрены требования к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда республики.
 Согласно этому закону судьей Конституционного Суда Республики Башкортостан может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший возраста двадцати пяти лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет и соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи, предусмотренным федеральным законодательством.
Хотя это лишь формальное требование. На деле же при назначении Государственным Собранием Республики Башкортостан в первую очередь учитывается наличие высокой квалификации в сфере права. Такая квалификация — это не обязательно ученая степень и опубликованные научные труды. Хотя надо признать, что сегодня все судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан имеют ученые степени: у нас два доктора и два кандидата юридических наук. Далеко не каждый региональный орган конституционного контроля может похвастаться этим.  Кроме того, кандидат на должность судьи Конституционного Суда должен обладать безупречной репутацией. Конституционные процедуры назначения на должность, а также деятельность свободной прессы, под микроскоп которой может попасть каждый выходящий в публичное пространство, практически гарантируют отсутствие «негативного шлейфа» за лицом, претендующим на эту высокую должность.

- Можно ли в нескольких фразах сформулировать те направления, по которым будет в будущем происходить развитие конституционного поля в республике?
- По своей парадигме, методологическим принципам действующая Конституция, в основном, отвечает политической, экономической и социальной реальности в России и гармонично вписывается в ее правовое пространство. Вносить в нее изменения ради лишь улучшения ее текста вряд ли имеет смысл. Идеальных конституций не бывает, как не может быть и абсолютно безупречного текста правовой, в том числе конституционной, нормы. Тем более что нормативными регуляторами в обществе выступают не только конституционные или вообще правовые нормы. Кроме них существуют нормы морали, обычаи, традиции местного населения, религиозные нормы, принципы, идеи и идеалы, господствующие в обществе. Конституция должна не выдавливать другие регуляторы общественных отношений, создавая простор для реализации собственных норм, а создавать благоприятные условия для всего комплекса общественных правил, существующих в обществе.
Поэтому ключевым направлением развития конституционного права Республики Башкортостан на современном этапе, на мой взгляд, должно выступать обеспечение его стабильности. Именно этим должно быть обусловлено бережное отношение к духу и букве Основного закона республики. Если все же попытаться кратко сформулировать важнейшие направления развития конституционного поля республики, то можно выделить следующие: укрепление государственных институтов, обеспечение единства конституционно-правового поля, расширение гарантий реального обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, совершенствование структуры и методов деятельности государственного аппарата, развитие гражданского общества и местного самоуправления и, конечно, повышение действенности конституционно-правового регулирования.


Владимир СОЛОВЬЕВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости