ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Президент - президенту
Владимир Путин своим указом наградил орденом Почета президента Башкортостана ...

Кладовой истории - 150
Национальный музей Башкортостана отметил полуторавековой юбилей.
Основа...

Дети получат стипендии

В ноябре впервые состоится награждение детей-
сирот - стипендиато...

Уфа встречает журналистов
Уфа - первый город национальных республик, завершающий Всероссийский конкурс н...

Московский вкус бишбармака

В Москве на ВДНХ  прошел День Республики Башкортостан. 
Уфа п...

Праздник в столице
В честь Дня народного единства 1, 2, 3 и 4 ноября в Уфе пройдут фестивали, концерты,...

Самые оперативные - демчане
В Уфе прошли соревнования аварийных бригад районных УЖХ города. В этом году кон...

Без права на ошибку

В парке Гафури появится Грамотная аллея. Здесь установят новые арт-объ...

В помощь детям Донбасса
Средства, собранные в ходе благотворительной акции «Эстафета мира и добра», по...

Шекспир без границ
Национальный молодежный театр РБ имени М. Карима вернулся из Барнаула, где прош...

А ну-ка, мамочки!
28 ноября в Театре кукол состоится городской конкурс «Я - Мама!». Организаторы - К...

«Маска», я тебя знаю



     №11 (156)
     ноябрь 2014 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "Некопеечное дело"

Частное решение


Все более популярным трендом развитых стран становится государственно-частное партнерство (ГЧП) при реализации крупных инфраструктурных проектов: строительстве инженерных коммуникаций, дорог и мостов. Вкладывая деньги, инвестор получает плату за использование объектов или преференции от эффекта развития территорий. В нашей стране, в том числе и в Уфе, государственно-частное партнерство связано в основном с медицинской, спортивной и образовательной  сферой (частные детсады), где инвестор получает быструю прибыль от оказания платных услуг. В сложные проекты с длинным периодом окупаемости частный капитал пока практически не идет. Тем не менее власти города и республики  разработали ряд крупных проектов на основе ГЧП и планируют предложить их заинтересованному бизнесу.

Наиболее крупный проект, куда могут быть привлечены коммерческие инвестиции – строительство транспортного коридора, соединяющего через центр Уфы федеральные трассы М-5 и М-7. Данный план был разработан и утвержден еще в первой половине 1990-х годов и частично уже реализован – построена магистраль «Западный обход микрорайона Затон», началось строительство второго Затонского моста, расширена часть улицы Округ Галле. Основную проблему представляет вторая половина пути: от недостроенной развязки на проспекте Салавата Юлаева в створе улицы Бессонова до федеральной трассы М-5. Соединить проспект Салавата Юлаева и федеральную трассу мешает Восточный склон уфимского полуострова и река Уфа. Поэтому планировщики решили пробить в склоне 1,2-километровый тоннель под парком Лесоводов, что делает возможным создание 974-метрового моста через Уфимку, который должен стать началом четырехполосной 10-километровой дороги до федеральной трассы М-5. Согласно расчетам, новая транспортная артерия, по многим параметрам не имеющая аналогов в городах России, смогла бы разгрузить центр столицы от большегрузного транспорта и создать перспективы развития Зауфимья, где планируется возвести не менее 2,5 миллиона квадратных метров жилья. Однако реально начал строиться лишь один элемент этого транспортного коридора – в 1994 году стартовала прокладка 1,2-километрового тоннеля от проспекта Салавата Юлаева до берегового склона реки Уфы. Портал и первые 100 метров сооружались открытым способом, остальная часть - закрытым. Работы шли ровно десять лет и в 2004 году были остановлены  из-за отсутствия финансирования, степень готовности объекта  при этом составила около 30 процентов.  

В формате консорциума 
Расчетная стоимость достройки транспортного коридора от проспекта Салавата Юлаева до трассы М-5 в ценах 2013 года составляет 24,5 миллиарда рублей. Из них 10,5 приходится на достройку тоннеля, 10 миллиардов – на создание моста через Уфимку, а десятикилометровая автодорога до развязки между Нагаево и селом Русский Юрмаш обойдется в 4 миллиарда рублей. 
Поскольку выделить такие средства не может ни городской, ни республиканский бюджет, в 2011 году началась проработка возможности привлечения коммерческих инвестиций на основе государственно-
частного партнерства. Как пояснил заместитель главы администрации Уфы Ильдар Хасанов, технико-
экономическое обоснование проекта предполагает несколько вариантов финансирования его достройки, в том числе целиком за счет инвесторов, с подписанием «контракта жизненного цикла на 35 лет». Разработанная финансовая модель в деталях описывает механизм расчетов между республикой и участниками проекта. При этом инвестор будет иметь несколько источников возврата вложенных средств и получения прибыли. Прежде всего, проезд по новому транспортному  коридору, серьезно сокращающему время в пути, будет платным, что позволит получить за 30 лет около 10 миллиардов рублей. Реализация земель вдоль новой автодороги, привлекательность которых резко возрастет, может дать еще около 22,5 миллиарда. Дополнительную прибыль способно принести и развитие придорожной инфраструктуры. 
Проект участия в строительстве транспортного коридора от проспекта Салавата Юлаева до трассы М-5 на основе ГЧП может быть предложен потенциальным инвесторам уже в ближайшее время. При этом, по словам Ильдара Хасанова, с учетом большого объема капвложений и длительного срока их окупаемости, скорее всего его осилят «не меньше пяти-шести участников, объединенных в консорциум». Основная же сложность заключается в том, что примеров удачно реализованных инфраструктурных проектов такого масштаба с привлечением частного капитала в России пока крайне мало, а это влечет за собой определенные риски и опасения потенциальных инвесторов.  

Воздушный транспорт 
Другой крупный инфраструктурный проект, к реализации которого также планируется привлечь коммерческий капитал, – строитель-
ство пассажирской канатной дороги, соединяющей Сипайлово и проспект Октября. Как показывает опыт других городов, в частности Нижнего Новгорода, где был построен самый длинный в Европе 3,6-километровый пассажирский фуникулер через Волгу, соединяющий Нижний и его город-спутник Бор, создание канатных дорог может быть намного более дешевым и эффективным решением транспортной проблемы, чем строительство мостов и автомагистралей.      
Изначально предполагалось, что наиболее перспективным будет фуникулер, соединяющий Инорс, Сипайлово и проспект Октября. Такой маршрут способен связать географический центр Уфы и  два микрорайона с населением около 200 тысяч человек, испытывающих серьезные проблемы с поездками на работу как на личном, так и общественном транспорте. Но взвесив все «за» и «против», специалисты решили остановиться на менее масштабном проекте воздушных путей от Сипайлово до проспекта Октября. 
- Особенность канатной дороги в том, что ее можно строить только по прямой линии, даже небольшое отклонение требует строительства дополнительной станции, что серьезно усложняет и удорожает проект, - говорит заместитель директора МУП «Центр недвижимости» Уфы Руслан Максютов. – Соединить проспект, Сипайлово и Инорс одной линией канатной дороги нельзя из-за высотной застройки, а строительство дополнительных станций делает объект дорогим и практически неокупаемым. Участок от Инорса до озера Кашкадан, по расчетам, будет стоить не менее 1,5 миллиарда рублей. Поэтому мы приняли решение для начала реализовать проект фуникулера от озера Кашкадан до проспекта Октября с гораздо лучшими технико-экономическими данными. Линия пройдет в створе улицы Кольской, что не создаст каких-то проблем для строительства станций и установки опор. 

Проектная экономика 
Строительство линии канатной дороги, соединяющей Сипайлово и проспект Октября без учета посадочных станций, может стоить около 400-500 миллионов рублей. Поскольку в городском бюджете свободных средств для этого нет, проект может иметь два источника финансирования: привлечение коммерческих инвестиций, в том числе на основе государственно-частного партнерства, или долгосрочных банковских кредитов. 
- По нашим подсчетам, участок канатной дороги от Кашкадана до проспекта Октября может быть окупаемым, а значит, привлекательным для инвесторов, - поясняет Руслан Максютов. – Только в Сипайлово живет более 100 тысяч человек, плюс транзитные пассажиры в центр города из Инорса, Черниковки и Шакши. Время в пути будет составлять около 5 минут, что намного быстрее, чем на автобусе и даже автомобиле, особенно в вечерние и утренние часы пик. При этом закладываемая в проект 30-рублевая цена билета не будет существенно отличаться от стоимости проезда в маршрутке. Расчетная  загрузка фуникулера утром и вечером может составлять 2400 человек в час. При таком пассажиропотоке окупаемость проекта оценивается в пределах 6-7 лет при его общей расчетной стоимости 700-750 миллионов рублей. Если дорога будет востребованной, дополнительные доходы может дать строительство на станциях всевозможных коммерческих павильонов, что снизит срок окупаемости. 
Проектные изыскания по канатной дороге в Уфе уже начались. Ее планируется расположить на площади 36 гектаров, скорость перемещения 8-местных закрытых кабинок составит 25 км/ч. Определен подрядчик проектно-изыскательных работ, на которые отведено 
9 месяцев. Если после разработки проекта заказчику удастся найти инвестора или оформить выгодный кредит, не исключено, что вскоре в Уфе появится новый вид пассажирского транспорта, для которого просто не существует проблемы пробок.  

Обоюдная выгода 
Наиболее перспективным направлением участия частного капитала в решении инфраструктурных проблем связано с реконструкцией устаревшего и изношенного жилфонда с надстройкой дополнительных этажей. 35 процентов жилфонда Уфы составляют дома постройки 1960-1970-х годов, когда в городе в основном возводились так называемые «хрущевки». Эти дома рассчитывались на срок службы в 50 лет, после чего их планировалось снести и заменить жильем более современных проектов. Однако сегодня совершенно ясно, что ни о каком массовом сносе «хрущевок» речи не идет, а на повестку дня встает вопрос об их реконструкции. Комплексный капремонт пятиэтажного дома с заменой окон, кровли, инженерных сетей, утеплением чердака, подвалов и стен может стоить несколько десятков миллионов рублей. Такую сумму жильцы, как правило, собрать просто не в состоянии, а госбюджет софинансирует, прежде всего, текущий ремонт, но не реконструкцию. Здесь на помощь может прийти частный бизнес. Во многих  городах Восточной Европы, которым в наследство от советских времен достались по сути те же «хрущевки», давно и успешно действует схема их комплексной рекон-струкции за счет инвестора с над-стройкой дополнительных этажей. 
В этом случае жильцы получают бесплатный комплексный капремонт и модернизацию дома, а в некоторых вариантах договора – бесплатные квадратные метры в расширенных балконах и лоджиях. Инвестор в свою очередь становится владельцем недвижимости надстроенных этажей, продав которую покрывает расходы и получает свой процент прибыли.   

Все выше и выше 
Первый успешный опыт модернизации  пятиэтажной панельной «хрущевки» по проспекту Октября, 106/2 в районе остановки «Госцирк» с надстройкой дополнительных этажей был получен в 2005-2007 годах. Подрядчиком проекта выступила чешская фирма «Брно», имеющая богатый опыт возведения подобных надстроек у себя на родине, инвестором - чешская же компания «Mostarez». В ходе рекон-
струкции пятиэтажка получила два дополнительных этажа, где расположились 16 двухуровневых двух- и трехкомнатных квартир. Во всех квартирах «хрущевки» были бесплатно заменены окна, балконные двери, отремонтированы канализация, стояки горячей и холодной воды, установлены счетчики. Наружные стены утеплили слоем пенополистирола, что позволило экономить до 70 процентов тепла и не подключать дополнительную мощность. Правда, работы сильно растянулись, а чешский инвестор уехал на родину, так и не осуществив планы реконструкции еще двух расположенных рядом панельных пятиэтажек по проспекту Октября, 106/1 и 106/3. 
В последующие годы в Уфе появлялись новые проекты реконструкции «хрущевок». Наиболее смелый из них – надстройки пятиэтажек до 9-ти этажей, по заказу частной компании разработала мастерская Леонида Дубинского. Согласно проекту, дополнительные этажи будут опираться не на существующие фундамент и стены, а на специальные поддерживающие колонны. В качестве материала для надстраиваемых частей дома планируется применять металл и монолитный бетон, что позволит создать достаточно прочную конструкцию с минимальным весом. Благодаря этим решениям,  увеличение площади здания с 2,5 до 6 тысяч квадратных метров не отразится на его прочности. К каждому подъезду получившейся девятиэтажки пристраиваются внешние лифтовые шахты. В процессе реконструкции проводится комплексный капремонт каркаса бывшей «хрущевки», с заменой окон, инженерных коммуникаций и утеплением стен. Хотя эта концепция была разработана уже несколько лет назад, а инвестор вел переговоры с жителями домов на проспекте Октября, работы до сих пор так и не начались.  

Законный тупик 
Несмотря на, казалось бы, неплохую рентабельность и техническую доступность проектов реконструкции «хрущевок» с надстройкой дополнительных этажей, в нашей стране, в отличие от городов Восточной Европы, этот процесс не носит массового характера и в лучшем случае затрагивает лишь несколько домов миллионного мегаполиса. Так, Уфа стала единственным в России городом-миллионником, где пятиэтажную «хрущевку» удалось надстроить на два этажа. В Казани были надстроены два таких дома, но всего на один этаж. В Москве в 2007-2009 гг. была реконструирована всего одна пятиэтажка, после чего мэрия признала идею бесперспективной. Дальше всех продвинулись в Санкт-Петербурге - несколько питерских «хрущевок» получили мансардную надстройку. 
По словам экспертов, основным препятствием на пути массовой реконструкции стареющего жилфонда являются особенности российского Жилищного кодекса. На любую перестройку многоквартирного дома инвестор должен получить стопроцентное согласие всех его жильцов - отрицательная позиция даже одного собственника может поставить на проекте крест. И как показывает практика, практически в каждом доме есть немало владельцев квартир, прежде всего, пенсионеров, выступающих категорически против любой реконструкции, даже на условиях полной модернизации дома и получения бесплатных квадратных метров в части пристроенных площадей. 
Сдвинуть вопрос с мертвой точки могло бы внесение изменений в Жилищный кодекс, снижающих планку обязательного согласования со 100 процентов, к примеру, до 90-95 процентов собственников квартир. Но такие поправки пока даже не обсуждались. 


Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости