РУБРИКА "ГОСТЬ УФЫ"Театрал с нежным сердцем
В Юрия Соломина, без преувеличения, были влюблены все женщины Советского Союза. Разведчик Павел Кольцов в «Адъютанте его превосходительства», исследователь тайги Арсеньев из «Дерсу Узала», профессор Градов в сериале «Московская сага»… Ряд благородных интеллигентов и романтичных героев можно продолжить. Сегодня народный артист СССР, художественный руководитель Государственного академического Малого театра – гость нашего журнала.
- Вы не впервые в Уфе. Чем запомнились вам гастроли 1986 года? - Это было летом, та же гостиница, только называлась она, кажется, «Россия». Прошло почти 30 лет, и город, конечно, изменился: разросся, похорошел. Тогда мы давали 68 спектаклей на двух сценах. Я играл в «Царе Федоре» и в «Сирано». Сейчас все значительно скромнее: привезли три постановки. Но среди них и визитная карточка театра комедия Островского «На каждого мудреца довольно простоты», «Филумена Мартурано» Эдуардо де Филиппо и совсем свежая постановка Владимира Бейлиса «Как обмануть государство». Прошло почти 30 лет, и зритель тоже изменился. Не знаю, выдержит ли современная публика такие масштабные гастроли, будет ли полон зал? Уфимский зритель мне понравился. В «Филумене» появились нюансы, которые он подсказывал и аплодисментами, и тишиной. Каждый спектакль – новый разговор с ним. - Судя по аншлагам, с которыми проходят гастроли, уфимцы соскучились по Малому театру и по классике. Есть ли планы приехать к нам в ближайшем будущем? - У нас за чашкой чая состоялся разговор с руководством вашего театра. Мысли есть, будем думать, как сделать так, чтобы было интересно зрителю и коллективам. Театр в прекрасном состоянии. К тому же у вас воспитанная публика. Когда мы вышли на поклон в «Филумене», зрители аплодировали стоя. Это так просто не бывает. Посмотрел репертуарную афишу, много постановок по классике, все это – культура производства. Если сказать одним словом: каков поп – таков и приход. В общем, с такими людьми приятно иметь дело. Когда люди приносят в театр вторую обувь, нарядно одеты, причесаны, держат друг друга под ручку – значит, пришел зритель с нежным сердцем. Молодежь, попадая в такое пространство, и ведет себя по-другому. - Россия сильна провинцией. Вы в свое время приехали покорять Москву из Читы… - Уфа – столичный город, крупный промышленный центр, не провинция. Другое дело, что понимать под провинциальностью – здоровый дух, нравственное здоровье. В этом смысле вам повезло. Александр Николаевич Островский сказал: «Без театра нет нации», а я бы сказал шире: ее нет без культуры. А она у нас часто идет в конце списка. Один Год культуры погоды не сделает. Я бы выдвинул в приоритеты и образование. Категорически запретил бы школьникам зацикливаться на современных технологиях. В голове ничего не остается. - Малый театр давно стал синонимом имени Островского. Сохранится ли эта аналогия лет этак через 50? - В нашем репертуаре из 47 постановок - 12 названий великого драматурга, есть, конечно, и другая классика: Чехов, Горький, Достоевский и зарубежные авторы. Я не могу ответить на этот вопрос. Если в ближайшее время вся наша забота о русском языке ограничится переписыванием сочинения, театра не будет. Меня совершенно не устраивает ЕГЭ. Сегодня мало где можно услышать хорошую русскую речь. Стоит только посмотреть, как говорят сегодня на телевидении: разобрать ничего нельзя. Эфирное время дорого стоит. Но надо понять: потеряем молодежь, если в образовании и искусстве будет довлеть бизнес. Мы принципиально не задираем цены на билеты, по Москве – они одни из самых низких. Чтобы у учителей, врачей была возможность посмотреть спектакль не на балконе, а в комфортных условиях. К нам на спектакли приходит много иностранцев. Как-то один человек из посольства мне признался: мы учились русскому языку в вашем театре. Мы сумели его сохранить - широкий, благозвучный. Со мной в институте на два курса старше учился Игорь Кириллов, впоследствии ставший диктором. Он - народный артист СССР. Это о многом говорит. - Юрий Мефодьевич, а как вы относитесь к эпатажным трактовкам классики, когда в ней находят то, что и самому автору неведомо. - Видеть такие спектакли мне приходилось, но в нашем театре, перед которым стоит памятник нашему отцу – Островскому, это исключено. Мы храним традиции. Многие говорят, да у вас музей. А разве Эрмитаж – плохо? А Третьяковка? Таких учреждений культуры – единицы. - Если бы перед вами стоял выбор: актер, режиссер, художественный руководитель. Кого бы вы оставили в этом ряду? - Я сделал свой выбор в 1949 году, когда случайно увидел фильм «Малый театр и его мастера» - документальную ленту, снятую к юбилею театра. Увидел Жарова, Ильинского, Пашенную, Царева. Меня это совершенно потрясло: такое количество великих артистов в одном месте. Я запомнил адрес: Неглинная, 6, и когда окончил в 1953 году школу, направился в Москву. Попал на курс к Вере Николаевне Пашенной. - Ваши молодые коллеги испытывают перед вами такой же пиетет, как вы в свое время перед титанами Малого? - Молодежь пока учится, приходит к нам на практику. К тому времени, как они начинают работать в театре, они проходят школу этики. Мы ведь по блату не берем. Конкурс в Щепкинское училище огромный. Из пяти-шести тысяч набираем 25. Чтобы не стыдно было, чтобы не спросили, если плохо будут играть: «У кого ты учился?».
Светлана ЯНОВА |