ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Не для галочки

Глава Башкортостана Рустэм Хамитов принял участие в заседании Совета ...

Лидеры в инвестициях
В Уфе реализуются более 100 инвестиционных проектов стоимостью более 170 миллиар...

Вот эта улица, вот этот дом!

Уфимцам, победившим в конкурсе на лучший частный дом, подворье и улицу, ...

«Дети разные важны!»
Уфа стала победителем во Всероссийском конкурсе городов «Дети разные важны!», ...

В сказочном хороводе
Первыми отметили Новый год около 800 отличников учебы, подопечные Благотворител...

Каникулы - не только отдых
В зимние каникулы уфимских школьников помимо новогодних представлений ждет мн...

Город, где хочется жить
В Международном смотре-конкурсе городских практик Уфа победила сразу в трех но...

Равнение - на Знамя Победы!

Стартовала республиканская общественная патриотическая эстафета «Вс...

Добро пожаловать в Оперный!
После масштабной реконструкции в канун Нового года распахнул свои двери Больш...

Золото, а не дети



     №01 (158)
     январь 2015 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

Вернем словам исконный смысл


Прозвенел последний звонок для участников конкурсов «Учитель года столицы Башкортостана-2015» и «Учитель башкирского языка и литературы столицы Башкортостана-2015». Осталось только назвать имена победителей (они станут известны после новогодних праздников на церемонии закрытия).
Впечатлениями о нем, о своем взгляде на проблемы современного образования поделились те, кто особенно пристально следил за профессиональным марафоном.

Сынтимир Баязитов, заместитель главы администрации Уфы:
- За все годы существования конкурса мы неоднократно убеждались, что он привлекает к себе внимание не только организаторов, участников, но и школьников и  их родителей. Им живут наши горожане, следят за учительским состязанием по материалам печати, телевидения и глобальной сети.
Цель конкурса – поддержка инновационного движения, развития и расширения профессиональных контактов, пропаганды приоритетных направлений в сфере образования, повышения престижа учительской профессии.
В этом году в нем принимают участие 55 учителей общеобразовательных учреждений столицы, среди которых много новаторов, исследователей, победителей и участников различных педагогических состязаний.
В центре, как всегда, - личность учителя. Ежегодно мы открываем новые имена. Вот и прошедший год показал, как много у нас талантливых педагогов, с энтузиазмом принимающих участие в различных начинаниях, программах, форумах, съездах, которых волнует судьба родной школы, столицы и республики. Думаю, что и участники нынешнего докажут, что профессия учителя - одна из самых важных.
Надеюсь, что опыт конкурсантов, их образовательный ресурс станет всеобщим достоянием и обогатит отечественную систему образования. А победителем станет не только высококвалифицированный учитель, но и одаренная личность, интеллигентный человек, способный стать лидером педагогического сообщества Уфы.

Елена Хаффазова,  начальник Управления образования администрации города, член жюри:
- Конкурс стартовал в 1998 году. Время было  непростое, тогда многие больше думали о хлебе насущном, чем о духовности.  Были сомнения, сможем ли,  убедим ли общественность, что именно в  такие переломные моменты поднять престиж учительской профессии – задача государственная.  Теперь уже можно говорить: убедили и доказали. 
Менялись этапы конкурса. Какие-то устаревали, появлялись другие, потому что этого  требовали новые федеральные стандарты и сама жизнь.   Но какие бы задачи она ни ставила, неизменным оставалось  одно: хороший учитель – личность, которая не только дает знания, но и формирует мировоззрение.  Педагог - всегда пример служения своему делу.  Если  по твоему пути пошел хотя бы один ученик – ты выполнил свое предназначение.  У лучших учителей столицы таких последователей десятки. 
Педагог – живой человек, ему знакомы и сомнения, и моменты усталости, и неудовлетворенность. Возможно, он не всегда прав, но он борется, преодолевает трудности. И это нормально. Гораздо страшнее профессиональное выгорание. Вот поэтому так важно в какой-то момент посмотреть: а что у других?  Конкурс – хорошая возможность для обмена опытом, инновациями, открывающими дорогу всему передовому.
Когда речь идет о школе будущего, имеются в виду не только оснащенные различными  IT-новинками кабинеты. Без творческих идей, энтузиазма педагога   вся эта техническая начинка мертва. И не суть, кто победит в конкурсе.  Важны единый дух, обмен идеями, взаимообогащение.  Пока в учителе есть стремление развиваться, действовать, мечтать – он победитель.

Владислав Бенин, председатель жюри конкурса «Учитель года столицы Башкортостана-2015»,  доктор педагогических наук, декан социально-гуманитарного факультета БГПУ имени М. Акмуллы:
- Конкурсы профессионального мастерства - своеобразные курсы повышения квалификации. Это творческая площадка, где должны подниматься важные вопросы, пути решения проблем образования. В свое время датский физик Нильс Бор сформулировал принцип дополнительности, который впоследствии применяли в различных сферах познания, в том  числе и в социальной педагогике. Он предполагает подход к развитию человека в совокупности  взаимодополняющих процессов - природного, культурного, социального, которые в итоге определяют характер, содержание и результаты его адаптации в обществе. Школа должна задуматься: найдет ли ее выпускник свое место в социуме? Для этого необходима ранняя профориентация. В мире существуют около 40 тысяч разных профессий, а  ученики  в лучшем случае имеют представление о десяти. В Уфе квалифицированный станочник получает зарплату в 100 тысяч рублей. Почему бы не пригласить его на классный час, чтобы  ребята получили представление о  рабочей специальности  из первых уст? Сегодня в школах исчезло самообслуживание,  мы оберегаем наших детей от труда, будто в жизни он им не пригодится. Не знаю, что важнее: уроки домоводства или математика? По крайней мере, после окончания школы я ни одного уравнения не решил,   а держать в руках молоток приходится.
Что касается непосредственно конкурса. Общий уровень, несомненно, вырос.  И это заслуга планомерной работы системы столичного образования: самого управления, научно-информационно-методического центра. На базе школ действуют экспериментальные вузовские площадки, налажено тесное взаимодействие учителей и ученых. Появился целый класс педагогов-
исследователей. 
Но нашим учителям  еще порой не хватает общей культуры. Педагог, будь то математик или химик, должен видеть дальше своего предмета. Эйнштейну же игра на скрипке не мешала совершать научные открытия, а думаю, помогала. Второе, о чем обязательно хочу сказать. Учитель не может все знать. Лучше признаться, чем лгать. Этого ученик никак не простит. Не надо готовить лицемеров, создавая  в лице педагога образ железного  человека, лишенного эмоций. Ребенок должен понимать, что учитель тоже переживает в своей жизни и горе, и потери. Я не призываю педагога встать  на один уровень с учеником. Его надо поднять до своего уровня.

Райса Давлетбаева, председатель жюри «Учитель года башкирского языка и литературы столицы Башкортостана-2015», доктор педагогических наук, профессор БГПУ имени М. Акмуллы, директор Лингвометодического центра изучения государственных языков РБ:
- Конкурс набирает обороты. Наметился явный прогресс в методике преподавания. Но работы еще немало. Больше внимания необходимо уделить содержанию языка,  его лексике.  Говорить, а не зубрить  правила. Увлекшись структурой языка,  педагоги могут потерять интерес  ученика к предмету.
Наши конкурсанты в основном работают в русскоязычных школах. И там, чтобы привить любовь к башкирскому,  необходима  мотивация. Как сделать так, чтобы ребенок понял: изучение еще одного языка только обогащает его. Уверена, детей, воспитанных в другой культуре, необходимо знакомить с бытом, одеждой, национальными блюдами, например, мелодия курая порой скажет о народе больше, чем  целая книга. Культура и язык – единое целое. Не надо забывать и о воспитательном моменте. Путь к изучению языка лежит через личность учителя. Если у педагога горят глаза и каждый  урок не похож на предыдущий, то ученик  к его предмету будет относиться  с уважением и интересом.

Гузель Леонова, член жюри, победитель конкурса «Учитель года столицы Башкортостана-2014», учитель русского языка и литературы лицея «Содружество»:
- Меня дети как-то спросили: «А вам не скучно из года в год проходить одни и те же произведения?». – «Не скучно, - ответила. - Ведь с каждым классом я делаю для себя новые открытия: замечаю детали, которые раньше не видела, и удивляюсь этому. Становишься старше и с опытом некоторые вещи  видишь совсем под другим углом». 
Задача учителя-словесника – кропотливая работа с текстом, там - все ответы. Чаще всего она происходит на уроке: мы вместе читаем и анализируем. Недавно порадовала одна шестиклассница, сделавшая собственный вывод: «Оказывается, когда читаешь,  мудреешь». Такая мудрость ребенка дороже самой высокой похвалы. 
Дети не станут читать, если  в семье нет культа книги.  Обсудить  роман, услышать точку зрения родителей. И тогда заставлять не придется. Многие сегодня восприняли возвращение сочинения как панацею: читать начнут больше!  Не будут! Необходимо увеличить количество часов на литературу – говорят. А ведь дело  не в количестве, а в качестве организации урока. Иногда 15 минут дают больше, чем  несколько занятий. Одно слово, строчка, стихотворение способны вызвать целую гамму чувств и размышлений.
Мы часто делаем замечания детям: неправильно говорят, не могут сформулировать мысль. Но, к сожалению, и молодые  учителя иногда страдают отсутствием  культуры речи.  Недавно на учительском форуме в Санкт-Петербурге  ставился вопрос об организации специальных  курсов по этому предмету для всех преподавателей. 
Разве грамотная, образная речь  – прерогатива только словесников? Мне известны  и другие примеры, когда заслуженный учитель, математик  пишет прекрасные стихи. Педагог должен быть впереди, хотя бы на полшага.  Я специально зарегистрировалась Вконтакте, чтобы  посмотреть, какие интересы у моих учеников. Есть дети, которые выкладывают на своей стене стихи Блока, Лермонтова. Подбирают под свое настроение, мироощущение. Но есть и такие, кто публикует всякую ерунду.
Мы забыли, что слово «богатый»  раньше имело совершенно другой смысл: помеченный Богом. И когда оно обретет свое первоначальное значение (а это от нас зависит), тогда и Учитель займет предназначенный ему пьедестал.


Светлана ЯНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости