РУБРИКА "КРУГЛЫЙ СТОЛ"Смотрите, кто пришел!
Круглый стол – заключительный этап конкурса «Учитель года столицы Башкортостана-2015». Позади уроки, беседы, мастер-классы. Последнее испытание – возможность в форме свободного микрофона высказать свое видение проблем современного образования и воспитания.
В этот раз отправной точкой для разговора стала статья директора московского Центра образования № 109 Москвы Евгения Ямбурга, вызвавшая бурную полемику в учительской среде. Автор утверждает: до генетического истощения России осталось полтора поколения. Ямбург уверен, что прогресс, в частности в медицине, имеет и негативные последствия: выхаживая всех младенцев, мы обеспечиваем себе больное потомство. И таких детей с каждым годом становится больше. Между тем вместо того, чтобы развивать в школах дефектологические, психологические службы, их массово сокращают. При этом в некоторых регионах в общеобразовательных учреждениях учатся даже дети из интернатов седьмого и восьмого видов. Педагоги не готовы их обучать, а одноклассники воспринимать адекватно. Тревожит Ямбурга и другое: в обществе изменились ценностные установки. Мы идем по западному пути, где женщины рожают поздно, потому что дети-де крадут счастье. Автор не сомневается: на кризис мировоззренческий наложился нравственный. В качестве аргумента он приводит пример Японии, которая выбиралась из своего прошлого через музыку, живопись, литературу и историю. И только восстановив нравственные ценности, перешла к модернизации образования. Мы же, говорит Ямбург, поступили с точностью до наоборот.
Елена Кирина, учитель английского языка гимназии №16: - Программа «Доступная среда» не должна сводиться к созданию только внешних условий: пандусов, специальных туалетов, парт. Гораздо важнее – благоприятный климат в классе, учитель, владеющий методикой обучения особенного ребенка. Всем известно: даже один такой ученик требует повышенного внимания. Как сделать, чтобы не нарушались права остальных детей, чтобы они имели возможность полноценно учиться? Не получится ли так, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья - лишь средство воспитания милосердия и толерантности? По-моему, это антигуманно по отношению и к нему, и к другим. В некоторых странах уже накоплен опыт решения этой проблемы. Например, в Германии специально обученные люди – тьюторы, сопровождают ребенка с ограниченными возможностями здоровья в школу, вместе с ним посещают уроки, помогают ему. И там такую работу приравнивают к службе в армии.
Алина Волочай, учитель музыки школы №22: - У меня в классе учился мальчик с ограниченными возможностями здоровья. Дети относились к нему по-разному: кто-то жалел, помогал, например, ранец донести. А кто-то без конца жаловался: он мне мешает, громко разговаривает. В общем, были сложности, хотя мы проводили и беседы, и классные часы, говорили о толерантности и человеколюбии. Я думаю, что дело не одного поколения - изменить отношение к людям, не похожим на нас. Сын одной моей знакомой побывал в Финляндии и был абсолютно счастлив: настолько там налажена работа с инвалидами. Поэтому необходимо перенимать опыт стран, где такое отношение уже сформировано. Многие великие люди казались странными, совершая неординарные поступки. И кто знает, может быть, один из них уже пришел в нашу школу?
Елена Буторина, учитель русского языка и литературы школы №74: - Считаю, что отношение к особенным детям надо культивировать с раннего возраста. Малыши, в отличие от взрослых, еще не обладают неким набором стандартных представлений о человеке. И когда они придут в школу, то встреча с ребенком, не похожим на них, будет будничной и естественной. Что касается духовно-нравственного воспитания, то уроки литературы здесь всегда в помощь. В моем детстве влияние книг Паустовского, Пришвина и Короленко трудно было переоценить. Порой и литературных примеров не достаточно, чтобы показать подростку, почему честность и порядочность – не меньший капитал, чем материальные ценности. Мне повезло: на моем пути встретился учитель физики Александр Евгеньевич Сергеев, педагог от бога, одержимый своим делом. Для многих своих учеников он стал нравственным ориентиром. И сегодня зерна доброты, заложенные им, дают свои всходы.
Игорь Мокрополов, учитель биологии школы №97: - Генетическое истощение – процесс естественный. Оно неминуемо, как смена времен года. Общество стало другим - тоже объективная реальность. Мне думается, новые условия требуют от нас инициативы, ответственности за свои поступки и самое главное – умения принимать решения. Согласен с Ямбургом, что у нас нет четкой образовательной концепции. Но от учителя тоже зависит немало. Я вырос в простой семье, где много работали и не ждали манны небесной. И своим ученикам я стараюсь внушить: быть честным выгодно. Тогда и совесть тебя не потревожит, и с внутренней гармонией все будет в порядке.
Эльвира Кондратьева, учитель английского языка школы №118: - Мне кажется, сваливать все на генетику - значит признать: мы ленивы, не хотим работать над собой, развиваться. Многие родители освобождают своего ребенка от занятий физкультурой, я уже не говорю о спорте. В идеале человек должен обладать не только здоровьем физическим, но и духовным. Нынешние дети дезориентированы, у большинства финансовое благополучие застилает глаза. Нужно объяснять им: быть сытым и благополучным в мире, где все далеко не совершенно, невозможно. Приведу пример. В моем классе между двумя подростками произошел конфликт. Чтобы его погасить, надо было просто извиниться друг перед другом, но один из мальчиков отказался это делать. Пришлось поговорить с его мамой, объяснить, что ребенку, который не научился признавать свои ошибки, в жизни будет сложно. Беседа возымела действие, конфликт был погашен.
Марина Султанова, учитель русского языка и литературы башкирской гимназии № 20 имени Ф. Х. Мустафиной: - Не надо забывать, что дети из неблагополучных семей - продукт генетической усталости. С ними тоже надо работать, и не только учителям. Я в школе недавно, но мне кажется, что моя задача не только заполнить ребячьи головы информацией, но и научить их думать. Сегодня подготовка к ЕГЭ отнимает много времени, кроме того, дети прибегают к помощи репетиторов: у них заняты все вечера. Выбраться с ними в театр – проблема. Иногда спектакль по Чехову или Тургеневу благотворнее, чем все наши дидактические беседы вместе взятые.
Светлана ЯНОВА |