ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Поддержим своих!
Глава республики Рустэм Хамитов встретился с представителями крупного бизнес...

Вмешалась политика?
В Лозанне (Швейцария) определились с местом проведения в 2021 году Всемирных игр.<...

Дефицит не предвидится
После резкого скачка цен на товары в декабре ситуация на продовольственном рын...

На эмблеме - «Уфа» и «Россия»

Утвержден официальный логотип председательства Российской Федерации ...

В верном направлении
Разрабатывается Стратегия развития Уфы, которая будет содержать согласованны...

Приз - за «Путешествие»
Награждены победители третьего открытого конкурса «Дверца в сердце», проводим...

Чей отпечаток?
За состоянием атмосферного воздуха теперь будут следить автоматизированные с...

В гости из Поднебесной
Туроператоры из КНР заинтересовались туристическим потенциалом Уфы. Китайски...

Сосчитаем зимующих
В Уфе стартовала акция «Серая шейка-2015». В ее рамках проводится учет водоплаваю...

Стань книгоношей

Стартовал социальный проект, в рамках которого горожане могут собират...

Все в одном доме
Весной в Уфе появится визитный дом республики. Об этом на панельной дискуссии п...

Велосипедисты, слово за вами!
Уфимцы смогут сами определить маршрут следующего «Дня 1000 велосипедистов».


«Золотые» мушкетеры



     №02 (159)
     февраль 2015 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "НОУ-ХАУ"

Путь обновления


Знаете ли вы, что внутри авиационного двигателя находятся десятки  километров сварных швов? И они терпеливо выдерживают огромные перегрузки, возникающие во время взлета и посадки, совершения фигур высшего пилотажа?

...У меня в руке небольшая деталь - лопатка реактивного двигателя. Ее предназначение - «загнать» поток воздуха в компрессор, где он, по мере движения в межлопаточном пространстве,  сжимается, разогревается и, вырываясь из сопла, создает реактивную тягу двигателя. Я почти не ощущаю веса – деталь изготовлена из алюминия - очень легкого металла. Моноколесо – блиск (англ.   blades+disk –лопатка+диск)– состоит из нескольких десятков таких деталей и их основы - диска. Соединение их -  задача линейной сварки трением (ЛСТ), технологии, которую осваивают на УМПО. 
Процесс длится секунды, - рассказывают специалисты производственного объединения, - он идет в закрытой зоне и  контролируется только на экране монитора. 
Преимущества  метода - металл соединяется в нерасплавленном состоянии, поэтому нет никаких дефектов, свойственных  другим  способам  сварки. При помощи ЛСТ можно соединять разнородные сплавы, в том числе те, что традиционно считались несвариваемыми. А если прибавить к этому экологические показатели – отсутствие электромагнитного и радиационного излучения, а также высокую производительность и ремонтопригодность, то становится понятно, почему моторостроители взяли эту новейшую технологию на вооружение.
- Без нее никуда, - поясняют они. - Авиационный двигатель нового поколения возможен только при применении таких методов, как ЛСТ. 
Именно в нашем уфимском объединении впервые в Российской Федерации в ходе экспериментальных работ на диск компрессора методом линейной сварки трением были приварены лопатки и получено моноколесо для перспективного изделия. Опытно-конструкторские работы совместно вели ОАО «УМПО», НПП «Мотор», Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ) и НП «Технопарк авиационных технологий». 
Рассказывает старший научный сотрудник кафедры сварки УГАТУ Алексей Селиванов:
- Главная задача здесь - значительно повысить энерговооруженность двигателя. Энерговооруженность – отношение мощности двигателя  к его массе, поэтому чрезвычайно важно снижение массы конструкции, и, в частности, ее вращающихся деталей. Есть разные технологии изготовления блисков. Их можно делать фрезерованием -  из большой болванки вытачивать целое колесо. Можно получить нужную деталь с помощью электрохимии, но все это по длительности занимает несколько дней, причем 90 процентов материала уйдет в стружку. Также потратится станочное время и инструменты. Технология ЛСТ позволяет сделать все на совершенно новом уровне, сэкономить и время, и материалы. Можно делать лопатку и диск  из разных материалов, что позволяет повысить экономическую эффективность этого производства. Поэтому технология и стала находить применение: ее признали  перспективной. 
- Вы занимаетесь этим уже несколько лет, насколько продвинулись в решении своей задачи? – задаю вопрос собеседнику.
 - На первом этапе мы определяли свариваемость материалов, которые  конструкторы предполагают применять для изготовления моноколеса. Сделали множество образцов для определения наиболее оптимальных режимов сварки. 
На втором этапе больше занимались конструктивным оформлением оснастки для серийного производства. Сейчас готовы несколько комплектов оснастки, и мы в процессе доводки технологии изготовления цельного изделия, то есть близки к завершению проекта. 
Еще об одном важном аспекте  рассказала Нелли Измайлова, начальник бюро  отдела главного металлурга УМПО:
- В авиации каждый грамм поднимаемого веса на счету. Один из самых легких металлов – алюминий, он в два раза легче, чем титан, и, казалось бы, обладает явным преимуществом. Но есть у этого металла серьезный недостаток – он очень непрочный, и поэтому в авиадвигателестроении широко не применяется. Это и понятно: двигатель самолета работает в необыкновенно сложных условиях при высоких температурах и нагрузках, а у алюминия рабочая температура - 50 градусов Цельсия максимум. 
Но сегодня наши коллеги – зарубежные и российские металлурги - преодолевают этот барьер. Например, недавно был получен алюминиевый сплав  путем добавления легирующих элементов, что помогло значительно повысить прочность деталей и температуру эксплуатации. Современные алюминиевые узлы из этого сплава могут работать уже при 160 – 195 градусах и при этом не терять прочностных характеристик. Значит в передней части двигателя, где температурные нагрузки относительно невысоки, этот новый, жаропрочный алюминий имеет хорошую перспективу для использования.
-  Сейчас мы занимаемся исследованием металла, – вступает в беседу инженер-технолог отдела главного металлурга Светлана Должикова, - проверяем структуру, испытываем свойства усовершенствованного алюминия: прочность, пластичность. В настоящее время исследуем его в качестве материала для лопатки, диска и зону сварного шва – она представляет наибольший интерес. Максимальная деформация происходит именно там, и важно исключить возможность  зарождения  трещин, несплошностей  и других дефектов путем подбора режимов сварки.  
- Отрабатываем конструкцию, состояние материала, технологию, режимы механической и термообработки, - рассказывает начальник бюро отдела главного сварщика Андрей  Супов.
Эксперимент – процесс, безусловно, творческий. И, общаясь с участниками проекта, мы ощутили атмосферу поиска, увлеченности делом. 
- Для нас это не просто работа - мы пропадаем на участке целыми днями. И цель одна – добиться решения поставленной задачи. Сама сварка – это несколько секунд, но подготовительный процесс занимает гораздо большее время. Конечно же это увлекает, но еще важнее ее перспективы, ведь мы участвуем в создании нового двигателя для полностью российского гражданского самолета, - говорит Андрей.
Сегодня, когда серийная продукция УМПО широко востребована, как в России, так и за рубежом, предприятие не останавливается на достигнутом. Внедряя новые перспективные технологии, оно с уверенностью смотрит в будущее и готово к любым изменениям в политической и экономической ситуации.


Лилия ЗИМИНА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости