ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Поддержим своих!
Глава республики Рустэм Хамитов встретился с представителями крупного бизнес...

Вмешалась политика?
В Лозанне (Швейцария) определились с местом проведения в 2021 году Всемирных игр.<...

Дефицит не предвидится
После резкого скачка цен на товары в декабре ситуация на продовольственном рын...

На эмблеме - «Уфа» и «Россия»

Утвержден официальный логотип председательства Российской Федерации ...

В верном направлении
Разрабатывается Стратегия развития Уфы, которая будет содержать согласованны...

Приз - за «Путешествие»
Награждены победители третьего открытого конкурса «Дверца в сердце», проводим...

Чей отпечаток?
За состоянием атмосферного воздуха теперь будут следить автоматизированные с...

В гости из Поднебесной
Туроператоры из КНР заинтересовались туристическим потенциалом Уфы. Китайски...

Сосчитаем зимующих
В Уфе стартовала акция «Серая шейка-2015». В ее рамках проводится учет водоплаваю...

Стань книгоношей

Стартовал социальный проект, в рамках которого горожане могут собират...

Все в одном доме
Весной в Уфе появится визитный дом республики. Об этом на панельной дискуссии п...

Велосипедисты, слово за вами!
Уфимцы смогут сами определить маршрут следующего «Дня 1000 велосипедистов».


«Золотые» мушкетеры



     №02 (159)
     февраль 2015 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ"

Передовая эфирного фронта


«Внимание, говорит Москва!» - с этой фразы начинались сводки и сообщения о положении на фронтах с первых дней Великой Отечественной вплоть до победного мая 1945 года. Но советские и зарубежные радиослушатели даже не догадывались, что еще осенью 41-го главные радиовещательные станции были эвакуированы из Москвы и Московской области на Урал и в Поволжье, а вывезенная из подмосковного города Ногинска самая мощная в Европе радиостанция РВ-1 с 1942 года работала в Уфе.


До появления телевидения и Интернета наиболее эффективным средством массовой информации и пропаганды являлось радио. Радиоприемники были относительно просты и дешевы, а развитие мощных передатчиков уже в 1930-х годах позволяло передавать сигнал на коротких волнах, принимаемых в радиусе нескольких тысяч километров. 
Возможности радиовещания хорошо понимали пришедшие к власти в России большевики, инициировавшие строительство самых мощных в мире радиостанций, призванных вести пропаганду среди советских людей, а в перспективе - и жителей европейских стран. В 1927 году в Москве на улице Шаболовка была создана станция, оборудованная самым мощным в Европе 
40-киловаттным передатчиком, получившая собственное имя в честь Коминтерна – организации, объединявшей компартии различных стран в период с 1919 по 1943 год. В 1933 году под руководством академика Александра Минца в подмосковном городе Ногинске была создана новая радиостанция имени Коминтерна РВ-1 с самым мощным на тот момент в мире передатчиком в 500 киловатт. Мощность станции позволяла охватить уверенным сигналом практически всю территорию Европейского континента, что делало ее серьезным идеологическим оружием в начавшейся вскоре Второй мировой войне.   
Электросталь - Уфа
После нападения Германии на СССР фронт стремительно приближался к Москве, а уже 22 июля немецкая авиация совершила первый массированный налет на столицу, повторив его два дня спустя. Сосредоточенные в Москве и Подмосковье крупнейшие радиостанции страны, игравшие ведущую роль в пропаганде и передаче сводок о положении на фронтах,  могли быть уничтожены одним точным авиаударом. Вопросом номер один стал вывод антенн и передатчиков за пределы радиуса действия немецких бомбардировщиков – в Поволжье и на Урал. Демонтаж оборудования радиостанции имени Коминтерна РВ-1 и его подготовка к отправке в Уфу начались осенью 41-го, а 25 ноября было принято решение разместить объект в здании бывшего лесхоз-техникума, недалеко от деревни Глумилино. 
-  Решение установить станцию на этой площадке было отнюдь не случайным, - говорит заведующая музеем ОАО «Башинформсвязь» Надежда Борщева. – Во-первых, это была самая высокая точка в окрестностях Уфы, что при 200-метровой высоте самих антенных мачт создавало хорошие условия для передачи сигнала, во-вторых, площадка располагалась на открытой местности, вдалеке от дорог – немаловажное обстоятельство для охраны и безопасности стратегического объекта, расположенного на площади в 100 гектаров, которым наверняка интересовалась вражеская разведка. 
Эшелон с оборудованием, прибывшим в Уфу из подмосковного Ногинска, разгрузили с 12 по 23 декабря, а срок ввода станции в строй был намечен на 1 марта 1942 года. В условиях дефицита материалов и комплектующих к обеспечению монтажных работ активно привлекались местные предприятия. Так, Уфимский паровозоремонтный завод использовал почти 63 тонны металла для изготовления механических деталей для монтажа ретрансляторов и антенных мачт. Белорецкий меткомбинат поставил стальные тросы, удерживающие мачты при сильных порывах ветра. В начале февраля на объекте появились две первые 60-метровые мачты. Строительство еще двух 200-метровых долго не велось из-за отсутствия материалов. 
Для начала работы РВ-1 также требовалось проложить кабель от аппаратных и студий, размещенных в здании Главпочтамта по улице Ленина, откуда, собственно, и велись радиопередачи, до антенн и трансляционного оборудования, монтируемых в районе современного ТРК «Планета». В ряде публикаций утверждается, что траншея под кабель длиной более семи километров была вырыта за один день – на работу вышло несколько тысяч уфимцев, каждый из которых должен был прокопать метр земли. Сегодня можно сказать, что это городская легенда или штамп из газетной статьи, где в те годы нередко делались акценты на реальный или вымышленный трудовой подвиг. Копать траншею за один день не было никакого смысла, ведь монтаж основного оборудования занял более чем три месяца. Однако сам факт рытья многокилометровой траншеи под кабель вручную в мерзлой земле говорит о тех непростых условиях, в которых пришлось работать уфимцам в годы войны.    
Центр идеологической борьбы  
Работы по монтажу передающего оборудования и радиомачт из-за нехватки людей и оборудования были в основном завершены к 15 апреля 1942 года, то есть на полтора месяца позже запланированного срока. 1 мая было проведено пробное радиовещание, а уже 12 июня собранная на новом месте РВ-1 вошла в свой штатный рабочий режим. Период с лета 1942-го до конца 1943 года стал временем, когда Уфа располагала самой мощной радиостанцией Европейского континента и была центром советского радиовещания на страны оккупированной Европы. 
Еще в 1941 году в столицу Башкирии были эвакуированы жившие в СССР видные деятели Коминтерна: Долорес Ибаррури, Жан Ришар Блок, Пальмиро Тольятти, Клемент Готвальд, Морис Торез, Вильгельм Пик, Отто Куусинен и Георгий Димитров. Мощная радиостанция 
РВ-1 позволяла им вести антинацистскую пропаганду на родном языке, рассказывать о положении на фронтах, не забывая  при этом разъяснять преимущества коммунистического строя. Передачи шли по 20 часов в сутки на 18-ти европейских языках. 
- Все дикторы приходили, как правило, задолго до начала своей передачи и собирались у нас, в аппаратной, готовили материал, беседовали, грелись, сидя часто прямо на полу около печки, в которой пекли принесенную картошку, и ели с превеликим удовольствием, - вспоминал о тех днях ветеран башкирского радио А.С. Киселев. – При этом должен заметить, что во всей этой компании никогда не присутствовали скандинавы. Приходили на передачу, заходили прямо в студию и, проведя ее, тут же уходили. Когда я спросил об этом испанца Санчеса, он пожал плечами и сказал, что такой уж у них характер. 
По воспоминаниям ветерана, далеко не все видные сотрудники Коминтерна сами вели эфир. Клемент Готвальд, Долорес Ибаррури и Вильгельм Пик лишь прослушивали передачи, а Пальмиро Тольятти и Жан Ришар Блок выступали хоть и часто, но далеко не всегда. 
- В основном передачи читали их дикторы, тоже очень грамотные и эрудированные люди, в прошлом журналисты, адвокаты и т.д., - пояснял А.С. Киселев. – Занятно было смотреть, как иногда  дикторы ведут себя перед микрофоном. Все по-разному, некоторые спокойно, некоторые возбужденно. 
Поскольку многие передачи начинались со слов «Внимание, говорит Москва!», для того, чтобы дикторы случайно не вставили в приветствие место настоящего ведения передачи, то есть Уфу, на столах стояли специальные предупреждающие таблички с правильной приветственной фразой.  
Дело техники 
Перебазированная в Уфу станция РВ-1 вела не только зарубежное вещание по линии Коминтерна, но и работала на слушателей внутри страны. Передатчики транслировали  Башкирское радио, сводки ТАСС с информацией о положении на фронтах, в стране и за рубежом, которые затем печатались в районных и дивизионных газетах. 
- Все оборудование было загружено до предела, передатчики выключались лишь для перестройки на разные частоты и плановых осмотров, а две студии работали целыми днями, - вспоминал инженер станции РВ-1 П. Фосс. – Существовал жесткий график работы всех технических средств. Как только одни дикторы заканчивали передачу, их место тут же занимали другие. Особенно напряженными были вечерние и ночные часы. 
В обязанности инженеров входил не только контроль радиооборудования, но и создание оптимальных условий его работы – перерыв в вещании в самые напряженные моменты войны мог иметь самые тяжелые последствия. Одной из проблем зимой 1941-1942 годов было плохое отопление здания Главпочтамта, что ставило под угрозу исправность  радиоаппаратуры, размещенной на его пятом этаже. В итоге техники соорудили самодельный обогреватель-«козел», представлявший собой асбестоцементную трубу, обмотанную нихромовой проволокой, нагревавшейся при прохождении электротока. Благодаря этой самоделке в помещении аппаратной всегда поддерживалась нормальная температура. 
Примечательно, что за техническое состояние оборудования мощнейшей советской радиостанции отвечала эвакуированная из Москвы женщина-инженер Валентина Железова, удостоенная за свой труд в годы войны ордена Ленина. Эта высокая награда была вполне заслуженной, ведь за годы напряженной работы на РВ-1 не было серьезных сбоев, а качество приема передач на территории оккупированных стран практически всегда было хорошим.       
- Помню, как она, расстелив на полу огромную карту Европы и вооружившись линейкой, стоя на коленях, изучала направление излучения антенн, расстояние до места, куда должен «стрелять» передатчик, - вспоминал о работе Железовой 
П. Фосс. - Прохождение волн увязывалось со временем года, суток и другими факторами, а затем давалось заключение об оптимальных условиях выхода в эфир. 
Вклад в победу 
В конце 1943 года немецкие войска были отброшены от Москвы, опасность налетов резко уменьшилась, и в столицу начали возвращаться эвакуированные, в том числе сотрудники Коминтерна. 
- Расставание было, надо сказать, весьма грустным, - вспоминал А.С. Киселев. – За прошедшее время все сработались и сдружились, и при прощании не обходилось без мокрых глаз с той и другой стороны. Коминтерновцы говорили нам, что никогда не забудут Уфу, где провели так много трудных, тревожных, но памятных дней. 
Сотрудников станции, вложивших столько труда и бессонных ночей в ее бесперебойную работу, естественно, интересовал вопрос эффективности передач в оккупированные страны Европы. На заданный однажды вопрос о результатах эфиров лидер чешских коммунистов Клемент Готвальд ответил»: «О, эффект очень большой! У нас есть каналы радиосвязи со многими странами, и наши подпольные работки постоянно информируют нас о полной эффективности передач». 
С точки зрения сегодняшнего дня можно предположить, что реальный эффект от иновещания все же был менее ощутим. Ведь передачи велись от лица коммунистов, которые никогда не пользовались особой поддержкой в странах Европы, а тем более Скандинавии. К тому же вещание на основных европейских языках, в том числе и немецком, еще в конце 30-х годов наладила британская радиостанция «Би-би-си». Можно предположить, что передачи из Лондона вызывали гораздо больший интерес у жителей стран оккупированной Европы, чем голоса коммунистов из далекой России. 
Зато для советских людей работа эвакуированной в Уфу станции 
РВ-1, особенно в первый наиболее сложный период Великой Отечественной, безусловно, стала одним из главных источников информации, а беседы в прямом эфире, тематические передачи и трансляции музыки стали своего рода моральной отдушиной и давали неоценимый духовный эффект в тяжелейшие годы военного лихолетья. 
Право памяти 
Вторая половина войны позволила снять часть нагрузки на работавшую буквально на износ станцию РВ-1. Основное вещание вновь переместилось в Москву, а в 1943 году в Самаре была построена и начала работу самая мощная в мире радиостанция, передатчики которой могли выдавать в эфир сигнал мощностью до 1400 киловатт. 
Однако РВ-1 долгое время продолжала считаться важным стратегическим объектом, из-за чего, кстати, до нас дошло так мало ее фотографий. В послевоенные годы на ней последовательно меняли трансляционное оборудование, которое теперь передавало в радиоэфир сигналы обычных гражданских радиоканалов. Трансляции шли вплоть до 2003 года, когда было принято решение о ликвидации станции, сносе антенн и застройке занимаемой ею территории новым жильем. Все восемь больших и малых радиомачт были снесены взрывами и разобраны на металлолом в 2007 году. Сейчас о некогда секретном объекте напоминают лишь остатки фидерного хозяйства и здание лесхоз-техникума, где раньше стояли мощные передатчики. Некоторые элементы трансляционного оборудования РВ-1 хранятся в музее ОАО «Башинформсвязь», а остальное в ближайшее время поглотит новая застройка. Инициативная группа уфимцев подняла вопрос о создании памятника радиостанции, долгое время бывшей одним из наиболее узнаваемых объектов и даже своего рода символов нашего города. Пока вопрос о создании памятника окончательно не решен,  но возможно, что его идея все-таки воплотится в жизнь, став ярким напоминанием о военном прошлом нашего города и вкладе Уфы в Великую Победу.


Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости