ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА




     №11 (36)
     Ноябрь 2004 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ARTEFAKTUS"

Картинки с золотыми обрезами


7 января 1839 г., когда физик Д. Араго сообщил Парижской академии об изобретении Луи Дагером первого практически применимого способа фотографии - дагеротипии, официально признан днём рождения фотографии (в России чаще использовалось слово светопись).
Изобретенный в 1851 году англичанином Фредериком Арчером мокрый коллодионный процесс добрался до нашего города лет через 15: в Уфе тогда существовало "фотографическое заведение г-жи Петровой". Уфимцы могли видеть его "продукцию" на выставке "Географическое открытие Башкирии", где было представлено несколько фотографий с видами Уфы 1867 года из собрания Государственного Эрмитажа.
Для того, чтобы сделать всего один из этих снимков, фотографу того времени необходимо было привезти к месту съемки "фотоаппаратик" размером примерно 30х30х40 см, установить светонепроницаемую палатку, приготовить химические компоненты и нанести на чистую стеклянную пластинку фотоэмульсию, мокрую пластину вставить в фотоаппарат и произвести съемку, обработать негатив, напечатать с мокрого же негатива фотографию, проявить и закрепить её.
С распространением сухих негативных пластинок, а позже и гибкой фотоплёнки из целлулоида, фотография приобрела современный вид, началось её бурное распространение. В справочной книге по Уфимской губернии 1883 года указано, что в городе имеются два фотографа. А уже через несколько лет в Уфе работали "Славянская фотография Денисова", "Центральная фотография Пиотровской", фотографии Паршина, Адольфа Бухгольца, Л.П.Фон-Бергхольца, Ф.Я. Анисимова, В.Ф.Петрова, Леона Сулистровского.
Во многих семьях начиная с конца 1880-х годов появляются альбомы с фотопортретами (позже их стали называть "кабинетками" - от "Cabinet-portret", а снимки поменьше "визитками" - от "Vizit-portret").
На паспарту, украшенных виньетками, почти всегда обозначалось имя владельца ателье. Края картонок обычно были золочёные. Фотоальбомы были кожаными, с металлическими застежками, на страницах были специальные кармашки для фотоснимков.

* * *

На рубеже ХХ века в Уфе открылось фотоателье О.Ф.Германа, занимавшееся, кроме портретной съемки, фотографированием и продажей снимков с видами города на бланках почтовых карточек. Есть предположение, что большая часть дореволюционных открыток Уфы, отпечатанных типографским способом, сделана по оригиналам заведения Германа. В рекламе он не нуждался: если заказчик хотел получить наилучшее по его понятиям качество, он шёл к Герману. При подготовке любых печатных изданий у ателье не было конкурентов. Но с началом первой мировой войны фотограф, называвший себя на русский манер Александром Леопольдовичем, стал кое-кому поперек горла. Ведь на самом деле его фамилия слишком явно намекала на связь с  ненавистной Германией - вывеска Германа с Большой Казанской исчезла.
1908 годом датированы первые снимки Уфы Аполлония Александровича Зираха (1855-1919). За 11 лет Зирах сделал несколько тысяч снимков города и окрестностей, самые значительные из них хранятся в Национальном музее РБ.
В начале августа 1910 года в Уфу прибыл С.М.Прокудин-Горский, носивший неофициальный титул "царского фотографа". По всей видимости, он пробыл в Уфе всего два дня, но восемь снимков, сделанных им тогда (негативы с ещё двумя видами, к сожалению, до наших дней не дошли, по крайней мере, в основной коллекции в Библиотеке Конгресса США их нет), по ценности превосходят  всё, что снимали тогда другие фотографы. Снимки-то - цветные.
В период первой мировой войны в России возникает одна из замечательных традиций - рамки с семейными снимками на стене: фотографы перестали быть редкостью и на селе. В городе же конкуренция была очень острой. После закрытия заведения Германа стиль "высокого искусства" пытались поддерживать фотографии Волкова и Шперлинга. Очень хорошие мастера работали в товариществе Лангнера под вывеской "Модерн" на Центральной улице. 


 
* * *

В период НЭПа в Уфе существовало не менее шести фотоателье. Процветала, как и прежде, фотография Ивана Кирилловича Волкова, популярны также были и фотографические заведения А.Ноговицина и И.Шалгина. Но на первые места постепенно выходило заведение А.В.Орлова. Из рекламы: "Всевозможные фотографические работы: группы всех размеров, кабинетные, открытые письма, визитные и для удостоверения личности, а также производится увеличение портретов до натуральной величины. Исполнение спешных заказов".
Фотожурналистики в республике в 1920-е годы практически не существовало, газеты обходились без снимков. Кое-кто из фотографов пытался, правда, снимать и вне стен ателье. И первым среди таких был конечно же Степан Стива (1882 - 1972). Броскую свою фамилию Стива "заработал" ещё в юности активным участием в любительских театральных постановках. В начале века Степан Степанов был телеграфистом (сохранилось его прошение от 2 июля 1900 года на имя начальника почтово-телеграфной конторы о приёме на работу). И настолько лихим работником был молодой Степан, что в среде соратников-революционеров получил право на подпольную кличку, которую даже не надо было выдумывать. После октября 1917 года Стива был сменным комиссаром почтово-телеграфной конторы, затем его перевели в Москву.
По каким-то причинам в середине 1920-х он вернулся в родной город. И вскоре выяснилось, что коммерческие успехи Стивы могут быть не хуже революционно-театральных: поставив на поток печать сувенирных фотографий с видами города Уфы размером с открытку  (отличительная их черта - несколько небрежная пояснительная надпись с номером в нижнем углу снимка), он получил приличный доход (большая подборка снимков Стивы была показана на выставке "Старая Уфа", посвящённой 430-летию Уфы). Позже вместе с Александром Орловым Степан Алексеевич организовал большую артель фотографов.
В конце 1920-х в Москве отпечатана серия открыток с видами Уфы способом меццо-тинто. Качество печати неважное, иногда снимки откровенно нерезкие. Но и эти карточки крайне интересны как едва ли не уникальные кадры Уфы того времени. Для нас же главное то, что сняты они фотографами артели Стивы-Орлова: многие отпечатанные в Москве открытки дублируют фотокарточки, о которых говорилось выше.
В 1930-е годы разразился новый, после первого, еще дореволюционного, бум развития фотолюбительства. Каждый мальчишка тогда мечтал о "Фотокоре" или "Туристе" (такие названия тогда давали фотоаппаратам), но меньше всего фотографий города осталось именно от этого времени. Пожалуй, интереснее многих снимал в те годы Михаил Львович Кожевников. Кроме того, от тех лет осталась великолепная подборка фотооткрыток, выпущенных "Союзфото". На некоторых из них указано: "Фото З.Скворцовой". И хотя тираж у этой длинной серии открыток 1000 штук, найти их не так-то просто.
В 1957 г. фотоартель "Труд" выпустила серию фотооткрыток, посвященную 400-летию присоединения Башкирии к России. За последующие 4 года эти артели отпечатали ещё несколько десятков великолепно выполненных видов Уфы.
В 1966 г. вышла первая серия цветных почтовых карточек с видами города.
В начале 1990-х годов в Уфе появилось оборудование и материалы для быстрой обработки, и цветная фотография стала поистине массовой, но почему-то на фоне глянцево-цветного изобилия старые "кабинетки" и "визитки" не выглядят примитивом, а наоборот удивляют и восхищают.

Журнал "Уфа" // Анатолий Чечуха








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости