ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА




     №10 (35)
     Октябрь 2004 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

БУДНИ МЭРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

УЧИТЕЛЬ ГОДА

ИННОВАЦИИ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

КОНКУРС «ЗОЛОТОЙ КУРАЙ»

IT-ЭКСПЕРТ

ГОД СЕМЬИ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Закулисье

Театральный сезон

Наши герои

Колонка редактора

На контроле у мэра

Золотой курай

Музеи уфы

Дневники приемной мамы

Тайны овального портрета








РУБРИКА "ЭКОНОМКЛАСС"

Возвращение культуры


"Ни один мальчик или девочка из тех, кто учились в музыкальной школе, не стали уголовниками", - сказал мне композитор Нур Даутов, у которого я брал интервью. Продолжив его мысль, спрошу: что толку поднимать сельское хозяйство и развивать промышленность, если какой-нибудь неудачник, воспитанный иной культурой, наденет на себя пояс шахида и рванет чеку, чтобы без забот и труда отправиться в рай, прихватив с собой сотню-другую людей? Нет никакой возможности и смысла поднимать экономику с людьми, для которых честный труд не имеет никакой ценности. Вот почему так важно утверждать наши ценности, нашу веру, наш образ жизни.
А пока культура практически бескорыстно вершит свое благородное дело, посмотрим, как относимся к ней мы сами, сколько уделяем ей времени и денег, то есть какова у нас экономика культуры.

Театр

Большое, как говорится, видится на расстоянии, а все постигается в сравнении. Начнем и мы со столицы нашей Родины Москвы, чтобы потом плавно перейти к нашим делам.
В Москве 120 театров. Финансируются они как федеральным бюджетом, так и городом, городскими районами или, как они сейчас называются на французский лад, префектурами. Рядовой москвич ходит в театр 4-5 раз в год и тратит на него при цене билета около пятидесяти рублей 200-250 рублей. Учитывая, что в Москве десять миллионов жителей, получается, что на каждый миллион у них по двенадцать театров.
Любопытно, что такая же пропорция и в Финляндии, которую мы взяли, как пример, потому что там живет ровно четыре миллиона жителей, столько же, сколько у нас в Башкирии. Не с Москвой же сравнивать себя, куда текут деньги со всей России, чтобы затем перекочевать в Нью-Йорк.
Так вот, Финляндия. Тихая республика, спокойные жители, стабильность. Что-то это нам напоминает, не правда ли? Так вот, горячие финские парни ходят в театр один раз в год, а театров у них ровно шестьдесят. Тратят они соответственно что-то около пятидесяти долларов, то есть полторы тысячи рублей - такова средняя стоимость театрального билета.
У нас в республике на четыре миллиона жителей 12 театров. Если сравнивать себя с Москвой или Финляндией, то должно быть, наверное, почти пятьдесят. Впрочем, если посчитать все народные театры, которые так и живут несчитанными, а также самодеятельные студии, может быть, пятьдесят и у нас наберется. Единственное, что плохо - они живут в каком-то своем, параллельном мире и практически не выходят на свет. Их раскруткой никто не занимается, а зря - как говорится, дитя не плачет, мать не разумеет.
Впрочем, и этих театров жителям нашей республики, кажется, хватает, ибо только 877,8 тысячи человек посетили в прошлом году театры (данных на этот год пока нет). Это значит, что только каждый пятый житель республики ходит в театр и тратит при этом тридцать шесть рублей с копейками.
Любопытно сравнить эти показатели с показателями работы концертных организаций республики. Это филармонии и ансамбль танца имени Гаскарова. На их концерты пришли около полутора миллионов человек, то есть сорок процентов жителей республики оказались охвачены этими организациями, при этом каждый из них оставил в кассе 24 рубля.

Кино

Из всех искусств для нас важнейшим является вы знаете какое. Так вот, его своим вниманием не обделяют как москвичи, так и финны, и уфимцы. Но москвичи при этом ходят в кино не менее одного раза в месяц, то есть каждый москвич ходит в кино 12 раз в год (это, разумеется, в среднем, потому что есть среди них и такие, что ходят в кино еженедельно).
Чуть подробнее о финнах. Оказалось, что кинематограф в Суоми финансируется государством с тем расчетом, чтобы не менее 12 картин в год были своего, отечественного производства. Получается по одной в месяц. А в общей сложности за год на экранах демонстрируется около 200 лент, в большинстве своем, как и у нас, как и повсюду в мире, made in USA. Они же доминируют и в хит-парадах. Финны в кино ходить не разучились: семь миллионов зрительских посещений ежегодно - это значит, что каждый сделал это почти два раза за год.
А теперь поговорим о нас. По итогам прошлого года в кинотеатрах побывали более 2 миллионов человек, то есть каждый башкортостанец побывал в кино ровной своей половинкой (это шутка, разумеется). 33 миллиона валового сбора могут показаться внушительной цифрой, если не учесть, что это около 16 с половиной рублей на брата (сестра остается при этом дома).
Любопытно, что из общего числа киноустановок в России 11 процентов находится на территории Башкортостана, по числу посещений он занимает второе место в России, а по числу показа отечественных фильмов занимает первое.
Это радует, потому что у нас в городе есть кинотеатры, которые специализируются только на американских фильмах. Любопытна тенденция к увеличению сьема денег с одного места. Для этого большие залы уничтожают, их без шума делят на пять-шесть маленьких, и если раньше поход в кинотеатр был ПОХОДОМ В КИНО, то теперь это словно сникерс съесть. И репертуар постоянно претерпевает изменения в сторону идиотских, не побоюсь этого слова, иностранных фильмов, в которых ни смысла, ни чувств, а только одно мордобитие и никаких чудес. Кстати, знаете ли вы, сколько всего в республике в прошлом году было показано иностранных фильмов? Более пяти тысяч! А вот отечественных - всего 552!
Как видите, с отечественными фильмами не все обстоит благополучно. Что делать, если наилучший показатель у нас сегодня имеет фильм "72 метра", который в республике посмотрели около 16 тысяч человек. Точных данных по блокбастеру "Ночной дозор" у нас пока нет, но ясно, что он превышает эти показатели. Но пока нет точных данных, будем отталкиваться от тех, что есть.
И если на всероссийские блокбастеры ходит столько народа, то можете себе представить цифры посещаемости фильмов, которые производит наша киностудия "Башкортостан". По-моему, это очень и очень мало, просто недопустимо мало.
Это не повод силой затаскивать зрителя в кинотеатр, это повод для серьезного разговора с теми, кто создает фильмы.
Четырнадцать лет существует киностудия. Пора бы создать наш отечественный башкортостанский фильм, на который будут ходить люди.
Кстати говоря, вот вам яркий пример - в Башкинопрокате вашему корреспонденту заявили так: "Надо честно признаться, что мы никогда не выйдем с художественными фильмами не то что на мировой, а даже на российский рынок. Поэтому надо снимать документальные фильмы - их просят школы, больницы, детсады и так далее". Конец цитаты.
Категорически не согласен с подобным мнением. В республике есть люди, которые могут снимать прекрасные конкурентоспособные фильмы, их надо просто искать, давать им возможность снимать. Есть прекрасно зарекомендовавшая себя система грантов, когда люди подают свои заявки, когда есть из чего выбирать. Пусть сто человек снимут сто короткометражек, зато из них мы сможем выбрать две -три хороших. В этой области обязательно должна быть конкуренция, обязательно.

Галереи

В Уфе художественных галерей раз, два и обчелся. Все они на слуху, да и мы в каждом номере журнала пишем если не об одной, так о другой. Но в общем их что-то пять или шесть - "Мирас", "Урал", "Академия", "Аймак", "Сангат". Все-таки пять. Много это или мало? Вот в Нижнем Новгороде галерей всего шесть, а вроде бы столица округа. В Москве галерей больше ста, a сколько их в Финляндии, узнать так и не удалось - видимо, скрываются от широкой общественности.
Сколько тратят москвичи и финны на картины в год, тоже неизвестно, не существует таких сведений и для Уфы. Эти сведения хранятся пуще зеницы ока, потому что практически все галереи являются коммерческими организациями. Уж насколько художники хорошо относятся к журналистам, они тоже не говорят о том, сколько они зарабатывают.
Можно ли из этого сделать какие-то выводы? Можно. Поскольку галереи все-таки живут и не закрываются, значит, на жизнь им хватает. Поскольку и художники не бросают это дело и не уходят в дворники, значит, тоже худо-бедно перебиваются с хлеба на квас. Беспокоит другое - в мире постепенно появляется спрос на наших художников. Как известно, вот уже несколько лет наш замечательный художник Расих Ахметвалиев живет во Франции. При этом в Уфе есть художники, которые работают только на Москву, они уже не выставляются в Уфе. Если дело пойдет таким образом, мы рискуем остаться без художников.
Отчего же коммерчески ориентированные западные люди так охотно покупают картины, как вы думаете? Если они мать родную продадут за деньги, то, видимо, в покупке картин тоже есть какой-то резон, неведомый нам. А этот резон легко понять, если обратиться к сообщениям мировых информационных агентств. Вот одно из них: "За первое полугодие 2004 года на мировом артрынке случилось несколько сенсаций и было поставлено несколько рекордов.
Картина Пикассо "Мальчик с трубкой" была продана на Sotheby's за 104,2 млн. долларов и стала на сегодняшний день Самой Дорогой Картиной В Мире (прошлый рекорд равнялся 82,5 млн. - за столько в 1990 году на Christie's ушел "Портрет доктора Гаше" Ван Гога).
Аукцион современного искусства Christie's принес рекордные 128 млн., - сумму, которую прежде набирали лишь торги импрессионизма.
"Русские торги" поставили свой рекорд - около 11 млн. фунтов.
За этот же период наши соотечественники потратили на покупку произведений искусства в общей сложности около 180 млн. долларов (половину этой суммы составляют, конечно, пасхальные яйца Виктора Вексельберга) - такого прежде не бывало. Так что состояние артрынка - это главная тема сегодняшней художественной жизни".

Библиотеки

Рынок наступает, всем, чтобы жить, нужны деньги, это понятно. Но есть такая вещь - инвестиции в будущее. Не понимать этого - все равно что младенцу сказать: иди, зарабатывай деньги, а если не можешь - тогда сдохни. Вот почему в культуре должны быть нормативы, ниже которых ничего не должно быть, потому что это именно самовоспроизводство нашего общества. Библиотека - вот становой хребет не то что культуры, а всего общества. Только читая книги, только занимаясь в библиотеках, человек может перейти из звероподобного состояния в человеческое.
А книги нынче дороги, об этом знает каждый. Вот почему в структуре покупок книг львиную долю теперь занимают учебники. И вот почему из года в год растет число тех, кто посещает библиотеки. На сегодня оно, видимо, достигло своего потолка, потому что в библиотеки ходит около двух миллионов человек по всей республике. Почему? Потому что из раздела в раздел у нас повторяется эта цифра - два миллиона. Именно столько у нас людей активно, своей трудовой копейкой участвуют в развитии и потреблении культуры.
Доходы библиотек сравнительно невелики - всего около десяти миллионов рублей в год, то есть по пять рублей на человека. Десятую часть приносит благотворительность, сорок процентов - это уставная, то есть прямая деятельность библиотек, а все остальное- это то, что приносят в библиотеку читатели. Небольшая цифра, и это в чем-то хорошо, потому что у людей все-таки не так много денег, не стоит повышать стоимость похода в библиотеку, здесь должны быть стимулы, и это один из них.
Кроме того, как это ни странно, библиотеки все больше начинают забирать у клубов статус центров общественной жизни. Какие только кружки и объединения теперь ни встретишь в них! Назову только литературное объединение "Уф-Ли", в которое ходят постоянно тридцать человек. Раньше оно вело свою работу в Центральной городской библиотеке, теперь перебралось в библиотеку имени Валиди, но факт остается фактом - повсюду кипит жизнь, проходят вечера, встречи, концерты, выставки художников. Чаще все это проводится бесплатно, что тоже является большим подспорьем для жителей республики. Так что роль библиотек нельзя очень переоценить.

Музеи

У нас в республике 82 музея - четыре республиканских, остальные муниципальные. Посетили их за год около 250 тысяч человек. При стоимости билета в 10-20 рублей это, конечно, очень маленькая цифра. Но поскольку в прошлом году Национальный музей находился на реконструкции, то в этом году число посещений, думаю, серьезно возрастет, потому что обновленный музей - это что-то! Там можно ходить, как Том Сойер по пещере, целыми неделями.
И все же два миллиона остаются двумя миллионами - я имею в виду, что и наши музеи тоже должны стремиться к тому, именно столько жителей республики побывали в наших музеях.
Разумеется, культура не ограничивается только театрами, музеями и так далее. Так чем же обусловлен подобный выбор, почему мы рассказываем только о них? Потому что только они, да еще клубы и дворцы культуры, которые выпали из нашего поля зрения по причине отсутствия информации по ним, так вот только они пропагандируют нашу культуру. Что толку писать, например, о сборищах сайентологов или ночных клубах или о кинотеатрах, где герои только стреляют направо и налево? Всю ночь работает в них машина оболванивания, утром готово - еще один зомбированный товарищ приступил к работе на разрушение России. Примитивно? Глупо? Согласен! Но вот только вопрос - а откуда берутся террористы, если мальчики и девочки, которые ходят в музыкальные школы, ими не становятся?
В общем, прекратим этот спор и подведем некоторые итоги. Получается, что каждый житель республики тратит на культуру не более ста рублей в год! Это очень и очень мало!
Видимо, должна существовать особая программа привлечения людей в музеи, как и в кино, театры и так далее. Есть смысл собраться депутатам Курултая, представителям культуры и журналистам, чтобы выработать общий план координации действий. Видимо, есть смысл объявить какой-нибудь ближайший год Годом культуры. В любом случае, надо говорить об этом, иначе наши дети при любом удобном случае станут хвататься за пистолет - ибо этому их учат в кино. Они уже почти стали представителями новой ларечной культуры, когда сникерс из ближайшего ларька им становится дороже всего на свете. Так можем ли мы дать ответ террористам, можем ли защитить свою культуру? Вопрос пока остается открытым.

Подготовлено при участии Министерства культуры и национальной политики РБ и ГТПУ "Башкиновидеопрокат".

Журнал "Уфа" // Владимир Евдокимов.








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Городская среда Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг