ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Налоги на каникулах
Индивидуальные предприниматели Башкортостана получат «налоговые каникулы». Л...

Посади дерево!
25 апреля, в день очередного субботника, прошла акция «Посади сад деревьев во им...

Меценатам сказали «спасибо»
В городской администрации состоялось награждение меценатов года. Памятные зна...

Самая привлекательная
Уфа стала первой в рейтинге Агентства стратегических инициатив в городских пр...

Полонез от «Уфанет»

23 мая администрация Уфы и компания «Уфанет» приглашают всех выпускник...

С экологией порядок
Уфа, Саранск, Вологда и Москва заняли первые четыре места в рейтинге экологично...

…и 374 уфимца

Судьбу почти 4000 солдат и офицеров, уроженцев нашей республики, погибши...

100 миллионов - на детсады и школы
На капитальный ремонт уфимских детских садов и школ в 2015 году выделено 100 милли...

Черниковские близнецы
В нынешнем сезоне запланирован капитальный ремонт восьмиэтажек на Первомайск...

Фонтаны объявили лето

С первых майских дней десять фонтанов столицы заработали в летнем режи...

По зову души
Творческий коллектив Городского Дворца культуры сделал уфимцам замечательный...

«Симфонические откровения»
В Концертном зале «Башкортостан» Национальный симфонический оркестр РБ предс...

Кино – наше, приемы - гайдаевские



     №05 (162)
     май 2015 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЭТНОПОИСК"

Играем в куклы


Когда в студии художественного текстиля «Кускар», к которой и я имею честь примыкать, занялись изготовлением славянских обережных и игровых кукол, возник естественный вопрос: существовало ли нечто подобное у башкирского народа или исламские традиции с запретом на изображение живых существ полностью вывели рукодельных кукол из обихода. Обратились к специалистам-этнографам.

Ирушек, конечно, хватало. В книге известного ученого Сергея Руденко «Башкиры» описывается детская игра в кости «ашик» с бараньими лодыжками - астрагалами, где существовали развет-
вленные правила в зависимости от того, как ляжет кость: прямо, на спину, на правый или левый бок. Из игрушек Руденко рассказывает о войлочном мяче, который закатывали в лунки, гоняли клюкой или деревянной булавой, и мяче тряпичном (им сбивали яйца, стоящие рядком), об луке со стрелами, развивающем глазомер и твердость руки, необходимые в давние времена каждому охотнику. О куклах ни слова.
Кстати, о технике изготовления мячика из коровьей шерсти хорошо написано в книжке Галины Дайн. «Такие мячи делали повсеместно весной во время линьки скота. Шерсть собирали с коровы влажной рукой, смоченной слюной, скатывая в маленький шарик. Затем его катали прямо по коровьим бокам, увеличивая до нужного объема». Войлочный мячик она привезла из Бурзянского района.
В книге Гулькай Шагаповой «Башкирские народные игры» подробно описаны увлечения башкирских ребят, начиная с младенческих, которыми взрослые забавляли малышей, попутно обучая их счету, степеням родства, названиям предметов. 
«Бульк-бульк, каша булькает, ворона кашу варит. Большой палец говорит: «Давай кашу сварим!». Указательный говорит: «Где дрова возьмем?». Средний говорит: «У соседей спросим». Безымянный говорит: «Как отдавать будем?». Мизинчик говорит: «Покушаем и убежим». Пальчики перебирали, называя один за другим, водили кругами по внутренней стороне ладошки, имитируя варку каши, сжимали в кулачок, как бы пряча «беглецов».  
Или игра в «злую ведьму», где участвуют сама ведьма, мать и птенцы. Мать очерчивает круг - «дом» и уходит на поиски коровы. Ведьма подкрадывается, поочередно выманивает птенцов и утаскивает к себе. Бедная мать ищет их, а ведьма всячески ей мешает, то отговариваясь незнанием, то посылая в разные стороны. Наконец птенцы в жилище ведьмы поднимают шум, ведьма убегает, а ее догоняют, щиплют и щекочут. В другом варианте «сжигают» в печке. 
Здесь угадываются магия солнечного круга, вера в очистительную силу огня, фрагменты древних заклинаний. «Чтобы ведьма не пришла, ставлю железный капкан. В сильный ветер пусть проскочит мимо. В ясном небе пусть ее сокол собьет. Пусть земля проглотит». Многочисленные повторы, обращение к силам природы, животным-помощникам, защитным предметам из железа - все это рудименты тысячелетних воззрений народа, застывшие, как в капле янтаря, в детских играх и развлечениях. 
Но вернемся к нашим куклам. О них в книге Шагаповой упоминается вскользь, зато детально описываются домики, которые строили девочки в разных краях башкирской земли. Это были подобия юрт (каркас из прутиков и кусок ткани сверху), шалашики или «настоящие» избушки из щепочек, сложенных срубом и скрепленных глиной. Теплее-теплее… Где домики, там и куклы.
О них по детским своим воспоминаниям поведала Фирдаус Хисаметдинова, доктор филологических наук, директор Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН, родившаяся и выросшая в маленькой деревне Рахметово Абзелиловского района, в самом центре Башкирского Зауралья.
- Покупных кукол у нас не водилось, - рассказывает она, - в лучшем случае лупоглазые, краснощекие кукольные головки, которые девчонкам привозили родители из Верхнеуральска. Нам они казались прекрасными. В нашей семье детей было много, и лишние траты не поощрялись. Но у меня и моей подружки Фании мамы шили на соседей. Лоскутков - море. Вот наберем тряпочек полный узелок и то у меня играем, то у нее. Кукол скручивали на палочке. Из комка ниток или ваты сворачивали голову, обматывали ее тряпочкой, одевали в платье с оборками «кыршау» и камзол, повязывали платок за два смежных конца так, чтобы полотнище свободно свисало на спину. Кукол-мужчин чаще скручивали из полосок кошмы, надевали красивый халат «зилян», опоясывали нарядным «кямаром», расшитым блестками. Иногда нам помогали мамы или бабушки, показывали, как шить одежку, как вышить нитками глаза и рот.
Играли больше в «свадьбу». Мы с Фанией готовили в качестве кукольного приданого лоскутные одеяла величиной с носовой платок и складывали их стопкой на коробочке-сундуке. Приезжали сваты, садились пить чай, с шутками-прибаутками получали согласие невесты и ее родителей. Потом, бывало, невесту прятали и даже «умыкали». Посудой служили черепки, которые мы находили на горке, где лет двести-триста назад стояла наша деревня. Набирали там же красных бусин для кукольных монист. 
Детство Альфии Гайнуллиной прошло в деревне Абишево Хайбуллинского района. Сегодня она известный фольклорист и не только в Сибае, где в филиале БашГУ руководит этнографической группой «Аркаим», но и в республике. Куклы вошли в ее жизнь благодаря бабушке Бибиасме. 
- Наши рукодельные творения назывались киленсэк, - говорит Альфия Султановна, - причем не имело значения кого они представляли: отца, мать, невестку или детей. 
Технология изготовления куколок была проста: основа туловища - толстый прутик метлы размером 10-15 сантиметров, поперек которого накладывалась палочка. Получившийся крест для закрепления обматывали нитками или лыком. Одевали новоявленные творения в длинные юбки или платья, подвязывая  под руками-палочками нитками мулине. Одежды для своих киленсэк девочки  делали из кусочков ткани, добывая эти лоскутки у местных портних. В колыбельках, под которые приспособлялись  желудевые скорлупки, спали малютки, сделанные из обыкновенных спичек по тому же принципу. 
- Кукольная жизнь протекала на подоконнике, - продолжает Альфия. –Подружка со своим сундучком занимала одну половину, я – другую. Наши любимицы ходили друг к другу в гости, пили чай. Шкатулки превращались в сундуки, где хранилось приданое. В 60-е годы самой модной тканью было ажурное полотно. Платье из него, как правило, доставалось самой главной кукле – хан бике. Большой популярностью пользовалась и верхняя часть капроновых чулок. Волосы изготавливали из шерстяных ниток. 
Когда у бабушки выдавалось свободное время, она присоединялась к общей игре. Дружная семья киленсэк плясала под ее частушки, которые она пела полушепотом, словно боясь спугнуть волшебный мир невестушек. Вот это негромкое пение осталось в памяти Альфии навсегда. 

…Стало быть, кукол умели и любили мастерить в башкирских семьях, и традиция эта не прерывалась. Действительно, в книге Флюры Абсаликовой «Игры и развлечения башкир» несколько страниц отведено описанию посуды, различных аксессуаров. Кукол делали из тряпок на основе какого-нибудь сучка, из соломенных жгутов. Наряжали куклами мелкие бараньи косточки - «альчики». В ход шли подручные средства, например, колодки для плетения лаптей. Завернешь такую чурочку в одеяльце, перевяжешь лентой. Под колыбель использовали лапоток, большой лапоть превращался в повозку. Сани плели из бересты, делали из гусиного позвоночника или нижней челюсти кролика. Посуду могли лепить из глины или брать под это дело ракушки (вспомним «Урал-батыра»).
Куклу также собирали из отдельно сшитых частей, набитых мхом: голова, туловище, руки, ноги. Потом ее одевали и обували. Лицо рисовали угольком, а нередко вообще оставляли куклу «безликой». В народном сознании крепко держалось убеждение, что кукла с нарисованным лицом обретает «живую» душу, не всегда добрую. 
Кукла в представлении башкир - не просто игрушка, но сакральный предмет, обладающий магической силой. Ее применяли при лечении болезней. На ночь занедуживший человек клал ее за пазуху. Она впитывала отрицательную энергию, и неудивительно, что от нее старались поскорее избавиться. Ее оставляли на перекрестке или отправляли вниз по реке в берестяной лодочке, а в ледоход ставили на льдину, чтобы вода унесла хворь без следа. При этом сопровождали семь вещей: металл (монетка), зола - символ огня, перо птицы и так далее.
Положительным началом обладала кукла, которая исцеляла от бесплодия. Знахарка укладывала ее под пупок бездетной женщины, читала заговор девять раз кряду, по разу на каждый месяц беременности, массировала живот яйцом. Вот часть заговора: «Солнце дает жизненную силу! Луна дает жизненную силу! Лес дает жизненную силу! Птицы дают жизненную силу! Пупок дает душу!». Магическая кукла в этом обряде сродни крутобедрой и грудастой «первобытной Венере», а яйцо - это Солнце и Луна, что держат нити человеческих судеб.
Невиданные просторы башкирской народной куклы распахиваются перед нашим «Кускаром». Есть что обдумать и над чем потрудиться. Первой ласточкой стала коллективная работа под знаком «золотого курая», где среди ромашковых полян, ложбинок и пригорков, на фоне плавных очертаний древних Уральских гор пасутся лошади, белеют юрты, стекают со склонов быстрые ручейки. Отец в лисьей шапке и мать в платье с нагрудником держат за руки девчоночку. Пасечник под липами колдует над ульями. Юный жених наигрывает на дудочке, и слушает этот напев его невеста, грезя о счастье и любви.


Анна МАСЛОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости