ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Старт дан
На  XIX Петербургском экономическом форуме главы трех регионов (Башкортостан...

Безопасность проверена
В преддверии проведения международных саммитов ШОС и БРИКС в Уфе  усилены ме...

Душа и лицо города
Так  в МУП «Горзеленхоз» называют  цветы. Их начинают высаживать на едва п...

Ночь. Улица. Фонарь.
Вечернюю Уфу невозможно представить  без уютного и яркого освещения. А светоди...

Сезон в разгаре
Ремонты домов, фасадов, кровель, восстановление памятников архитектуры - все надо ...

Мишки на «Ufa-city»
На фасаде автосервиса  по улице Менделеева, 162 а, рядом с гостиницей «Ufa-city», &nb...

Инновации «Уфаводоканала»
Начата масштабная реконструкция  водопроводно-канализационного хозяйства ...

Эколидеры
Среди 87 городов России Уфа уверенно держит лидерство по работе над улучшением ...

Диплом от БРИКС
БашГУ вошел в состав участников сетевого университета БРИКС. 
Подготов...

Лекарства на экспорт
На  предприятии «Фармстандарт-Уфавита»  совместно с компанией «Johnson and Johnso...

Тысяча рук за дружбу
Процесс южноафриканского вызывания дождя, элементы бразильского карнавала, фр...

Фитнес на Зорге
Одному из крупнейших спортивных оздоровительных комплексов -  «Zorge fitness» - ис...

Салям, друзья!

-К нам из Китая приехали восемь девочек из малообеспеченных семей, - гов...

Шульган-Таш еще удивит
В Бурзянском районе прошел международный  симпозиум «Древние святилища: арх...

Не только Нестеров и Бурлюк



     №07 (164)
     июль 2015 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "НАРОДНАЯ СТРАТЕГИЯ"

«Что есть город, как не люди?»


Фраза английского классика Уильяма Шекспира в глазах современных урбанистов приобретает новое прочтение. Конечно, при разработке стратегий территорий и их брендинга без экспертного мнения специалистов не обойтись. Но мировой опыт показывает: долгосрочное планирование возможно только в кооперации с горожанами через открытое обсуждение всех аспектов городской жизни. Разработчики уфимского генплана этот пункт предусмотрели, собрав в павильоне «ВДНХ-ЭКСПО» людей, неравнодушных к будущему родного города.

На уфимских берегах
- Мы четко определили – создавать стратегию развития необходимо только в контакте с гражданским обществом, - заявил глава администрации Уфы Ирек Ялалов, открывая дискуссию. – Прежние генеральные планы были либо воплощены частично, либо не реализованы вовсе ввиду отсутствия такого взаимодействия. К тому же в них оказались упущены важные для горожан вещи и не учтены в полной мере особенности городского ландшафта, рельефа территории. А ведь Уфа удивительна именно этим. Так, одна из особенностей города и его преимуществ – 180 километров береговой линии.
По мнению исполнительного директора Фонда развития городских проектов Виталия Пилипчука, проблема Генерального плана Уфы, принятого в 2006 году, заключается в его административном характере.
- Он состоял из перечня тактических шагов, не охватывая более глобальные аспекты, - отмечает он. – Например, после того, как появилось понимание, что в городе не хватает торговых площадей, всего за несколько лет их построили так много, что впоследствии отрасль понесла довольно серьезные потери. Сегодня уровень компетенции для создания генплана, отвечающего необходимым условиям, - от создания благоприятных условий для жизни до эффективной экономики, у нас значительно повысился.
Предварительная версия новой Стратегии экономического развития до 2030 года уже появилась, но нуждается в дальнейших обсуждениях и доработке. Однако несколько ее векторов уже определены – формирование уфимской агломерации и поступательный переход к постиндустриальной экономике. Участники же «Народной стратегии» сразу перешли от общего к частному. Они обсудили, как наладить взаимодействие власти с бизнесом, как развивать здравоохранение, образование и транспортную систему, какие шаги предпринять для улучшения экологии. Всего модераторы определили 13 ключевых тем, после чего горожане вместе с руководителями управлений и подразделений уфимской администрации приступили к обсуждению. Среди участников – представители самых разных профессий – дизайнеры, архитекторы, маркетологи. Примечательно, что многим из активистов нет и тридцати.
Одно из заметных общественных движений на карте города представляют велосипедисты.
- Когда в 2012 году была озвучена инициатива создания велодорожек, многие восприняли ее без особого энтузиазма, - вспоминает председатель Союза велосипедистов РБ Раиль Габдуллин. - Они считали: зачем занимать место пешеходов, если двухколесный транспорт не пользуется широким успехом. Спустя три года это мнение совершенно утратило смысл: поклонников у этого средства передвижения появилось огромное количество.  Тем не менее загруженность дорог автомобилями, пробки и прочие атрибуты современной городской жизни никто не отменял. Изменить ситуацию можно только волевым решением сторон, а также созданием максимально комфортной инфраструктуры. У Уфы в этом плане большие возможности. Скажем, у нас, в отличие от большинства европейских мегаполисов с их средневековыми улочками, широкие тротуары, надо только грамотно имеющиеся пространства использовать.
Недавно в Санкт-Петербурге запущен проект «FreeBike». Суть его проста: люди приносят активистам старые ненужные велосипеды, их ремонтируют, перекрашивают в белый цвет и выставляют по всему городу. Бесплатным транспортом может воспользоваться любой желающий. Доехав до нужного места, он может оставить велосипед для другого. По мнению Раиля Габдуллина, подобный проект вполне можно воплотить в Уфе. И здесь  сознательность и инициативность горожан очень важна. Велосипеды могут испортить, украсть. Но если наберется критическая масса людей, понимающих, что их воровать нельзя, что они приносят пользу всем, тогда идею можно будет считать успешной.
Еще одна альтернатива автомобилям – общественный транспорт. «Народные» стратеги внесли предложения, как увеличить пропускную способность на дорогах и снизить их загруженность. В частности, инициативные горожане ратовали за возвращение «на рельсы» идеи скоростного трамвая. 
- Мы уже приступили к созданию комплексной программы поэтапного развития транспортной системы Уфы, - поясняет начальник отдела транспорта Управления по обеспечению жизнедеятельности администрации города Сергей Храмов. -  Разработкой занимается ООО «ТСК «Глобал». В ней предусмотрено развитие сетевых решений, локальных мероприятий, определения их эффективности и последовательности внедрения. И концепцию стратегии, и программу планируем представить в начале осени.
Фольклор улиц
Какую бы тему для обсуждения ни выбрали участники, в одном тезисе они совершенно единодушны - развитие всех сфер, будь то экономика, культура или промышленность, зиждется на человеческом потенциале.
- Для нас стратегия – не просто документ, определяющий ориентиры, но и способ перехода к новым механизмам управления, - отмечает главный архитектор города Ильдар Ибрагимов. - Она должна воплотить в реальность идею, которую неоднократно декламировали и наши политики, и деятели культуры, и простые горожане: «Уфа – город, удобный для жизни». При правильном подходе к пространственному развитию столица может получить дополнительные рабочие места и объекты инфраструктуры. 
Пока Уфа находится в поиске своей идентичности, у жителей есть возможность предложить, в каком направлении ей развиваться. По мнению некоторых, она может стать городом уличной культуры.
- В этом году мы в пятый раз организовываем фестиваль стрит-арта, - рассказывает художник Олег Кайбышев, автор масштабных граффити Гагарина и Жукова в Сипайлово. – Стараемся дать участникам максимальную свободу, но в рамках единой концепции. В прошлый раз мы предложили им тему окон. Получились очень интересные по замыслу работы. А главное – преобразилась городская среда. Участники рисовали картины в «проблемных» местах – гаражах, неухоженных строениях. Спустя год ни одна из картин не была испорчена и продолжает радовать людей. Уличное искусство – это не только граффити, но и скульптура, театр, музыка, танцы. Можно совмещать направления, создавать совместные проекты художников, музыкантов, театралов, вовлекать в этот интерактивный процесс бесчисленное количество людей. При этом мы должны помочь найти городу свою индивидуальность, черпать вдохновение не из культур других стран и народов, а изнутри. Наш фольклор не менее самобытен и уникален, нужно только облечь его в привлекательную форму.
- Хотя гражданская инициатива и постепенно набирает обороты, этого пока недостаточно, - считает председатель Молодежной общественной палаты при Горсовете Алексей Прокофьев. 
- Развитие города зависит, прежде всего, от самих жителей, - говорит он. – Недавно в Нагаево учредили первый в Уфе ТОС – орган территориального общественного самоуправления. Жильцы сами скоординировали свои усилия и решили развивать территорию, не дожидаясь помощи со стороны. Важно, чтобы люди понимали, что они сами ответственны за место, где живут. Без активного участия всех сторон сделать нашу столицу лучше невозможно.
Члены Молодежной палаты предлагают внести в стратегию план по консолидации общественных организаций и их более активного участия в проектах и программах города, а также дальнейшего развития волонтерского движения. В связи с крупными мероприятиями, прошедшими и предстоящими, институт добровольцев становится все более многочисленным. 
У нового поколения архитекторов тоже есть предложения по совершенствованию городской среды.
- Мне кажется, большое количество «хрущевок», построенных в 1960-1980-е годы, наш город не красят, - считает второкурсник архитектурно-строительного факультета Тимур Кугубаев. – Это проблема не только Уфы, а всего постсоветского пространства. Важно сохранить то, что нас отличает, например, дореволюционные постройки с их интереснейшими деталями и увлекательной историей. В то же время есть масса способов удачно совместить старое и современное, привнести в городскую архитектуру что-то оригинальное. Думаю, Уфа движется в правильном направлении. Кто еще лет пять назад мог подумать, что получить информацию о здании можно будет, всего лишь поднеся смартфон к штрихкоду на стене? Или что бесплатный wi-fi будет доступен не только дома или в кафе, но и в любом парке или сквере? И это лишь пара из многочисленных примеров, свидетельствующих, как стремительно меняется наш город.
«Три шурупа» 
по-башкирски
Основная задача городского брендинга - показать, что выделяет конкретную территорию среди других. По мнению большинства уфимцев, наиболее удачный логотип для столицы Башкортостана – «ОФО», в народе – «три шурупа». Помимо сходства с крепежными изделиями, в башкирском написании он представляет собой анаграмму, отмечает руководитель Управления электротранспорта города Аскар Фазлыев. Он предложил разместить арт-объект на скале при въезде в Уфу.
- Редкое везение, когда название выглядит, как готовый логотип, - рассуждает арт-директор студии Артемия Лебедева Эркен Кагаров. – Не всякий город может этим похвастаться. С другой стороны, что «три шурупа» скажут про Уфу, например, москвичу или британцу? Наверное, ничего. Что мы поймем про столицу Башкортостана? В чем ее привлекательность? Едва ли англоязычный мир прочтет, что написано именно «Уфа». Возможно, существующий логотип стоит включить в новые коммуникации. 
И все же логотип – лишь верхушка айсберга. Никакой бренд не спасет неуспешный и малопривлекательный населенный пункт. Чтобы он «заработал», чтобы и туристы, и инвесторы взглянули на город с лучшей стороны, сами жители должны искренне его любить и быть уверенными в его неповторимости.
- Конечно, новшества необходимы, но у Уфы есть два преимущества, которые необходимо пронести и в 2030-й, и во все последующие годы: наш город – самый молодой и зеленый, - отмечает Алексей Прокофьев. – Думаю, эти качества могут стать отправными точками в поиске его идентичности.
Создание благоприятной среды немедленно отражается на имидже города, уверен и заведующий кафедрой экологии и природопользования БГПУ Андрей Кулагин. 
- При грамотной расстановке приоритетов открываются большие возможности, - считает он. – Правда, с точки зрения экологии, 15 лет – даже не среднесрочное, а краткосрочное видение. Для леса это очень небольшой срок, а долгосрочный план может насчитывать столетия. При разработке стратегии важно, чтобы специалисты выдвинули конкретные целевые индикаторы по исполнению экологической программы.
Впрочем, попытки создать бренд Уфы уже предпринимались, причем именно наш город стал одним из первых в стране, где этот вопрос поднимался, отмечает арт-директор студии «Paradox Box» Ильшат Байбурин. Учитывая тему прошедшего обсуждения, тогда они не увенчались успехом. Так что самое время переходить от слов к делу.


Динара САЙФУЛЛИНА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости