ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Старт дан
На  XIX Петербургском экономическом форуме главы трех регионов (Башкортостан...

Безопасность проверена
В преддверии проведения международных саммитов ШОС и БРИКС в Уфе  усилены ме...

Душа и лицо города
Так  в МУП «Горзеленхоз» называют  цветы. Их начинают высаживать на едва п...

Ночь. Улица. Фонарь.
Вечернюю Уфу невозможно представить  без уютного и яркого освещения. А светоди...

Сезон в разгаре
Ремонты домов, фасадов, кровель, восстановление памятников архитектуры - все надо ...

Мишки на «Ufa-city»
На фасаде автосервиса  по улице Менделеева, 162 а, рядом с гостиницей «Ufa-city», &nb...

Инновации «Уфаводоканала»
Начата масштабная реконструкция  водопроводно-канализационного хозяйства ...

Эколидеры
Среди 87 городов России Уфа уверенно держит лидерство по работе над улучшением ...

Диплом от БРИКС
БашГУ вошел в состав участников сетевого университета БРИКС. 
Подготов...

Лекарства на экспорт
На  предприятии «Фармстандарт-Уфавита»  совместно с компанией «Johnson and Johnso...

Тысяча рук за дружбу
Процесс южноафриканского вызывания дождя, элементы бразильского карнавала, фр...

Фитнес на Зорге
Одному из крупнейших спортивных оздоровительных комплексов -  «Zorge fitness» - ис...

Салям, друзья!

-К нам из Китая приехали восемь девочек из малообеспеченных семей, - гов...

Шульган-Таш еще удивит
В Бурзянском районе прошел международный  симпозиум «Древние святилища: арх...

Не только Нестеров и Бурлюк



     №07 (164)
     июль 2015 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "БРЕНД УФЫ"

Флагманский курс


ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» можно смело назвать флагманом машиностроения Уфы и в целом Башкортостана. На сегодняшний день оно является крупнейшим в России и одним из крупнейших в мире центров по производству двигателей для боевой авиации. Среди предприятий «Объединенной двигателестроительной корпорации» УМПО имеет самую мощную производственную базу, наибольший объем производства, самые высокие по корпорации выработку на работника и концентрацию интеллектуальной собственности.  Коллектив уфимского предприятия работает над целым рядом перспективных проектов, в том числе в сфере вертолетного двигателестроения и силовых установок гражданских авиалайнеров. Все это позволит увеличить объемы выпуска продукции, расширить производственный и научный потенциал.


Производство авиационных моторов началось в Уфе в 1940 году, когда Уфимский моторный завод, изначально строившийся для выпуска двигателей комбайнов, был передан в Наркомат авиационной промышленности и освоил новейшие на тот момент авиационные моторы М-105. Вскоре после начала Великой Отечественной войны в Уфу были эвакуированы моторостроительные заводы из Ленинграда, Подмосковья, и главное, один из крупнейших в стране Рыбинский завод. Новые мощности позволили резко нарастить производственный потенциал: за годы войны в Уфе было выпущено свыше 51 тысячи авиационных моторов, поднимавших в небо не менее трети всех воевавших на фронтах  советских боевых самолетов. 
Окончание войны совпало с переломом в авиационном двигателестроении - началась эра реактивной техники, в которую уфимский завод шагнул одним из первых в отрасли. Первенцем реактивного поколения стал мотор РД-10А, применявшийся на истребителях Як и Ла. Затем были освоены турбореактивные двигатели с центробежным компрессором – РД-45Ф и его модификации – ВК-1, которые  устанавливались в том числе на знаменитые истребители МиГ-15. Первый советский серийный сверхзвуковой истребитель МиГ-19 также был оснащен выпускаемым в столице Башкирии турбореактивным двигателем РД-9Б.   
Начиная с 1962 года, уфимский завод производил двигатели для одного из самых массовых реактивных истребителей мира – МиГ-21. Путь в небо истребителей третьего поколения МиГ-23/МиГ-27, перехватчика Су-22 и бомбардировщика Су-24 также связан с моторостроителями из Уфы. В 1981 году УМПО освоило выпуск двигателя АЛ-31Ф для многоцелевого истребителя четвертого поколения Су-27, ставшего одним из самых удачных и востребованных на мировом рынке боевых самолетов последних десятилетий.  
В новое время 
Распад СССР и кризис 1990-х годов стал серьезным испытанием для оборонно-промышленного комплекса страны, практически лишившегося заказов со стороны государства. В отличие от многих предприятий авиапрома, УМПО смогло не только остаться на плаву, но и осваивать выпуск новых изделий. Выжить в тяжелые годы помогли экспортные контракты – продукция уфимских моторостроителей пользовалась хорошим спросом за рубежом, прежде всего в Индии и Китае. 
Но главным приоритетом оставалось освоение новый моделей силовых установок для боевой авиации. В 1998 году в Уфе начался выпуск двигателя АЛ-31ФП истребителя Су-30. Его главной особенностью стало поворотное реактивное сопло, благодаря которому истребитель получает очень важное в воздушном бою качество сверхманевренности.  
В 2001 году ОАО «УМПО» было назначено головным исполнителем по техническому содействию в освоении лицензионного производства двигателей АЛ-31ФП для самолетов Су-30МКИ на территории Индии. Завод в индийском Корапуте стал одним из немногих  примеров успешного продвижения за рубеж российского высокотехнологичного производства. 
Наряду с собственно авиационной техникой, в рамках политики диверсификации получил развитие выпуск агрегатов для газотурбинной энергетики. В 2002 году началась эксплуатация газоперекачивающего агрегата ГПА-16Р с двигателем АЛ-31СТ, разработанного на базе авиационного АЛ-31Ф. 
Работа на перспективу 
В последние годы УМПО ведет активную модернизацию конструкторско-производственной базы, на что только в прошлом году было выделено 5 миллиардов рублей, и осваивает новые виды продукции. Продолжаются работы по организации центров технологической компетенции по алюминиевому и титановому литью, а также «лопатки газотурбинных двигателей». С 2007 года предприятие приступило к работе над двигателем с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф-1С, для многоцелевого истребителя Су-35 поколения 4++. Сейчас этот самолет, считающийся наиболее современным в российских ВВС, уже находится в серийном производстве и поступает в войска. Но наиболее значимым проектом с точки зрения повышения оборонного потенциала страны стала работа над перспективным двигателем истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), головным разработчиком которого определено УМПО.  
Кроме своей основной «боевой» специализации, уфимское предприятие участвует в кооперации по проекту создания двигателя ПД-14 для перспективного гражданского самолета МС-21, а также занимается производством компонентов для вертолетных двигателей типа ВК-2500. Более подробно об этих и ряде других проектов будет рассказано ниже.

Основу боевой мощи ВВС ведущих мировых стран в обозримом будущем составят истребители пятого поколения. Первым этот тип самолета появился на вооружении США, второй страной мира, начавшей разработку собственного истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), стала Россия. Наряду с характеристиками малозаметности и новейшей бортовой электроникой, 5-е поколение отличает новый тип двигателей, обеспечивающий длительный полет на сверхзвуковой скорости без применения форсажа и создающий минимум демаскирующих излучений. На летные прототипы Т-50 устанавливаются двигатели первого этапа. В будущем их сменит двигатель второго этапа или перспективный двигатель для ПАК ФА, разработка которого в 2011 году началась силами филиала УМПО – ОКБ им. А. Люльки. 
- Двигатель второго этапа для Т-50 существенно улучшит боевые и летные характеристики самолета, - говорит ведущий конструктор ПД для ПАК ФА Сергей Куница. -  В его конструкции заложены технологии и решения, не только повышающие тягу, экономичность и ресурс, но и обеспечивающие снижение инфракрасной и радиолокационной заметности, что крайне важно в современном воздушном бою. Для достижения заданных характеристик при производстве перспективного двигателя Т-50 будет применен ряд технологических новшеств, внедряемых на УМПО. 
Сейчас уфимские моторостроители занимаются изготовлением деталей и сборочных единиц экспериментальных газогенераторов и демонстратора двигателя второго этапа для Т-50 (ПАК ФА). В дальнейшем должны начаться испытания демонстратора и состоится предъявление его межведомственной комиссии. 

Двигатель АЛ-41Ф-1С для истребителя поколения 4++  Су-35С - наиболее высокотехнологичный продукт производственной линейки УМПО. По сравнению с базовым АЛ-31ФП, его тяга увеличилась с 12,5 до 14,5 тонны или на 16%. Этого удалось достичь за счет применения нового компрессора с увеличенным расходом воздуха, турбины с улучшенной системой охлаждения лопаток и повышенной надежностью, а также новой системы управления двигателем с бортовым комплексным регулятором, интегрированной в систему управления самолетом. 
Геометрические размеры новой силовой установки соответствуют габаритам предшественников АЛ-31Ф и ФП, что дает возможность при незначительной доработке мотогондолы и оборудования использовать его для модернизации ранее выпущенных Су-27 и Су-30.   
- Изначально АЛ-41Ф-1С  планировалось устанавливать только на экспортный истребитель Су-35, - говорит заместитель главного конструктора ОКБ им. А. Люльки Андрей Котельников. – Но он вызвал интерес у Минобороны и в 2010 году был в значительной степени переориентирован на доработанный ОКБ Сухого авиационный комплекс Су-35С для российских ВВС. Доверие государства к разработчикам и изготовителям нового самолета было столь велико, что еще до завершения опытно-конструкторских работ был подписан контракт и начаты его поставки в Военно-воздушные силы РФ. 

Во времена советской плановой экономики выпуск силовых установок  для вертолетов семейства «Ми» и «Ка» был налажен в расположенном на Украине Запорожском моторостроительном заводе (ныне «Мотор Сич»), который обеспечивал большую часть потребности России в вертолетных двигателях. Однако трения в российско-украинских взаимоотношениях поставили это сотрудничество под вопрос, кроме того, закупая столь высокотехнологичную продукцию в другом государстве, наша страна лишается многомиллиардных доходов и нескольких тысяч квалифицированных рабочих мест.
Для решения этой проблемы была разработана программа «Вертолетные двигатели», в рамках которой в России разворачивается производство двигателя ТВ3-117 и его улучшенной модификации 
ВК-2500, устанавливаемых на гражданские и военные вертолеты, летающие более чем в восьмидесяти странах мира. УМПО было включено в программу в апреле 2009-го - за предприятием закреплено освоение и серийное изготовление ремонтно-группового комплекта для двигателей ТВ3-117 и ВК-2500, а также участие в серийном производстве ВК-2500 в  кооперации с петербургским ОАО «Климов» и Московским машиностроительным предприятием имени Чернышева.
В настоящее время на УМПО создан первый производственно-технологический центр по изготовлению деталей и сборочных единиц и сборке турбин вертолетных двигателей типа ВК-2500. В дополнение к первому на УМПО планируется организовать еще три производственно-технологических центра, где будут выпускаться различные детали и узлы вертолетных моторов.     
УМПО уже выполнило договор на изготовление 10 комплектов деталей и сборочных единиц (ДСЕ) двигателей ВК-2500. Также начаты работы в рамках договора на изготовление еще 50 комплектов ДСЕ этой силовой установки.  
Следует отметить, что участие УМПО в производстве вертолетных двигателей является  крупнейшим из реализуемых в Уфе инвестпроектов в сфере машиностроения и позволит предприятию существенно нарастить свой производственный потенциал.

Если боевые самолеты России пользуются устойчивым спросом за рубежом, то гражданский авиапром, к сожалению, не может похвастаться такими успехами. Одной из главных причин сложившейся ситуации стали относительно невысокие экономические показатели двигателей отечественных авиалайнеров, не способных на равных конкурировать с продукцией ведущих мировых фирм. Для решения этой проблемы в России запущен проект, предполагающий создание семейства авиационных двигателей тягой от 9 до 18 тонн и промышленных газотурбинных установок мощность 6-30 мегаватт на базе унифицированного газогенератора.   
- Основная бизнес-идея проекта – разработка высокосовершенного российского газогенератора с параметрами, позволяющими создать на его базе целое семейство двигателей различных мощностей, которые могут не только устанавливаться на несколько типов самолетов, но и использоваться в наземных газоперекачивающих агрегатах и электростанциях, - говорит начальник центра мониторинга ключевых технологий УМПО Сергей Стрелков. – Газогенератор – самый сложный элемент двигателя, определяющий его конкурентоспособность и стоимость производства. Унификация данного узла обеспечит массовое изготовление газогенераторов для двигателей разного назначения и значительно сократит стоимость каждой из будущих модификаций.  
В настоящее время в рамках вышеназванного проекта идет разработка двигателя ПД-14 тягой 14 тонн для перспективного среднемагистрального самолета МС-21. В разных модификациях лайнер должен составить достойную конкуренцию «Боингам» и «Эйрбасам» как на российском, так и на зарубежном рынке. Залогом успеха станет расход топлива, который на крейсерском режиме полета будет на 10-15% меньше, чем у современных авиадвигателей аналогичного класса тяги и назначения. ПД-14 может использоваться не только на самолетах семейства МС-21, но и для ремоторизации лайнеров Ту-204, Ил-96 и целого ряда других вместимостью от 110 до 350 кресел, а также транспортных самолетов грузоподъемностью 10-30 тонн.  
В разработке и производстве перспективного двигателя участвуют отраслевые институты и большинство предприятий «Объединенной двигателестроительной корпорации». При этом УМПО в серийном производстве будет выпускать порядка 35% узлов и агрегатов ПД-14 и станет центром компетенции четырех ключевых производственных технологий. По планам, в 2015 году новый двигатель пройдет испытание в летающей лаборатории, а в 2017 году начнется его серийный выпуск. 

Наряду с тяжелыми истребителями семейства «Су», основу боевой мощи российских ВВС составляет легкий истребитель 
МиГ-29. Сейчас на повестке дня стоит модернизация этих   удачных машин, кроме того, недавно в производство пошла новая улучшенная модификация МиГ-29 – истребитель МиГ-35. Помимо современной бортовой электроники, на новые и обновленные МиГи устанавливается модернизированный вариант двигателя РД-33 с индексом МК, серийное производство которого в 2016 году будет налажено на УМПО. По сравнению с базовым вариантом за счет увеличения расхода воздуха и повышения температуры перед турбиной мощность РД-33МК возросла на 7%, а увеличенная тяга позволяет корабельной модификации МиГ-29 самостоятельно, без помощи спецсредств, взлетать с палуб авианосцев. Двигатель оснащен современной системой автоматического управления, в его конструкцию введены системы, снижающие тепловую и оптическую заметность.  
Для обеспечения выпуска РД-33МК на УМПО идет реконструкция и техническое перевооружение всех звеньев, задействованных в программе: испытательной базы, сборочного, инструментального, металлургического и механосборочного производств. Первая установочная партия из трех РД-33МК будет собрана в этом году, а в следующем начнется его серийное производство.


Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости