|
РУБРИКА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"Город народных районов
Главный архитектор Уфы Ильдар Ибрагимов сообщил нашему журналу о стратегическом видении мегаполиса, «живых улицах» и влиянии информационных технологий на городское пространство.
- Расскажите о наиболее интересных, на ваш взгляд, проектах, реализуемых сегодня. - Главный вопрос, стоящий на повестке дня, – стратегическое видение будущего. Мы постоянно говорим, что его надо пересматривать, актуализировать, анализировать. И сейчас работаем над проработкой Стратегии. Заложенные в ней идеи и задачи станут основой Генплана и будут учтены в Правилах землепользования и застройки. К работе над Стратегией мы приступили, сделав упор на изучение районов – как они живут, чем дышат, с какими проблемами сталкиваются местные жители. Специалисты Главархитектуры провели много воркшопов на уровне дворов и выстроили диалог с горожанами, привлекли к нему власть и бизнес. Из небольших целей и задач, поставленных на каждом из этих мероприятий, сложилась масштабная картина, а Стратегия приобрела глубину и продуманность. Это не просто видение города с высоты птичьего полета. Мы изучаем районы, опираясь не на административное, а на «народное» деление, так, какими их видят уфимцы: Черниковка, Дема, Инорс, Шакша и другие территории. Благодаря этому можно выявить их особенности, преобладающие функции и проблемы. Есть районы, требующие реконструкции, реновации, где-то остро стоит проблема ветхого жилья, некоторые испытывают дефицит культурной, социальной жизни. Изучив миграционные потоки внутри города, нетрудно выявить, какие точки на карте Уфы являются местом притяжения, а где существует недостаток той или иной функции. Это создает напряженность транспортной системы, ведь жители отдаленных территорий вынуждены ехать на работу или учебу. Чем большим числом функций обладает каждый район, тем более качественное жизненное пространство формируется внутри него. Глубинное изучение Уфы, общение с жителями позволило понять, в каком направлении необходимо двигаться. И основные тезисы как раз формируются на основе полученных данных. Среди основных векторов – компактность, развитие уже застроенных территорий, но обладающих большим объемом ветхого и аварийного жилья. На первый план выходит и тезис «Город в парке», ведь Уфа обладает серьезным потенциалом в виде зеленых зон, опоясывающих ее. - Вы неоднократно говорили, что у каждого города должно быть свое лицо. Какое оно у Уфы, или, учитывая курс на развитие районов в отдельности, она многолика? - У каждого района своя сложившаяся застройка, сформирован определенный образ. Сложно кардинально изменить их, поэтому нужно улучшать, преобразовывать. Разрабатываемый нами подход – это формирование так называемых «живых улиц». Важно уйти от спальных районов, куда люди возвращаются только для того, чтобы переночевать. Территории должны быть насыщены функциями: кафе, предприятиями обслуживания, культурными, событийными местами. Тогда жизнь в них будет кипеть. Скажем, облик Черниковки давно сформирован. При этом здесь есть территории, нуждающиеся в изменениях, есть двухэтажные бараки, возведенные в советское время и совершенно не вписывающиеся в современные градостроительные нормы. Вместе с тем появляется и архитектура нового формата. Как, например, строящееся здание по улице Интернациональной, задающее тон всей округе. Немногие города обладают столь значительными ресурсами, что и Уфа - в плане рекреации, лесопарковых зон. Кроме того, у нас действует ряд уникальных муниципальных практик, в том числе касающихся развития городского пространства. Если бы мы подходили к этому вопросу формально, нам не удалось бы стать участниками нового, глобального движения развития городов. Нужно продолжать идти к намеченным целям, тогда Уфа будет иметь свое лицо, станет конкурентоспособна в плане привлечения ресурсов, развития человеческого потенциала. - Бывавший в Уфе экс-мэр Барселоны Висенте Гуайарт как-то сравнил города с футбольными командами. Некоторые строят игру вокруг одного «звездного» игрока, другие формируют, может, не столь яркую, но слаженную, надежную систему. К какой команде отнесете столицу Башкортостана? - Я не сторонник тактики построения игры вокруг одной звезды. Думаю, немногие добивались с ее помощью больших успехов. Если проецировать этот пример на город, то речь должна идти о развитии полицентричности, усиления центров в каждом из районов. Только тогда команда будет сильной, и качество среды, предоставление услуг – на высоком уровне. Неважно, где строится тот или иной объект или реализуется проект – в Инорсе, Черниковке или центре. Требования к качеству в любой точке одинаково высокие. - Говоря о городском планировании, важно учитывать общественные пространства. В последние несколько лет в Уфе появилось немало зон отдыха, моментально полюбившихся уфимцам. Что еще планируется в этом направлении? - Запрос на качественные зоны отдыха среди горожан очень высок. При обустройстве общественных пространств нужно многое учитывать: дизайн, осмысленность и функциональность, тематику. Люди сразу чувствуют формальный подход, некачественные зоны не интересны и не актуальны. Популярностью пользуются места с определенной тематикой: детской, спортивной, культурной. Хороший пример – площадь двух фонтанов, где регулярно проходят мероприятия, люди выкладывают фотографии в Инстаграме и Фейсбуке, организован хороший стритфуд. Популярным местом семейного отдыха стал фонтан «Семь девушек». Сейчас разрабатываем концепцию парка им. Гафури. Рассматривается реконструкция планетария с организацией аэрокосмического центра, поэтому и тематика будет соответствующая. Все чаще поднимается вопрос возрождения Видинеевского летнего театра в Саду имени Аксакова. Думаю, после завершения реконструкции и парк имени Якутова станет одним из центральных мест отдыха горожан. - Для изучения транспортной системы вы активно использовали возможности информационных технологий. Во многих городах они уже стали неотъемлемой частью жизни жителей. Например, сервис Uber и последовавшая за этим волна «уберизации», распространившаяся на самые разные сферы. Как, на ваш взгляд, мобильный Интернет, развитие открытых данных, удешевление сенсоров и электронных компонентов повлияют на урбанистику и архитектуру? - Для создания транспортной модели использовались различные данные. Перемещения изучались при помощи мобильной связи, онлайн-опросов. Развитие информационных технологий приводит к тому, что сама городская среда начинает восприниматься иначе. Увеличение мобильности, принцип единого билета в общественном транспорте, широкое применение интерактивных панелей, новые подходы к дизайну. Все это в скором времени может стать обыденным, делающим жизнь в городе комфортнее и лучше. Нужно просто делать шаг навстречу. У нас молодая команда, она это хорошо понимает, все нововведения подхватывает и моментально берет на вооружение.
Дина УЛИНА |
|
|