ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Системный подход
Какой будет республика в ближайшее десятилетие? Какие направления должны стать с...

Черниковские небоскребы
Новый жилой квартал на семь тысяч человек должен появиться между улицами Кремлев...

Роща великанов
Несколько гектаров земли для 200 сибирских кедров выделила администрация Демского...

Все на сдачу ГТО!
Первая в республике площадка Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ...

Подарок к юбилею
Ветераны-орджоникидзевцы покорили гору Уфа, что находится в Белорецком районе. Св...

Золотой резерв
Второй региональный чемпионат  «Молодые профессионалы» — WorldSkills Russia и JuniorSkil...

Семеновы, вперед!
Журнал «Уфа» уже писал о Галине  и Валерии  Семеновых, воспитывающих 15 сирот. ...

Гран-при отправился в столицу
Завершился очередной фестиваль-конкурс эстрадной песни и танца «Крещенские моро...

Наша «Маша»
Юная уфимка Софья Валиуллина выступила на сцене Мариинского театра.
12-летняя во...


Победа земляка
Уфимец Семен Елистратов вновь подтвердил статус лучшего, став первым в забеге шор...

На зимнем старте
«Моржи» из 15 регионов съехались  побороться за Кубок Уфы. В состязаниях на Солд...

Ретрокалейдоскоп
300. 25 (14 по ст.ст.) февраля 1717 г. Пётр I повелел дворянству и купечеству строить дома в...




     №2 (183)
     февраль 2017 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

Мой оберег - родительская фатиха


Окрыленный и счастливый, он быстро поднимался по улице Октябрьской революции к трамвайному кольцу, что находилось на площади перед нынешним Гостиным двором. 15-летнему юноше казалось, будто сам город почувствовал его настроение - улыбаются прохожие, ярко светит сентябрьское солнце. На первом занятии по вокалу педагог музыкального педагогического училища №2 Надежда Чернышова заявила ему, скромному студенту: «Деточка, у вас золотой голос! Берегите его». И вот спустя 40 лет  наш гость - заслуженный артист России, народный артист Башкортостана и Татарстана, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева Идрис Газиев вспоминает, насколько для него было важным тогда получить первое одобрение, а по сути благословение профессионала.


- Мне повезло в жизни: в самые ответственные моменты на моем пути встречался человек, который давал какое-то наставление. Первый раз в Уфе оказался жарким летним днем. Вместе с сестрой и братьями приехал подавать документы в училище искусств. А секретарь приемной комиссии вдруг огорошила: «Ой, да вы еще маленький, вас даже слушать не будут!» Дело в том, что у меня тогда началась мутация голоса. От ее слов у меня сердце упало: «Как ни с чем вернуться домой? Что скажут односельчане?». Посоветовали попробовать свои силы в музыкальном педагогическом училище №2. Там я и встретил свою первую «музыкальную маму». Надежда Михайловна Чернышова всячески оберегала мой голос, не позволяла кричать и даже находила какие-то справки, чтобы освободить от хора. Благодаря ей я без потерь прошел переломный период. И сейчас, когда прохожу мимо музпеда, всегда заглядываю в окна нашего маленького класса.  Перед отъездом в Кишинев Надежда Михайловна перепоручила ныне, увы, покойной Лилии Каримовой, которая буквально за руку отвела меня к Миляуше Галеевне Муртазиной.
- Ходят байки, как вы под дверью муртазинского класса дожидались дополнительных уроков…
- Тогда у нее учились Радик Гареев, Шамиль Хамадинуров, Хамид Ижболдин, Венер Мустафин, Надежда Воробьева. И я один такой - птенчик с маленьким голосочком небольшого диапазона. Как-то на занятиях сидел пятикурсник Раиль Кучуков и все подтрунивал надо мной: «У него какой-то ультрафиолетовый голос». С кипой нот ходил по пятам за концертмейстером Эммой Израйлевной Олиной (ныне профессор Йельского университета в США), упрашивая разучить песни к конкурсу. В итоге прошел полный курс обучения в классе у Миляуши Галеевны в училище и вузе. Дай бог ей здоровья: удивительный человек, наставник, преподаватель, профессор. Через ее руки прошло несколько поколений вокалистов. И сегодня я ежедневно открываю двери нашего класса, но уже в качестве профессора Института искусств. Миляуша Галеевна и Эмма Израйлевна в моей нынешней работе - образцы, своеобразные маяки. В сложной ситуации всегда думаю: а как бы поступили они?
- Но вам удалось получить и одобрение родителей, хотя в те годы профессия артиста в глубинке воспринималась как несерьезная…
- Я с детства пел и очень много танцевал. Еще в
7 классе вместе с братом Робертом, который аккомпанировал мне на баяне, выезжали в соседние деревни - добирались по морозу на огромных санях, укутанные в тулупы. В 15 лет заявил, что буду певцом, мама и отец сразу одобрили мой выбор и дали свое благословение - фатиху. Очень важный момент для меня. Когда родители искренне желают добра своему ребенку, понимают его стремления и желания, считаю, что это - счастливая семья. К сожалению, в жизни часто бывает несовпадение взглядов отцов и детей. В результате получается конфликт, и  представитель младшего поколения занимается нелюбимым делом. Кстати, несостоявшихся людей сегодня очень много. Ведь у каждого из нас есть призвание. Но большинство предпочитают поставить на нем крест в угоду материальным благам или из-за собственной лени и инфантильности.
- Возможно ли сегодня таланту пробиться на большую сцену без крупных финансовых вложений, без именитых и влиятельных продюсеров?
- Меня этот вопрос очень беспокоит. Вот завершат мои студенты учебу и куда пойдут? Да, в наше время существовали некоторые рамки для творчества, но были и гарантии, к примеру, концертные ставки, место в общежитии. А что сейчас? Если у легких эстрадных жанров еще есть какие-то шансы, то в таких направлениях, как классика, фольклор, народная музыка, нужна хорошая поддержка, чтобы молодые люди с творческим потенциалом могли реализовать себя. Уфе необходим музыкальный театр, где могли бы ставиться мюзиклы, оперетты, эстрадные программы, фольклорные и этно-проекты именно начинающих режиссеров, музыкантов, вокалистов. В искусстве нельзя все ставить на коммерческие рельсы: это может аукнуться в будущем.
- Как оцениваете полюбившийся многим проект
«Голос»?
- Смотрю эти программы ради профессионального интереса. Во всяком случае можно услышать действительно способных людей. Туда попадают одаренные ребята: за короткое время сделать столько программ и номеров разножанровых и разностилевых направлений - нужны такие способности, будь здоров! Конечно, мне иногда что-то не нравится, не соглашаюсь с некоторыми оценками судей. В эстрадном жанре мы всегда равнялись на Элтона Джона, Фрэнка Синатру. И студентам своим говорю - слушайте Синатру, на этом можно учиться. Но не все на нашем телевидении складывается удачно. Сегодня прочитал в Интернете высказывания Ильи Резника о «новогодних огоньках». Он справедливо назвал данные шоу «шабашем».
- Возвращаясь к вашим сегодняшним проектам. Известно, что вы много времени посвящаете народной музыке. Над чем работаете сейчас?
- Как кандидата искусствоведения меня очень интересует музыкальная культура татар начала XX века: этот пласт мало изучен. Особенно много белых пятен в исследовании старинных граммофонных записей. К сожалению, в Уфе сохранились пластинки, которые выпускались, начиная с 30-х годов прошлого века. Более ранние экземпляры ищу в архивах Казани, Москвы и за рубежом, прослушиваю их и объединяю в картотеки. Даже удалось сделать ряд открытий. Наладил сотрудничество с французской  библиотекой, где впервые обнаружил 54 уникальные записи. Это песни в исполнении известных музыкантов и певцов начала XX  века Мариам Искандеровой, Камиля Мутыги-Тухватуллина, Мирфайзы Бабажанова. На мое счастье познакомился с английским дискографом Аланом Келли, проработавшим в Лондоне более 50 лет в архивах звукозаписывающей компании EMI (это правопреемник известного «Граммофона»). Он передал не только каталоги редких пластинок, но и ознакомил с договорами, которые заключались с исполнителями, показал бухгалтерские ведомости с указанием гонораров. Это все невероятно интересно! Я слушаю эти старинные записи, расшифровываю и реконструирую. Иногда тексты совсем не понятны: через треск улавливаю слова, мелодии. Так удалось записать 11 произведений и подготовить фильм «Татарская песня - 100 лет назад». Работа в этом направлении продолжается.
- А есть у вас место, куда тянет вернуться, чтобы «подпитаться» энергией?
- Хорошо летом в нашей деревне Курманаево (Аургазинский район). Меня очень гостеприимно принимают мои односельчане, и при желании я всегда могу приехать в родные места.  Жалко, что молодежь старается уехать в город, и деревенский быт потихоньку стирается. Вот такая грустная арифметика. Люблю бывать в мечети, которую мы построили вместе с земляками.
Пятый год, как обзавелись дачей в Булгаково, куда любим выезжать семьей и где с удовольствием выращиваю цветы. И даже начал осваивать огородничество - нынче собрали небывалый урожай помидоров. Земля дает силы и успокоение. Супруга Венера Хадисовна - ведущий лектор, музыковед в Башгосфилармонии. Она не только мой близкий человек, но и помощник, советчик, критик. 30 лет вместе, и нам никогда не скучно вдвоем. Общие интересы, уважение друг к другу. Важно в совместной жизни понимать друг друга с одного взгляда, собраться за вечерним чаем, обсудить новости и даже немножко посудачить. Еще одна семейная традиция - совместно готовить. Я вообще люблю кухню. Помню, как в детстве крутился рядом с мамой, помогал ей - стоял у печки с ухватом и в нужный момент поворачивал сковородку с жарившимися пирожками. Моя теща была прекрасной хозяйкой, отлично готовила. Она всегда говорила Венере: «Такое ощущение, что Идрис у нас вырос!». Так поддержка и благословение родителей стали для нашей семьи настоящим оберегом.

«Так, Газиев, в чем будешь петь?» - секретарь обкома партии по идеологии после репетиции строго оглядел молодого артиста, собирающегося на конкурс в Сочи. Оказалось, что похвастать начинающему певцу особо нечем. И уже на следующий день Идрис Газиев с заветной запиской от высокого начальства стоял у заднего крыльца универмага «Уфа». Товаровед без лишних вопросов провела его на склад, где среди тесных полок он примерял джинсы, брюки, рубашки и туфли.
Надо сказать, что старания партийных боссов и самого Идриса не прошли даром - в 1984 году он стал лауреатом Всероссийского конкурса исполнителей советской песни, получив вторую премию и специальный приз
«За лучшее исполнение песен композиторов автономных республик».

Альфия РАИМОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости