ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА




     №8 (189)
     Август 2017 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "УРОК ГЕОГРАФИИ"

Как рождаются легенды


Отсутствие единой стратегии и слабая представленность брендов в глобальной сети мешает эффективно «продавать» наш город на рынке туристических услуг. К тому же он пока делает самые первые шаги на пути к узнаваемости, посещаемости и большой прибыли. И это общая тенденция: по некоторым данным, доля туристического сектора в ВВП России сегодня оценивается всего в 1,5 - 3 процента, в то время как в других странах она достигает 10. Кто-то скажет: «Да что у нас смотреть?» и будет не прав. Действительно, туристов не заманишь обещанием увидеть самый большой конный памятник России - этого мало. Поэтому эксперты делают ставку на кластерное развитие, и Уфе в ней отведена не только главная роль в одноименной зоне. Она должна стать полноценной «входной точкой» для всех остальных маршрутов республики. При этом подразумевается, что путешественник, прибывший в столицу, не просто проедет по ней транзитом, а остановится хотя бы на день - два и оставит здесь некую часть своих отпускных.
 Большинство опытных маркетологов скажут: не нужно ждать, пока в городе появится что-то необыкновенное, необходимо использовать то, что уже есть, и активно «продавать» свой город. В данной статье мы рассмотрим, может ли Уфа стать востребованной в туристическом сообществе.


Пломбир и красное знамя
Одним из перспективных направлений развития въездного туризма в регионе считают появление «красного маршрута», ориентированного на туристов из Китая. Сегодня они – желанные гости во всех странах. А все потому, что, по данным маркетинговых исследований, тратят на одну поездку около 138 тысяч рублей на человека. Между нашими странами действует соглашение о безвизовом приеме групп, которое значительно увеличило поток гостей из КНР не только в Москву и Санкт-Петербург, но и в регионы. Учитывая их большой интерес к революции, создан федеральный проект «Красный маршрут». Он включает пять городов, но в их число Уфа, увы, не входит. Поэтому на местном уровне была создана отдельная программа с посещением объектов, связанных с жизнью Ленина. В прошлом году она была презентована делегации из КНР.
- Наш музей - ключевой элемент маршрута «Красная Уфа», - говорит директор Дома-музея им. В.И. Ленина Гульназ Хусаинова. - К сожалению, статистики мы не ведем, но могу сказать точно: интерес со стороны китайских туристов заметен. Посещают как группами, так и индивидуально.
В доме, некогда принадлежавшем дворянке Прасковье Чоглоковой, во время ссылки квартировала Надежда Крупская. А в феврале 1900 года ее нелегально навестил знаменитый супруг.
В память о той встрече на фасаде железнодорожного вокзала установлена мемориальная доска. Отсюда же и начинается рассказ о событиях «красного» периода. «Номера для приезжающих» Полетаева, а ныне - Научно-исследовательский институт глазных болезней, дома Боровского (Чернышевского, 83) и Кадомцевых (Пушкина, 52б), завод «Уфимкабель», куда Ильич заглядывал на встречи с товарищами по партии, - свидетели короткого, но значимого визита. В экскурсию включены и памятники событиям и героям 1917-го и последующего пятилетия. Некоторые объекты добавлены ради «красного словца», но не показывать же заграничным гостям два с половиной дома?!
Например, почему-то маршрут обходит стороной Цюрупы, 9 – сегодня это один из корпусов Академии искусств, а в 1918 году здесь размещалась типография газеты «Наш путь», в которой работал Ярослав Гашек. А жил писатель в доме
№ 41 по той же улице. Также он участвовал в заседаниях Уфимской организации иностранных коммунистов в доме № 14 по ул. Советской (теперь – Краевед-ческий музей). И, кроме того, создатель Швейка часто и с большим успехом выступал перед публикой в «Новом клубе» на Коммунистической, 43 (теперь Дом офицеров).
Создание «Уфимского кластера» подразумевает не только столицу республики, но и территорию в радиусе 50-100 километров, а значит, включение в тур посещения Красного Яра вполне оправданно. Многие знают его по музею Чапаевской дивизии, а между тем этому населенному пункту в следующем году исполнится 400 лет.
- Мы принимаем ежегодно до десяти тысяч человек, в том числе и иностранцев, - отметил глава сельского поселения Дмитрий Зубаиров. - А у нас туалеты на улице. Не говоря уже о том, что нет ни кафе, ни гостиниц. Хотя потенциал Красного Яра огромный.
Сейчас разрабатывается 20-миллионный проект, который должен превратить село в исторический центр с русской усадьбой, в которой разместятся ремесленные мастерские и Музей дружбы народов.
Однако за китайцами закрепилась слава не только ценителей революционных туров, но и довольно капризных и своеобразных клиентов. У них особые требования к сервису, питанию и размещению.
Гости из Поднебесной предпочитают отдыхать с комфортом, поэтому останавливаются в четырех- и пятизвездочных отелях. В приоритете — гостиницы с сертификатом China Friendly. В них обязательно должны быть телеканалы на китайском языке, кулеры с горячей водой и удобные тапочки. В «райдер» также входят зеленый чай в номере, электророзетки принятого стандарта, адаптированный завтрак. Персонал обязательно должен говорить на китайском, а отель принимать к оплате карты платежной системы China Union Pay. В Уфе сегодня три гостиницы имеют сертификаты этой программы: Hilton Garden Inn Ufa Riverside, «Президент-отель» и «Азимут».
Но проект China Friendly не останавливается только на отелях, он реализуется в турфирмах, музеях, транспортных и страховых компаниях, ресторанах и торговых центрах. На наш же вопрос о том, как вы общаетесь с персональными гостями, а не делегациями, в Музее Ленина ответили просто: «жестами».
К слову, китайцы - большие любители российского шопинга, особенно по части приобретения «эксклюзивных» товаров: янтаря, меховых изделий и золота. И, несмотря на большую привязанность к национальной кухне, во время отдыха предпочитают баловать себя нашим пломбиром и шоколадом «Аленка». Словом, среди их предпочтений нет ничего такого, чего нельзя было бы найти в Уфе. Если проект будет развиваться удачно, то Госкомитет по туризму планирует принимать от 15 до 60 тысяч человек ежегодно. Пока же эти цифры значительно скромнее.

Зелеными тропами
Одной из основных проблем, которые тормозят поток китайских туристов в наш регион, является отсутствие прямых перелетов. Ведь все маршруты стартуют в Москве. Недостаток авиасообщения сказывается и на развитии другого перспективного направления, на этот раз окрашенного в зеленый цвет, – Halal friendly.
18-часовой перелет с пересадками останавливает и поток иранских туристов. Между тем вскоре вступит в силу соглашение о безвизовом режиме для групп и из этой страны. Башкортостан и исламская республика - давние экономические партнеры, но нам предстоит побороть еще очень много стереотипов, чтобы страны стали по-настоящему открыты друг другу.
- Иранцы – большие ценители приключений, я знаю, что они начинают испытывать дискомфорт, если хотя бы раз в год не отправляются в семейное путешествие. И их наверняка заинтересуют туры по мусульманским святыням, - отметил председатель российско-иранского Совета по общественным связям Раджаб Сафаров. - Однако мало кто там знает о таком прекрасном месте, как ваша республика.
Решением может стать издание буклетов, книг и съемка небольших фильмов на персидском языке, которые бы демонстрировались на центральных каналах Ирана. Эксперты уверены: затраты с лихвой окупятся.
Сегодня в рамках эксперимента реализуется 12-дневный мультикультурный маршрут по объектам исламской и православной культуры в Уфе, Чишминском, Давлекановском, Бурзянском, Учалинском районах. Он на треть посвящен мусульманству, 30 процентов приходится на православные святыни, а остальное - отдых на природе.
Информации об отдельных экскурсионных турах по мусульманским святыням  будущего уфимского кластера найти не удалось, вероятнее всего, его просто нет. Мы подумали о том, какие знаковые места могли бы украсить и разнообразить туры для паломников и перетянуть часть внимания с Великих Булгар и казанских достопримечательностей, - наших основных ближайших конкурентов в борьбе за гостей с Востока.
Помимо уфимских мечетей и медресе, в их число обязательно должно входить Центральное духовное управление мусульман России. А для большего колорита лучше всего обратиться к истории.
У нас есть Чишминские мавзолеи, - они входят во многие маршруты выходного дня. В них также можно включить зимнюю ставку уфимского хана и могилу его жены Сахиб-Зямал. Еще одну потенциальную «достопримечательность» описал краевед П.Ф. Ищериков: «В 1912 году в поле у древних «могил святых сардаров», куда совершались паломничества мусульман у деревни Каргалово ныне Буздякского района. В засуху, а также чрезмерно дождливое лето окрестное мусульманское население во главе с муллой совершали здесь молебствие и жертвоприношение». Автор толкует персидское слово «сардар» как военачальник. Так как местные старожилы рассказывали, что здесь в древние времена была «военная дорога». И таких святынь вокруг Уфы немало.
Учитывая, что «халяльный» туризм – тренд ближайших лет и наличие развитого рынка - это не только залог увеличивающегося потока гостей из других стран, но и развивающийся внутренний туризм, так как число мусульман в России превышает 25 миллионов.
Где искать бренд?
Многие регионы уже несколько лет пытаются найти тот образ, который дал бы им четкую визуальную идентификацию. Другими словами, пытаются сформировать бренд, который был бы узнаваем и отражал городскую своеобразность. И нужно это не только для привлечения туристов, но и для самих жителей.  
Для каждого из нас родной город особенный: воспоминания, неповторимая атмосфера, значимые личности… Какие ассоциации возникают у вас, когда вдруг слышите родное название? Для кого-то это тихие зеленые улочки, для других – бешеный ритм увлекательной жизни мегаполиса. И бренд должен отражать всю эту гамму чувств. Так какие предложения высказывают горожане и специалисты? Способны ли они запустить новую волну интереса к Уфе как туристическому центру? Рассмотрим основные направления.

Наследие. История. Искусство.
- Наш главный бренд – сохранение наследия, древняя матрица в единстве ландшафта и истории, - уверено большинство участников «открытого микрофона» по вопросам создания Уфимского кластера.
Однако более 140 зданий-памятников уже утрачено. Сегодня в реестре еще свыше 600, в их числе и усадебные комплексы. Недооценивать их значимость нельзя, ведь Уфа уже стоит у опасной черты, когда город может потерять «историческое лицо». Часто безликая и однообразная современная архитектура не в силах привлечь внимание гостей, а авторским постройкам конца XIX - ХХ веков это под силу. Не первый год ведутся дискуссии о необходимости сделать пешеходную улицу – одним из вариантов могла бы стать бывшая Большая Казанская (Октябрьской революции). Теперь же активно продвигается другой проект: создание Арт-квадрата в квартале, ограниченном улицами Ленина, Коммунистической, Чернышевского и Мустая Карима.
 Знаковым проектом может стать и городище «Уфа-II», на археологический памятник приезжают посмотреть иностранные коллеги и высокопоставленные гости, а вот организованные экскурсии здесь проводят не часто. Нет условий. Недавно был утвержден проект музейного комплекса, его реализация обойдется в 400 миллионов рублей. Вся надежда на инвесторов, но их поиском активно пока никто не занимался.
- Новым туристическим центром может стать мультимедийный исторический парк «Россия – моя история», - говорит начальник Управления по предпринимательству, потребительскому рынку и туризму администрации Уфы Ольга Завьялова. – В нем представлен весь путь развития России с древнейших времен, переплетенный с историей региона. Стенды и видеопроекционные коллажи открывают вехи из жизни башкирского народа, 3D-реконструкцию Уфимского кремля и книгу о природных богатствах нашего региона.
Познавательный туризм представлен и новыми экскурсионными маршрутами, например «Уфа в огнях и музыке фонтанов», «Башкортостан – край меда и курая», включающими в себя дегустацию меда, кумыса, одевание в башкирские костюмы.
Сделать сказку былью…
Еще одна «фишка» досталась нам, можно сказать, случайно. Благодаря «Аленькому цветочку» из сказки Аксакова в одноименном Саду город попал на «Сказочную карту России». И этим непременно нужно воспользоваться. Так, искусствоведы предложили создать усадьбу купца – того самого, что отправился за нестандартным подарком. Ведь дело было «в некотором царстве, в некотором государстве» - так почему бы не присвоить свободный адрес себе? Тем более, что наш город всегда был славен торговыми людьми?
На биографии Аксакова построен еще один маршрут - литературный. Но Уфа – родина многих творческих личностей. Мини-путешествия по местам, связанным с жизнью Рудольфа Нуреева, Юрия Шевчука, Земфиры, Сергея Довлатова, безусловно, привлекли бы в наш город ценителей искусства и рок-музыки. Конечно, есть разработанная экскурсия для школьников, включающая посещения Сада им. С.Т. Аксакова, дома
Ш. Худайбердина, памятники великим писателям, печатню Блохина и библиотеку им. Заки Валиди.

В Уфу – за бишбармаком
Что у нас представлено крайне слабо - так это гастрономический туризм. Погружение в культуру через местную пищу и напитки сегодня очень популярно: еда может рассказать о духе народа куда больше иных произведений архитектуры и живописи. Изящные искусства индивидуализированы, а вот национальная кухня, как говорят французы, «дело щепоток» многочисленных и безымянных авторов.
Испокон веков башкирский народ славится гостеприимством, а его кухня – разнообразием. Десятки наименований блюд - тукмас, кулама, хурпа, уря – и за каждым своя история и традиция.    
По данным Управления потребительского рынка, предпринимательства и туризма, в Уфе из 705 предприятий общепита - 70 специализируется на различных национальных кухнях. В том числе более 15 - на башкирской, а это всего лишь чуть более двух процентов!
При этом гастрономические фестивали в России переживают настоящий бум. В Санкт-Петербурге чествуют корюшку, в Суздале – огурцы, в Астрахани – арбузы, на Алтае - вареники, а Владимирская область «прибрала к рукам» медовуху. В Уфе уже традицией стало проведение фестиваля «Молочная страна», а в июле, на площади Двух фонтанов, как-то незаметно прошел фестиваль уличной еды. Между тем в условиях жесткой конкуренции нам постоянно надо чем-то удивлять.
На волне креатива
Летний календарь по традиции насыщен уникальными проектами: «Арт-Уфа», «Сердце Евразии», «Бердэмлек-Содружество», всероссийский фестиваль красок и уличных театров, Сабантуй, «Молочная страна». Среди самых нестандартных идей, заслуживающих, на наш взгляд, внимания, можно выделить развитие Уфы как столицы уфологов. С одной стороны, шуточное предложение может родиться в интересную «фишку»: и дело не только в созвучиии названий, но в том, что здесь найдется немало «очевидцев», видевших НЛО. Большой популярностью могут пользоваться и эзотерические и мистические туры: дома с «привидениями» всегда привлекают внимание, а у нас таких не менее десятка.

Сувениры на память о поездке в Уфе можно купить в 27 торговых точках. Также они доступны в «лавках» при 24 отелях и на городских площадках, - в стилизованных «шале». В последних туристы могут купить изделия народных художественных промыслов, мед, местный кумыс, казылык, чак-чак и т.д. Также во всех крупных торговых центрах и в 72 киосках «Уфа-печать», на железнодорожном вокзале и в аэропорту можно найти изделия с символикой города и края.

Уже прибыв в город, самостоятельные путешественники могут обратиться в информационно-туристические центры. - Актуальность их создания обусловлена разрозненностью действий участников рынка, отсутствием концентрации их усилий на реализации единой стратегии развития отрасли, - комментирует Завьялова. - Центры выполняют функции агента, в их задачи также входит объединение опыта в разных отраслях индустрии с возможностями городской инфраструктуры. Ежемесячно за справочной информацией обращаются более 1500 гостей.

По данным Ассоциации тур-операторов России, «холодное лето 2017-го» сыграло не в пользу российских курортов и пансионатов в целом, и внутренний рынок заметно просел.
В Министерстве природопользования и экологии республики сообщили о значительном сокращении количества туристов, посетивших в этом сезоне региональные природные парки. В прошлом году в аналогичный период их посетили более 58 тысяч человек, в этом - лишь 19.
Но есть и позитивные новости: 80-90 процентов тех, кто приезжает в Уфу, не привязаны к погодным условиям, так как это в основном деловые туристы. Средний Урал вообще сегодня – точка аттракции именно для делового туризма, это 67 процентов по всему региону. Основными конкурентами традиционно являются Екатеринбург и Казань. Они же вошли в пятерку лучших как наиболее перспективные направления. Наш город в топ не попал, хотя определенные успехи все же есть. Так, только за май - июнь его посетило 130 000 человек. А по данным составителей Национального рейтинга, мы находимся на 18-м месте среди субъектов страны по количеству иностранных туристов.
Проведение мероприятий правительственных структур, ассоциаций и отраслевых объединений, несомненно, привлекает внимание федеральных СМИ, работает на узнаваемость региона. Но сегодня этого недостаточно, так как республика упускает один важный тренд: развитие формата MICE, включающее в себя корпоративные выездные тренинги крупных компаний. В настоящее время Уфа занимает всего два процента этого рынка.
Почему это направление можно расценивать как наиболее перспективное? Во-первых, в среднем одно такое мероприятие собирает от 50 до 120 участников, длится не менее трех дней и стоит от 10-14 тысяч рублей на человека в сутки. Не считая того, что гости потратят в ресторанах, музеях и сувенирных лавках.
Однако занять нишу не так-то просто. Помимо развитой конгрессной инфраструктуры (наличие отелей, конференц-площадок с качественным оборудованием, реальной логистики), должно быть что-то цепляющее, то, что оставит массу исключительно позитивных эмоций и зарядит сотрудников новыми идеями, вдохновит на что-то. Иначе зачем компаниям тратить деньги?
А между тем многие из туристов, приехавших по «производственной необходимости», вполне могут вернуться сюда снова, но уже с семьями. Идеальный вариант таких путешествий, который уже реализован на Западе: бизнесмен приезжает в будни на мероприятие, а на выходные к нему присоединяется семья. Такая же стратегия должна быть реализована и у нас. Таков один из трендов в эпоху экономики впечатлений.

Екатерина МАРКОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости