ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Возвращение Рудольфа
Фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева, ежегодно проходящий в Уфе, ...

Курай для Сабита Кая
В Стамбуле прошли Дни культуры Республики Башкортостан. В турецкой столице побыв...

Медаль от Шойгу
В Санкт-Петербурге состоялось Всероссийское совещание по проблемам гражданской ...

Премия растет
Названы имена лауреатов Государственной республиканской молодежной премии имен...

Сын своей земли
В галерее "Мирас" открылась выставка народного художника СССР, лауреата Государст...

Лица города N
Каждый год летом в Национальном музее РБ проходят выставки, посвященные истории У...

Сколько вешать в граммах?
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан проводит в ию...

Английский играючи
В Уфе снова открылся Американо-башкирский летний языковой лагерь. Он работает на ...

Гроза над Белой

Семь лет назад, в июне 1999 года, в Доме-музее 25-й Чапаевской дивизии в честь 80-летия...

Символ России родился в Уфе
ровно сто лет назад. Цитата из письма, отправленного из нашего города 9 июля 1906 год...

A PROPOS Между прочим
120 лет назад, в июле 1886 года, праздновалось 300-летие Уфы. Год основания Уфы был приня...




     №7 (56)
     июль 2006 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "450"

Случайный оренбуржец


Флотский офицер, и вдруг резко - студент медицинского факультета Дерптского университета, свежеиспеченный доктор на театре военных действий, восходящее светило Петербурга в области глазной хирургии; и снова смена декораций - дальний Оренбург, должность чиновника особых поручений при военном генерал-губернаторе Перовском, множество дел, вплоть до устройства музеума естественных произведений Оренбургского края (зоологического, как назвали бы его сегодня); опять Петербург - блестящая карьера в министерских верхах; добровольное "изгнание" в Нижний Новгород на скромную должность управляющего тамошней удельной конторой; наконец - отставка, дом в Москве, ученые занятия, душевные разговоры.  
Вот мы и добрались до самого главного - до научных "штудий" Владимира Ивановича, которые, как крепкая нить, связывают все жизненные его изгибы. Слова русского языка он, похоже, стал записывать еще до пресловутой поездки зимой 1819 года и возгласа ямщика: "Замолаживает!" Похожие записи из практических соображений велись уже в кадетском корпусе. Дома говорили на немецком (отец Иоганн Христиан фон Даль - датчанин, мать Мария Фрейтаг - немка с французскими корнями), а Даль, бывши основательным юношей, хотел досконально разобраться во всех нюансах языка своего нового отечества. Слова, надо сказать, наводят на размышления: новичок, втереть очки, накласть горячих. Ох, тяжела была жизнь казеннокоштного воспитанника!
За сорок с лишним лет заметок, записок, слов и выражений для будущего словаря набралась не одна тысяча. Большую их часть Даль собрал в Оренбургском крае. В одной из командировок к демским башкирам он услышал дивный, по его словам, рассказ о Зая-Туляке и прекрасной дочери водяного царя. "Башкирская русалка" появилась в журнале "Москвитянин" в 1843 году. Это первая запись легенды на русском языке.
"В  горной области Урала живет полукочевой народ. Он просил у царя Иоанна Грозного защиты и подданства: с востока сибирские князья, а с юга монгольские, татарские орды утомили зажиточных скотоводов непрестанными набегами. На север, однако же, и северо-восток сами они делали набеги и уводили себе оттуда, от племен чудских, жен. …Сами башкиры говорят, что они происходят от ногаев, или ногайцев, отделившись от них по усобицам. Иные помнят, по преданию, какое-то родство с бурятами; в сказках и песнях их поминают родоначальником Чингис-хана…
…Осталось еще много поверий и преданий: есть злой дух, дью-пари (див и пери), принимающий образ человека, кошки, собаки и особенно барса и тигра, иногда у него грива бывает золотая; знаменитейшие батыры башкирские прославились битвами с этим чудовищем, которое, нападая и защищаясь и особенно похищая девок, перекидывается и принимает разные образы; если же дью-пари является в образе человека, батыра, то может быть ранен, как Ахилл, только в пятку. Леса, дебри, горы, воды и пещеры населены лешими, водяными, русалками, известными вообще под именем джин, дух. Каждою горою, каждым озером обладает такой джин, добрый или злой".
О разных местах и связанных с ними легендах рассказывает Даль, но лучшие строки он посвящает озеру Ачулы-Куль (Асылыкуль).  
"Между Ачулы-кулем и Димою [Демой] кочевал в древние времена Самар-хан, один из сыновей Чингиса. У Самар-хана был сын Зая-Туляк. Юный князь был любимец отца и матери своей, прекрасной пленницы русской, которая плакала и тосковала по милой отчизне своей, покуда не излила тоску и грусть свою в новое существо и - забылась в сыне. Зая-Туляка берегли и холили, как царского баловня и любимца; он был хорош, как солнце, и не было на Диме достойной его луны. Завистливые братья Туляка, сыновья других жен Самар-хана, озлобились на баловня: "Чем он лучше нас, за что его холят, как зеницу ока, не выпускают за порог кибитки ханской, между тем как нас заставляют нести службу и заботиться о суетах житейских? Разве мы не одной с ним крови?"
А Зая-Туляк думал в это время: "Зачем мне не дают воли - хочу воли, свободы, а не плена! Зачем братья мои объезжают свободно отцовские земли, из края в край, из конца в конец, дерутся с врагами и приводят ясырей, пленников и пленниц, а я сижу, сложа руки? О, если бы мне была воля! Я бы себе отыскал и привез не такую пленницу, как братья мои; я нашел бы дивную красавицу, неслыханную и невиданную!
Самар-хан отправил любимого сына на других посмотреть и себя показать. Тут-то старшие братья и начали потихоньку проводить в жизнь коварные свои замыслы. Ускакал от них Зая-Туляк на своем Тульфаре (тулпаре) до самого берега волшебного озера.
"Он увидел, чего еще никогда не видал: заря занималась, восток алел, утренние туманы развивались на поверхности Асылы-куля, - и среди туманов этих, как окутанная полупрозрачными тканями, плескалась дева вод, статная, гибкая, красоты непомерной… Она, не примечая Зая-Туляка, вышла на берег, села и стала расчесывать золотым гребнем черную косу свою длиною в сорок маховых сажен. Зая-Туляк не смел дохнуть; наконец, когда она закинула косу свою назад, во всю длину, он кинулся со всех ног - русалка прянула, как пух от ветра, на зыбкую влагу, но Зая-Туляк держал уже в руках своих шелковую косу и не выпускал дорогую свою пленницу …Русалка стала умолять Зая-Туляка: "Пусти меня, о сын плоти! пусти; я живу спокойно и безмятежно в чертогах водных; пусти, ради себя самого: ты погубишь меня, но ты погубишь и себя!" Когда же Зая-Туляк не уступал и самым убедительным мольбам ее, а клялся следовать за нею и на дно озера, тогда русалочка обвила его своею мягкою косою и увлекла в глубокие воды".
Спрятала она жениха на своей заветной половине и никому не показывала: ни алому всаднику на алом коне - брату своему, ни черному всаднику на черном коне - повелителю озерных вод. Уж нет ли здесь олицетворения солнца красного да мглы ночной?
"Русалочка таила от отца и брата любовь свою и выпускала Зая-Туляка из-за полога, только когда те отъезжали на ловлю. Она приносила любимцу своему, каждое утро и каждый вечер, свежего кумысу, круту, салмы и баранины и, поцеловав своего суженого, ставила перед ним сытные яства и напитки".
Когда же тайна раскрылась, суровый отец поступил так:
"Любитесь, - сказал владыка Асылы-куля и Кандра-куля, - любитесь, коли слюбились; тут делать уже нечего. Тебя, дочь моя, бранить не за что: это твоя судьба. А ты, Зая-Туляк, слушай: не бесчести дочери моей за то, что отдал я тебе ее без калыма, принеси ты в калым невесте свою любовь да совет, и не скучай с нею; а соскучишься - быть беде. Не ходи ты и на лицо земли; и там не будет вам блага, а пойдешь - погубишь и себя и ее". Но Зая-Туляк с этой самой поры стал скучать в подводном тереме, в кибитке своего тестя…"Я хочу опять на вольный свет, - сказал Зая-Туляк, - сердце иссохнет, коли сидеть век свой в тюрьме этой".
Призадумался водяной падишах и спросил: "Есть ли у тебя земля и вода?" - "Земля моя Балкантау, - отвечал князь, - и вода Дима, а все земли и воды, подвластные Балкану и Диме, мое наследие". - "Ступай, - сказал старик, - коли тебе здесь не живется…. Жена следует за мужем, а не муж за женою, это закон". Русалка обвила мягкие руки свои вкруг Зая-Туляка и сказала: "Бери меня, вези меня, куда хочешь, - я твоя". В первый и в последний раз, сказывают, прослезился тут и сам старик.
"Вот вам конь верный, - сказал он, - садитесь и ступайте. Зая-Туляк! Не забывай, если можешь, что ты отныне сам себе судья, а дочь моя - твоя покорная рабыня. Дарю тебе обзаведение, на початок хозяйства, небольшое приданое; когда выплывешь из нашего озера, то скачи, прямо на Балкан и не оглядывайся…".
Зая-Туляк подошел к коню, русалка подала ему стремя, он сел, взял ее на колена и помчался. Зеленая вода вскипела белым ключом под копытами доброго коня, и, выбравшись на отлогий берег, пустился он стрелой к востоку, на Балкан. Зая-Туляк услышал за собою ржание, топот и страшный шум и плеск в волнах - он невольно оглянулся и только успел увидеть, что из озера выплывает, следом за жеребцом его, целый табун отличных коней. Но за Туляком последовали те только лошади, которые были уже на берегу; все те, которые еще только было выплывали, потонули снова и исчезли в ту минуту, когда Зая-Туляк оглянулся.От этих-то лошадей, подарка ачулынского падишаха, произошла порода лучших димских башкирских коней".
Самар-хан приказал ослепить своего сына - русалочка излечила любимого поцелуями и нежным дыханием. Но, прозрев, Зая-Туляк снова затосковал в тиши и бездействии. Плакала русалка, не смея перечить мужу, и только в песне давала она волю своим страхам и опасениям.
"Не лепите, пчелки, сот своих в диком бору: медведь придет и выдерет, а вам покинет дупло; не носите, русалочки, тихое блаженство свое в люди: люди попрут его ногами, а корысти им с него будет мало".
Пришли к Зая-Туляку вельможи, позвали его занять трон после смерти старого хана. 
"О Зая-Туляк! было время, когда я, послышав шум и топот, спешила схорониться в волнах Асылы-куля и в объятиях верной стихии находила спасение; теперь ты щит и защита моя, и я надеюсь только на грудь твою! …Слушай, князь мой! За тобою опять идут; повинуйся и иди, искушение чересчур велико, ты не устоишь, и я тебя держать не хочу! …Сорок дней и сорок ночей я буду сидеть здесь на Балкане и буду по тебе плакать; если не воротишься через сорок дней и сорок ночей, тогда ты найдешь меня, как находят алый цвет на зеленом лугу, по которому прошло войско отца твоего, Самар-хана, а растоптанный цветок не оживает - это помни!"
Ушел Зая-Туляк, пообещав вернуться.
"Ему наскучило быть и падишахом без нее, и он хотел уже отправить за нею послов, когда вспомнил, что заветный срок, сорок дней и сорок ночей, был уже на исходе. Он кинулся сам на лучшего скакуна своего, на котором вывез деву вод из Асылы-куля, и поскакал один к одинокому Балкану.
Скоро бежит конь под Зая-Туляком, но какой конь обгонит солнце, и какой конь воротит его на сутки и добежит до озера вчера, коли поскакал сегодня? Зая-Туляк зовет отчаянным зовом деву свою, а она молчит, потому что мертвые не говорят. Не встанет алый цвет, не подымет он бархатной маковки своей, коли через луг пронеслось грозное войско Самар-хана. Зая-Туляк нашел русалку свою на том же месте, где ее покинул, на вершине Балкан-тау, но она лежала, как василек после покоса.
Зая-Туляк выкопал булатным копьем своим двуложную могилу на вершине Балкана и золотым шлемом своим выбирал из нее землю; положил он в могилу эту белое тело девы Асылы-куля, закололся тем же копьем и упал мертвый на верную свою подругу.
Народ и войско долго искали своего хана и засыпали его наконец землею в изрытой им же самим могиле. Братья Зая-Туляка резались за ханство, и все погибли: с тех пор народ утратил падишахов и ханов своих навсегда, растерялся и разбрелся по отрогам и долинам Урала".
Нет повести печальнее на свете…

Анна МАСЛОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости