ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Кластеры и курорт-парк
Башкортостан представлен в первом рейтинге «ТОП-100 российских здравниц» семью са...

Инициативы поддержат
В Уфе прошел Международный форум стран БРИКС «Вовлечение граждан в развитие обще...

Изменяя облик
В Калининском районе открылись три новые многофункциональные спортивные площадк...

«Золотой курай» собирает друзей
В рамках фестиваля журналистов «Вся Россия» в Дагомысе с аншлагом прошла презент...

С именем классика
В Театре оперы и балета состоялись Аксаковский бал и юбилейное вручение премии Со...

Памяти Ферина
В Инорсе на стене 17-этажного дома появится портретное граффити Михаила Ферина, ру...

Дадут фору молодым
В Международный день пожилых людей на площадке ВДНХ-ЭКСПО пройдет финал конкурса ...

Многоголосие «России»
В Уфе впервые прошел фестиваль хоров, ансамблей песни и танца «Голоса России». Ста...

Золотое сопрано
Солистка Башкирского государственного театра оперы и балета Диляра Идрисова зав...

Первому капитану «Союза»
На главном корпусе УГНТУ установлена мемориальная доска дважды Герою СССР, коман...

На старт, внимание!
Три тысячи уфимцев приняли участие в «Кроссе наций».
Спортивный праздник объед...


Кубок чемпионата «стартовал»
В столице республики побывал легендарный трофей - Кубок чемпионата мира по футбол...

Ретрокалейдоскоп
100. 7 октября (24 сентября ст. ст.) 1917 г. руководство Уфимским Советом рабочих и солдат...




     №10 (191)
     Октябрь 2017 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

БУДНИ МЭРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

УЧИТЕЛЬ ГОДА

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

КОНКУРС «ЗОЛОТОЙ КУРАЙ»

IT-ЭКСПЕРТ

ГОД СЕМЬИ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Закулисье








РУБРИКА "ARTEFAKTUS"

Вверх по Белой-реке


На одном из снимков - прямо-таки живописная картина тёплого денька столетней давности: южная часть города - с церковью в Дубничках, архиерейским домом, Первой соборной мечетью и Воскресенским кафедральным собором. На шихане, где в 1967-м появится памятник Салавату, гордо торчит небольшой домик. Да и весь склон над рекой густо покрыт домами, стоящими едва ли не друг на друге. И почти нет деревьев (об этом, как я уже писал, заботились козы). За исключением Случевской горы, на которой в 1900 г. посадили их (т.е. устроили сад), видны павильон и две (пока только две!) беседки. На фоне далёкой возвышенности «спрятался» железнодорожный мост, да и наплавной (плашкоутный) мост на Оренбургской переправе почти сливается с рекой.
Но не меньше, пожалуй, нас интересует то, что мы видим на переднем плане. У плавучей пристани - (дебаркадера) - целых три пассажирских парохода. Названий их, при всём желании, прочесть не удастся, видны только какие-то буквы на спасательных кругах. Заметна характерная особенность, прокомментировать которую можно цитатой из воспоминаний уфимца И.И. Садовникова*: «Пароходы Воткинского завода от всех других отличались своими тупыми носами**».
Чтобы не мучить читателя, сразу скажу, что на снимке - пристань Э. Хасабова***: точно такая же фотография, но уже с поясняющей надписью есть в одном из альбомов Аполлония Зираха в Национальном музее РБ. Поэтому продолжу цитировать воспоминания Ивана Садовникова, который воспитывался как раз в семье Э.Н. Хасабова: «Первый пароход Хасабова под названием «Верочка» появился в 1904 году… Осенью того же года Эммануил Николаевич заказал пассажирский пароход на Воткинском казённом судостроительном заводе, а весной 1905-го он позвал меня с собой на завод принимать пароход «Надежда» (названный так в честь жены Э. Хасабова Надежды Николаевны)… С появлением нового парохода начался период регулярного пароходного сообщения Уфа - Шафеево. А с 1906 года - и по линии Уфа - Стерлитамак, что стало возможным потому, что Эммануилом Николаевичем был приобретён пароход современной конструкции, названный «Эммануилом». На следующий год в Нижнем Новгороде был заказан ещё один, получивший название «Яков» - по имени его брата. Последнее судно, которое было приобретёно Хасабовым, носило название «Иван». Таким образом, по рекам Белой и Уфимке вверх от Уфы до Шафеева перевоза (с. Усть-Багазы на р. Уфе) и Стерлитамака (р. Белая) ходило четыре пассажирских парохода. «Верочка» был переделан в буксирный и переименован в «Николай». По Белой до Стерлитамака пароходы ходили обычно десять рейсов, потом река мелела, и навигация выше Охлебинина прекращалась. По Уфимке навигация продолжалась до глубокой осени. Однако выдались два таких засушливых года, что «Надежду» из-за глубокой осадки (12 вершков без груза) приходилось пускать вниз по Белой - до Казани».
А вот что об этом пишет историк Михаил Роднов: «Из многочисленных мелких бельских притоков, куда пароходы могли заходить только в устья и лишь весной, выделялась река Уфа - узкая, но многоводная, по которой суда поднимались весьма далеко - до Шафеева перевоза, там Уфимку пересекал Сибирский гужевой тракт (современный посёлок Караидель)… Особенно сложным было вождение в верховьях, где грузы сплавлялись весной по течению. Случались аварии. Так, 6 мая 1914 г. на реке Уфе возле д. Урюш «шла сплавом баржа Манаева, гружёная хлебом, и вследствие сильного течения наскочила на остров и переломилась пополам». Убыток владельца - 50 тыс. руб. На следующий день против устья речки Безымянки «села на мель коломенка**** Хабибуллина с грузом ржи в 30 000 пуд.», затем там же на Уфимке налетела на мель коломенка Кобелева. Ночью 21 мая 1914 г. на Белой пароход «Василий» Хасабова, «имея на буксире гружёный баркас, благодаря тёмной ночи и неосвещению фарватера сел на мель (район р. Белой от р. Уфы до Стерлитамака не обставляется предостерегательными знаками)». Буксируемый же баркас с меньшей осадкой продолжал двигаться вперёд по инерции и врезался в корму парохода».
Но вернёмся к снимку Зираха. Итак, на три пассажирских парохода приходится четыре названия - «Надежда», «Эммануил», «Яков» и «Иван». Тем не менее по числу букв на спасательных кругах ближнего к дебаркадеру пароходу беру смелость утверждать, что это - «Надежда». Ну а для тех, кто сомневается, вытащим из запасников… открытку, на которой во всей своей красе хасабовская «Надежда». Сличайте!

Примечания:
* Садовников Иван Иванович (1890 - 1970), после смерти отца мальчика взяли на воспитание Хасабовы. Окончил Уфимское реальное училище. Учился в Московском государственном университете на медицинском факультете, работал в Уфимской больнице, в сыпнотифозном отделении больницы Благовещенского завода. С 1930 года - санитарный врач в Уфе, с 1937-го - ассистент кафедры гистологии Башкирского медицинского института.
** Пароходы на Воткинском заводе строились с 1846 по 1919 г., всего их было выпущено около 400.
*** Хасабов Эммануил Николаевич (ок. 1855 - 1918), убит бандитами, по одним сведениям на пороге собственного дома на ул. Б.Казанской (ныне Октябрьской революции, 45), по другим - на даче на р. Уфе.
**** Коломенка - деревянное речное грузовое судно лёгкой конструкции, строящееся с большим применением круглого леса. Служит для перевозки хлеба и изделий металлургических заводов.

Анатолий ЧЕЧУХА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Городская среда Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг