|
РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"«Сердце тоже надо тренировать»
Мы встретились, поговорили. Наум Генрихович заметил - давайте побеседуем в целом о школе, не только о плавании. Я немного удивилась, ведь публикация должна была выйти в рубрике «Спорт». Но любопытство взяло верх. Заготовка этого материала пролежала «в столе» достаточно долго. В водовороте будничных дел я не могла приступить к интервью. Не хотелось делать его без «чувства и расстановки». Потому что разговор действительно получился очень живой. О том, почему так важно тренировать не только тело, но и душу. О том, как вырастить здоровую нацию и почему хорошему человеку всегда поможет…чистописание.
- Наум Генрихович, как сейчас дела у молодежи? Чемпионов готовите? - Готовим молодые кадры. Чемпионы - громко сказано. Чтобы стать им, нужны 7-10 лет подготовки. Быть талантливым и трудолюбивым, с сильной психикой. Многие компоненты должны сходиться. Потому что сейчас во всех циклических видах, будь то бег или плавание, все решают сотые секунды. Это даже не мгновение!
- А со скольких лет дети занимаются у вас? - В школу набирают с 7. Но мы принимаем в секцию со второго класса. Первоклашки приходят кто из детского сада, кто после домашнего обучения, и им нужно адаптироваться. И если добавить еще нагрузку, то будет сложно. Второй класс - идеален для начала тренировок.
- Нагрузки у нынешних школьников действительно большие. Плавание не усугубит ситуацию? - Скорее наоборот - дополнительная помощь учителю. Ведь сегодня самое сложное в школе - услышать. Дети не слышат, о чем говорит педагог. Если им интересно - они усваивают, если нет - то извините. Поэтому вырастают невнимательными. А обучение плаванию требует концентрации. Если ты не слушал тренера, то не сделаешь как нужно. У нас было предложение - мы разработали систему «Здоровое поколение». По ней все дети начальной школы должны заниматься плаванием вместо уроков физкультуры. Это пойдет на пользу ребенку и в плане здоровья, и будет помогать в обучении. К тому же сейчас внедряется комплекс ГТО, значит, плавание необходимо каждому.
- Какие главные плюсы в занятиях плаванием? - Оно имеет большое влияние на сердечно-сосудистую систему. У нас же 95 процентов крови находится на периферии. Это - иммунная система, наша защита. И когда мы ведем малоподвижный образ жизни - она не используется. Сердце - такая же мышца, которую надо тренировать. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, то потом они выздоравливают. Приведу пример: в начале карьеры мне довелось набрать группу девочек 12-13 лет. Предупредил их - несите медицинские справки. Проходит месяц - ни одна не принесла. Оказывается, они не допущены до занятий физкультурой, диагноз - ревмокардит. На свой страх и риск занимался с ними. И потом в школе медкомиссия: врачи не верили глазам - все как одна стали здоровыми. Также плавание стимулирует желудочно-кишечный тракт, позволяет пище лучше перевариваться. Вода забирает много энергии у детей, они становятся более послушными, внимательными и лучше учатся. Они вырастают другими.
- Другими? - Сегодня дети не могут быстро сконцентрироваться, выборочно выхватывают информацию. А знания - это когда пропустил все через себя. Интернет в какой-то мере помогает. Но базу заложить, научить учиться - это крайне важно. Человек всегда развивается в системе. Вот вроде бы простые вещи: отменили в школе чистописание. Что это такое? Я беру ручку и постараюсь красиво написать. Вижу - вот так получается ровно и хорошо, обращаю на это внимание. Потом развивается мелкая моторика. А сейчас люди стали писать как попало, небрежно. Но ведь через чистописание формируется и наш разум. Нам нужно защищать хорошее, осмысленно существовать. Так на любом занятии тренер беседует с детьми и постепенно направляет в нужное русло.
- То есть указывать нельзя? - Когда говоришь ребенку задание напрямую, почти 70 % не воспринимают его. Любая задача вызывает защитную реакцию. Есть хороший прием: говоришь что-то одному, но чтобы слышали остальные. Когда мы указываем на ошибки, мы их усугубляем. Поэтому важно показать хорошее, правильное. Все на них наседают: учителя, родители. А потом вырастают дети, которые хотят что-то сделать, но не знают, что и как. Хотя бы плохое! Такую среду надо менять. Раньше в школе делали круглый стол. Дети делились на бригады. В звене каждый должен правильно ответить, и бригаде ставят оценку. Начинают обсуждать тему и разговариваются даже молчуны, потому что можно «сбоку» вступить в разговор, не в лоб.
- А что делать уже взрослым? - Научиться плавать не трудно в любом возрасте. Хорошо помогает и легкий бег, он останавливает старение. Но если человек не занимался, а потом в 40 лет решил сходить в фитнес - не дело. Он раскачивает мышцы, они надуваются. Мышцы надо «кормить» кровью, а у новичка сердечно-сосудистая система не развита. Сосуды не готовы - главная причина, когда пишут «такой красивый и здоровый получил инфаркт и умер». Нужна постепенность.
- Ну и здоровый образ жизни не помешает, да? - Когда я читаю лекцию о вредных привычках, студенты перечисляют их - алкоголь, табакокурение, наркотики. Я говорю - они просто дурные, из ряда вон выходящие. А вредные - другие... Вот тебе не хочется что-то делать, например, застелить кровать или помыть посуду. Так вот она, вредная привычка! Их надо искоренять, иначе они накапливаются. Значит, это надо поставить на автомат, не думать, а моментально делать. Или приходит какой-то студент, который не так одет или во внешности что-то такое. И все начинают в него пальцем тыкать, смеяться. Но увидеть что-то внешнее - много ума не надо. Ты попробуй в нем хорошее разглядеть! И если нашел - значит, ты разумный. Но потом не обращай на него внимания, если он тебе не нравится. Зачем время тратить впустую.
- Конечно! Тем более когда можно потратить его на спорт. Вот только бассейнов у нас не так много… - Когда идет строительство микрорайона и не организуют спортивную площадку - это плохо. Мир ушел далеко вперед. Надо хотя бы новое делать, проектировать по-другому. И бассейнов - открытых и закрытых должно быть больше. Важно уделять внимание и школьным спортивным площадкам, смотреть за ними. Чтобы в световой день ходили заниматься дети, а по вечерам - родители. Зимой можно играть в хоккей в валенках, что менее травматично и доступно в любом возрасте. Тогда все пойдут в школу, она станет точкой притяжения микрорайона.
Автобиография. l Родился на станции Аксаково в 1938-м. Мама закончила железнодорожный техникум и поехала туда работать мастером. Папа был старше, работал на станции Зима. Потом переехали в Камышлов. Через него, через всю страну, шли эшелоны, танки. В 1947 году мы переехали в Уфу. l Плавать научился рано и сам. В 44-м в Камышлове стоял госпиталь. Рядом пролегала речушка Пышма и деревянный мост через нее. И когда с моста прыгаешь - выносит на мель. В Уфу приехал, уже хорошо умея плавать. Потом занимался пятиборьем. Играл в волейбол-футбол, хоккей, лапту, городки. l В детстве я особо не думал, кем хочу стать. Война была, не до того. А понял гораздо позже. l Устроился работать на 40-й завод, где начал вести секцию плавания. Получилось удачно - так страна лишилась инженера-конструктора. Зато потом 16 лет провел в сборной СССР. l Поступил в физкультурный, закончил его - мне было уже далеко за 30. Женился в 55, в 56 сын родился. Но я считаю, пока молод - почему нет. Успеть еще можно многое!
Жанна ВЕРТИНСКАЯ |
|
|