ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Кластеры и курорт-парк
Башкортостан представлен в первом рейтинге «ТОП-100 российских здравниц» семью са...

Инициативы поддержат
В Уфе прошел Международный форум стран БРИКС «Вовлечение граждан в развитие обще...

Изменяя облик
В Калининском районе открылись три новые многофункциональные спортивные площадк...

«Золотой курай» собирает друзей
В рамках фестиваля журналистов «Вся Россия» в Дагомысе с аншлагом прошла презент...

С именем классика
В Театре оперы и балета состоялись Аксаковский бал и юбилейное вручение премии Со...

Памяти Ферина
В Инорсе на стене 17-этажного дома появится портретное граффити Михаила Ферина, ру...

Дадут фору молодым
В Международный день пожилых людей на площадке ВДНХ-ЭКСПО пройдет финал конкурса ...

Многоголосие «России»
В Уфе впервые прошел фестиваль хоров, ансамблей песни и танца «Голоса России». Ста...

Золотое сопрано
Солистка Башкирского государственного театра оперы и балета Диляра Идрисова зав...

Первому капитану «Союза»
На главном корпусе УГНТУ установлена мемориальная доска дважды Герою СССР, коман...

На старт, внимание!
Три тысячи уфимцев приняли участие в «Кроссе наций».
Спортивный праздник объед...


Кубок чемпионата «стартовал»
В столице республики побывал легендарный трофей - Кубок чемпионата мира по футбол...

Ретрокалейдоскоп
100. 7 октября (24 сентября ст. ст.) 1917 г. руководство Уфимским Советом рабочих и солдат...




     №10 (191)
     Октябрь 2017 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "РОДОСЛОВНАЯ УФЫ"

Записки из зеленого рюкзака…


Продолжение. Начало в №7, 2017 года.

Он оставил много записок, статей, тезисов, полевых дневников и богатую переписку с коллегами по всей стране. Большая часть его архива, увы, безвозвратно утеряна, однако в фонды Национального музея поступили на хранение некоторые рабочие документы Ищерикова, прежде нигде не публиковавшиеся и никем не исследованные.
Мы предлагаем читателям фрагменты статьи, посвященной одному из спорных и до сих пор не решенных вопросов – происхождение термина «Уфа». Официально признанной версии названия нашего города так и не принято. Большинство уфимцев, отвечая на данный вопрос, вспомнят смешную легенду об уставшем старике и глуховатой бабке. А ученые-лингвисты, историки предложат несколько десятков версий, доказывая древнеиранское, тюркское, угоро-финское, башкирское происхождение топонима. Большой любитель исторических загадок Ищериков не мог обойти стороной столь интересный вопрос. Свои размышления он изложил на двадцати трех листах машинописного текста, с нанесенными рукой автора исправлениями и дополнениями. Даты на пожелтевших листках не стоит, но вероятнее всего, написана статья была в 50-е годы ХХ века.
Напомним, что Петр Федорович не имел ни диплома, ни ученых степеней, что ему часто вменялось в вину некоторыми коллегами, да и сам он сетовал, что не смог получить специальное высшее образование. Этот пробел объективно отразился на стилистике изложения и некоторой нелогичности повествования. Тем не менее сведения, которые удалось добыть, несомненно, окажутся интересными всем любителям краеведения и профессиональным исследователям.

«В древнейших русских письменных памятниках кроме документа указания 1505 года о «князе уфимском», приведенного Карамзиным, мы имеем не только косвенное, но и точное название города Уфа. Так она записана в первом рукописном московском географическом справочнике служебного характера. Это книга «Большого Чертежа», написанная вновь в 1627 году и дополненная в 1629 году, после гибели древнейшего экземпляра в пожаре Москвы 1626 года. В росписи «Книги Большого Чертежа», под заголовком «Река Волга», среди других описана территория Башкирии и башкирского народа и упомянута «Уфа»: «А ниже Чосовой пала в Каму река Белая Воложка. А на Белой Воложке от Камы реки 120 верст, город Уфа, а под городом в Белую Воложку пала река Уфа. А река Белая Воложка вытекла из Юрюк-Иргыз реки, а протоку Уфы 490 верст, а в Белую Воложку пала Супулук река. А ниже Белые Воложки 40 верст пала в Каму Ик река. А Ик река вытекла с верху реки Самары за 200 верст от Самары: протоку Ик реки 350 верст. А от устья реки Белые Воложки, и верх и по реке по Уфе, по обеим сторонам и до Аральтовы горы и далее, все живут башкиры, а кормля им мед, зверь, рыба, а пашни не имеют». («Супулак» в уфимском позднейшем искажении – «Сутолока», «Сутолка». Отдельные места текста подчеркнуты мною, - примеч. П. Ф. Ищерикова.)
***
Существует не одно толкование происхождения слова «Уфа». Служивший переводчиком писатель - башкир М. Уметбаев во второй половине
XIX столетия совершенно «серьезно» придумал анекдотическое толкование происхождения названия города Уфы. Уметбаев занимался также вопросами истории Башкирии и, по его мнению, … название города родилось будто бы из междометия «Уф»! При постройке на месте первого русского острога, ставшего потом и детинцем-Кремлем города-крепости, по призыву воеводы Нагого работали и башкиры. Они копали рвы, насыпали валы, поднимали, ставили и вкапывали в землю тяжелые дубовые бревна возводившихся кремлевских стен. При этой тяжелой работе у башкир невольно вырывалось в виде натруженного вздоха междометие «Уф!»

***
Подобное уметбаевскому объяснение названия Уфы уже без привлечения исторических примеров, исключительно в связи с крутыми, вызывающими утомление подъемами берегов рек Уфы и Белой в улицы города и через некоторые особенно глубокие и крутобокие овраги, высказывается в Уфе иногда еще и теперь и носит, конечно, несерьезный характер.
Уфимские старожилы, даже из числа родившихся в Уфе и проживших в ней свой век и хорошо знающих ее прошлое и разные события, на вопрос о происхождении названия города ничего не могут ответить и сами высказывают полное недоумение. Но и из многих людей ученых, писавших об Уфе, начиная с XVIII столетия и до нашего времени, никто еще не смог дать вполне научное объяснение ответа, почему город получил это название. Попытка разрешить эту задачу заслуживает внимания.
По одной легенде на месте Уфы будто бы сначала находилось кочевье Афтыбия, который по недостатку корма для стад и конских табунов, откочевал на юг Башкирии, в нынешний Зилаирский район. Якобы из имени этого бия и получилось отдаленно созвучие «Уфа» и такое название города.
Толковали, что «Уфа» - это древнетюркское понятие - «темная вода» (по кажущемуся цвету воды р. Уфы и окружающих озер и болот). Находили даже в этом слове венгерское понятие о свежесрубленных деревьях.
Уфимец-филолог профессор Филоненко, в дореволюционные годы занимавшийся исследованиями происхождения башкирского народа и опубликовавший в 1912 году монографию «Башкиры», уже в советские годы опубликовал статью о слове «Уфа». Профессор Филоненко считает, что название Уфы тотемного происхождения, то есть от времени первобытных верований, поклонения силам природы: но профессор Филоненко не высказывает даже предположения о том, какой же почитаемый тотем… (мог бы быть созвучен топониму «Уфа», - прим. ред.).
О происхождении названия «Уфа» возникло у пишущего эти строки совершенно другое предположение.
Вероятно, уже в каменном веке,
в особенности в позднейшую неолитическую эпоху, характерную начатками земледелия и приручения животных, а следовательно, и начатками оседлого образа жизни, стоянки уже имели какие-то обозначения и имена, так же как и известные тогда на ближних или дальних расстояниях реки, озера, горы, места охот и рыбной ловли, а также районы и места других стоянок, вероятно, по существовавшим уже названиям родовых общин.

***
На территории Уфы, в прослеженных районах захоронений, начиная с
2-го тысячелетия до н.э., были многочисленные могильники без курганов (но с насыпями), а также и скопление на разных участках часто весьма больших круглых курганов. Эти возвышения носят древнетюркское название «уба», а многих - «убалар».
Территория, занимаемая городом Уфой, с древнейших времен известная, как нигде в Башкирии, особенно значительным количеством больших курганов (уба), накапливавшихся с незапамятных времен, можно предполагать, в какое-то время и получила название, с ее древними могильниками и курганами, как «город мертвых» - город кладбищ, город «уба», а вероятно, Уба-тау (гора могил, могильных курганов, могильная гора Убалар – тау).

***
Но нельзя игнорировать в этом предположении также и то, что весь район Уфы и доныне особенно известен, а во времена первобытных верований, несомненно, повергал людей в ужас своими карстовыми явлениями – внезапными провалами на отдельных участках территории (иногда, наверное, в местах с высившимися всюду «уба» - курганами). Таким образом, данная теория еще может иметь дополнительное (второе) обозначение и как «провальное место» - убылкан.
Интересовавшийся и геологией уфимский историк и археолог Игнатьев первый обратил внимание также и на глубину карстовых провалов и пещер. Так, на берегу Уфы он связывал несколько вожжей, измерял очень глубокие провалы и, за неимением больше веревок, не доставал дна. Например, в одной из пещер близ Чортова городища и в провале в Черкалихином овраге, также овеянном легендой. В Уфе и сейчас еще бытует у некоторых жителей наивное предположение о пещерах, сквозных подо всей территорией города. Конечно, только потому, что в различных противоположных частях речного гористого побережья рек Уфы и Белой имеются устья пещер. Места карстовых провалов башкиры и татары называют «убылган». Буквально значит «провалившаяся земля». Также зовутся воронки, котлованы, образованные на местах провалов.
Происхождение от «уба» слова «Уфа» и названия этого города кажется наиболее убедительным из всех существующих домыслов и попыток отыскать происхождение названия города, с которым он существует до настоящего времени.
***
Приблизиться к разрешению старого спорного, а вернее, недодуманного вопроса о происхождении названия Уфы потребовало места значительно больше, чем предполагалось. Принудило к этому приведение аргументов, которых в литературе еще нет, и желание, чтобы компетентные лингвисты, более сильные в языковой методологии, наконец разрешили этот вопрос еще более основательными доказательствами».

Продолжение следует…

Екатерина МАРКОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости