РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"У каждого события свой час
С народным артистом Башкортостана, заслуженным артистом России Геннадием Родионовым мы встретились в одном из концертных залов, где только что завершился полуфинал популярного конкурса вокалистов «Уфимская волна-2017». Но разговор с известным певцом вышел за рамки одного события. Геннадий Родионов поделился мыслями о своем видении культурной жизни столицы.
- Геннадий Степанович, как впечатления от итогов «Уфимской волны»? - Я с первого конкурса возглавляю жюри, и это доверие очень ценно и приятно. На этот раз состав полуфиналистов был очень сильный, в отличие от первых конкурсов, особенного прошлогоднего полуфинала, в который вышло много откровенно слабых участников. Я был разочарован: столько открытий Уфа дала миру, а тут… Было даже желание бросить это дело, но в душе я верил... И вот в этом году – тотальное попадание! Некоторым хоть сейчас на большую сцену! Я понял, что конкурсу надо было «созреть». У каждого события есть свой час, и для «Уфимской волны» он настал. Через ошибки, пробы, разочарования, критику. Бывало, я ругался, был непреклонен и даже порой ставил на место тех, кто просто надеялся проскочить. Я категорически запретил приходить неподготовленными. Наверное, это тоже сыграло свою роль.
- Какие перспективы открывает победа в конкурсе? - Это больная тема. Ведь если даже такой проект, как «Голос» мало что может предложить своим победителям. У нас в республике, да и в России нет серьезных промоутеров, никто не хочет вкладывать в вокалистов: у каждого продюсера есть пара-тройка раскрученных звездулек, а растить желающих нет. Яркий пример – Саша Панайотов. Сколько лет он мыкался, кто-то боялся его как конкурента, кто-то не верил в него. Ладно он не опустил руки, но это исключение из правил. В нашем случае все еще плачевнее. Да, готовим, отмечаем, призы вручаем – что дальше? Ничего. А хорошо бы, чтобы вместе с лауреатством они получали гранты, поддержку Минкультуры. Этого нет.
-Уфимские open air могли бы стать для них трамплином к карьере? - К этому проекту у меня отрицательное отношение. Сама идея хорошая, но реализация… Это клиширование увиденного в Европе. Плюс наше отношение – провести и забыть. Но это не уличный праздник, это культурное событие. Но наш open air таковым не стал. Почему? Во-первых, нет стратегии, долгосрочных планов. Праздник в июне? Начните подготовку уже в октябре. Назначьте человека музыкального, опытного. Заранее определитесь с вокалистами, музыкантами. А у нас все делается наскоком: выдернули того, другого, кто свободен на тот момент, кто ближе к телу, пригласили громкое имя – он сорвал деньги, спел, уехал - не нужна ему эта Уфа! Это не критика, это боль. Я хочу, чтобы об Уфе заговорили как о городе Шевчука, Земфиры, Радика Гареева, Абдразаковых и др. А у нас пока масштаб местечковый. Все решают личные, дружеские связи, масштаба нет. Уже навязло в зубах, но посмотрите на соседей. Что творит Сладковский в Казани, Курентзис в Перми – они завоевывают мир, к ним импресарио стоят в очередь. А у нас? Есть силы, есть финансы, появляются неплохие идеи. Но реализовать, выдать качественный продукт не можем. Но если сами не умеем – надо приглашать, учиться, посещать аналогичные фестивали в Европе, впитывать опыт.
- А финансы? В культуре их не хватает… - На серьезные проекты деньги всегда находятся. Есть гранты, но распределять их надо открыто и прозрачно. Соберите авторитетных исполнителей, артистов, спросите их мнение. Тогда не получится, как с небезызвестным Златом: получил деньги, уехал и уже сколько лет мы его не видим. Конечно, у этого есть объяснение: судьба гранта решалась по принципу «мы сами». А если бы это было сделано коллегиально, было бы другое решение. И тогда ведомство не будет крайним, как сейчас, когда вокруг этой темы спекуляции и скандалы. Нельзя игнорировать и личностный фактор. Вспомните первые Шаляпинские фестивали, которые Радик Гареев собирал в лихие и голодные 90-е! Это был уровень, Уфа гремела на всю Россию! Зураб Соткилава, Ирина Архипова, Владислав Пьявко, Булат Менжелкиев, Александр Ведерников - мы их видели и слушали в нашем театре. Я к тому, что не все решают деньги. В сентябре я был на прощании с Зурабом Соткилавой в Тбилиси, где выступал по приглашению друзей. В Грузии большинство людей живут не очень сладко, даже бедно. Но удивительно: когда в стране трудно, люди обращаются к искусству. Грузинский оперный театр меня потряс: сцена, зрительный зал – все идеально, продумано. Даже церемонию прощания они обставили как спектакль – печальный, трогательный, но красивый, торжественный. Потому что мелочей не бывает ни в радости, ни в горе. Во всем нужна продуманность, стратегия.
- В чем, по-вашему, заключается стратегия в искусстве? - Применительно к нашему оперному театру: в репертуаре – какой-то винегрет. А надо бы определиться – либо мы широкие полотна ставим, либо работаем в скромном репертуаре. Это должно выноситься на общественный уровень, в эти планы должны быть посвящены зрители. Тогда все понимают цели, задачи, пути. Или кукольный театр. С чем он ассоциируется? Ставит детские спектакли, показывает в каникулы. А ведь у него очень широкие возможности, достаточно вспомнить эпоху Штейна… А национальный театр: полный набор – от деревенской комедии до сложной античной драмы. Зачем? Национальный театр создан для того, чтобы зритель находил ответы на глубинные вопросы, волнующие его народ. Это не значит, что в афише должны быть только деревенские постановки с гармошкой, но нельзя далеко выбиваться из этого контекста. Конечно, много хорошего в Уфе происходит. Но этого мало, это не повод довольно потирать ладони. К сожалению, у нас так - поднапряглись, глава оценил, благополучно забыли. Любой успех должен стимулировать, а у нас все разово, мало проектов, которые живут и развиваются.
- Вы – коренной уфимец, по вашему же выражению, «архиерейский парень». Что нравится в современной Уфе, а что хотели бы изменить? - Любой ребенок любит своего родителя. Поэтому я люблю Уфу всегда и во всем. Каждый дом, каждая улица, люди, события - это Уфа. В любом, самом красивом городе мира не испытаешь этих чувств – возвращения в детство, юность, ощущения своей жизни. В момент возвращения в Уфу, проезжая по мосту через Белую, я испытываю огромное облегчение и радость. Конечно, бывают вещи, которые не нравятся, но это не влияет на мое отношение к городу. Согласен, многое зависит от власти, от мэра, но многое от самих горожан, чего мы, увы, не хотим признать. Привыкли: снег выпал, во дворе грязно, в подъезде нагадили – виновник известен. В той же Европе люди сами поддерживают порядок в подъезде, во дворе, а для нас это лишний повод пнуть власти. К слову, в Тбилиси меня удивило: весь город завешан фотографиями футболиста, последние годы играющего за итальянский клуб. Оказалось, этот успешный спортсмен метит в кресло мэра… Слава Богу, у нас к претендентам на этот пост более строгие требования.
- Какие места в Уфе вам особенно дороги, какие объекты считаете статусными? - Люблю исторический центр, где живу и работаю, родную Архиерейку, район памятника Салавату Юлаеву. Уфа в последние годы заметно преобразилась в лучшую сторону. Правда, я бы не сказал, что многое в плане городской инфраструктуры создано с нуля. Многие объекты облагорожены, но в основном все осталось от старых времен. Построили фонтан «Семь девушек», рядом – театр, новая гостиница, Гостиный двор. Все довольны, место красивое, водим туда гостей. Но ведь какой наплыв на этот крошечный пятачок, сюда едут со всех районов города! Вывод: значит, народу это необходимо, этого должно быть больше: парков, скверов, фонтанов, малых архитектурных форм. А у нас как в райцентре, один дом культуры: сегодня танцы – завтра кино. А Уфа уже давно мегаполис. Вокруг – огромные территории, уникальный ландшафт. Редко какому городу так везет. Дайте коммерсантам зеленый свет, пусть поднимают инфраструктуру отдыха - строят рестораны, спортивные комплексы, зоны развлечений. Или возьмем будущую набережную. Постройте там модуль с залом-трансформером и для концертов, и для дискотек. Народ туда валом повалит: обзор фантастический, рядом река, мероприятий хватает. Тем более в Уфе так и не решен вопрос с современным концертным залом. А он нужен – не меньше чем на две-три тысячи мест. Опять же: дайте коммерсанту освобождение от налогов на год – он построит. Пока же на набережной вырисовывается унылая картина, не видно прогрессивных решений.
- Многих уфимцев волнует судьба объектов культурного наследия, которые периодически исчезают с улиц города. - Любому городу чрезвычайно трудно совместить архаику и новостройку, сохранив при этом стиль. Очень часто нас ставят перед выбором: либо старое здание, почти руины, либо новостройка. Многие ратуют за сохранение старины в любом виде. Считаю, это не нужно. Мы же расстаемся со старой мебелью, старой одеждой, неисправной техникой. Почему здесь должно быть по-другому? Конечно, решения о сносе надо принимать более взвешенно, но почему надо дрожать над халупами с деревянными туалетами во дворе? Всему свое время. Но сохранять здания, которые еще можно сохранить, адаптировать их к современной архитектуре надо. Тому есть удачные примеры – галерея «Арт», «УралСиб», чувашская школа, особняк Степановых-Зориных, комплекс Гостиного двора и др. Заботясь о сохранении старинного облика Уфы, надо принимать более смелые решения. Посмотрите на Екатеринбург. Это был серый унылый город, на котором лежала печать перевалочного пункта для ссыльных и каторжников, что много десятилетий определяло его облик. А что сегодня? Город не узнать - крупный туристический центр с оригинальной архитектурой и яркими арт-объектами, что значит масштаб, смелые решения в градостроительстве. Уже тоже пора брать примеры с успешных соседей, активнее развиваться, делать для себя осмысленные движения. Как истинный уфимец хочу только одного: чтобы в российском, мировом масштабе Уфа зазвучала как современный во всех отношениях, продвинутый, комфортный и высококультурный мегаполис.
Светлана Николаева |