ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА




     №1 (194)
     Январь 2018 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

БУДНИ МЭРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

УЧИТЕЛЬ ГОДА

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

КОНКУРС «ЗОЛОТОЙ КУРАЙ»

IT-ЭКСПЕРТ

ГОД СЕМЬИ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Закулисье








РУБРИКА "НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО"

Гражданские ориентиры


Наряду с нефтеперерабатывающим комплексом, основу промышленности Уфы составляют предприятия, связанные с авиационным двигателе- и приборостроением: УМПО, «Гидравлика», УАПО, УППО. В последние годы их положение значительно улучшилось, что связано, прежде всего, с ростом гособоронзаказа. Однако к началу 2020-х годов пик перевооружения армии будет пройден и потребность в новой технике значительно сократится. Экспортные контракты в оборонной сфере также навряд ли смогут обеспечить высокую загрузку мощностей. Это ставит на повестку дня освоение продукции гражданского назначения, о чем заявляют как руководство страны, так и дирекции холдингов, куда входят уфимские заводы. 

Впервые понятие конверсии в широком смысле слова появилось в конце 1960-х - начале 1970-х годов, когда многие оборонные заводы в директивном порядке стали осваивать побочную гражданскую продукцию для испытывающего хронический дефицит потребительского рынка. Именно в это время родились многие советские бренды бытовой техники, получившие широкую известность в СССР и бывших государствах соцлагеря. Это явление не обошло стороной и Уфу, которая также могла похвастаться сразу несколькими популярными в народе моделями бытовой техники. Уфимский агрегатный завод (УАПО) в советские годы выпускал электроутюги «Агидель» и пылесосы «Ракета». С 1967-го завод УППО наладил выпуск ставшей легендарной электробритвы «Агидель», которой охотно пользовались даже космонавты на орбите. Уфимский завод коммутационной аппаратуры (ныне БЭТО) выпускал электробигуди «Айгуль», радиоприемники «Уфа-201» и «Меркурий-210», цветомузыкальные приставки «Ритм-1» и «Искра-2». 
Вторая волна конверсии пришлась на 1990-е годы, когда после развала СССР рушились производственные связи, а гособоронзаказ фактически сошел на нет, что заставляло многие предприятия искать хоть какие-то способы выживания. Наибольший размах выпуск товаров народного потребления получил на УМПО. После развала Союза один из крупнейших в стране моторостроительных заводов практически лишился заказов от Минобороны и выживал в основном за счет экспортных поставок авиадвигателей за рубеж. Но производство все равно оставалось недозагруженным, и дирекция решила освоить выпуск востребованной на внутреннем рынке гражданской продукции. К примеру, пятнадцать лет назад в России ощущалась нехватка наконечников игл одноразовых шприцев, и моторостроители быстро наладили их массовый выпуск - в августе 2003 года месячный объем производства доходил до 20 миллионов штук. Но главную роль в производстве ТНП сыграли снегоходы семейства «Рысь» и тяжелые мотоблоки. Первым на конвейер еще в 1991 году встал мотоблок «Урал». В это время в стране началась массовая раздача земли, появились первые фермеры, а для многих горожан, месяцами не получавших зарплату, 6 загородных соток стали едва ли не единственным средством к существованию. Неудивительно, что мотоблоки пользовались отличным спросом - с 1991 по 1999 год в Уфе собрали 130 тысяч «Уралов». В 1998-м его сменил тяжелый мотоблок нового поколения - «Агро», к которому выпускался универсальный комплект навесного оборудования: культиватор, плуг, косилка, прицепная тележка и снегоуборщик. Спрос на «Агро» также оказался весьма высок: за 13 лет производства их было выпущено 65 тысяч штук. Не меньшим успехом пользовалась и другая оригинальная разработка конструкторов УМПО - снегоход «Рысь», поставленный на конвейер в 1993 году. «Рыси» успешно выдержали даже суровые условия работы за Полярным кругом. Три машины в составе полярной экспедиции преодолели маршрут от поселка Тикси до острова Беннетта в Северном Ледовитом океане. Всего было собрано 18 тысяч снегоходов «Рысь», многие из которых работают до сих пор. 

Убыточные изделия 
Положение дел с выпуском товаров народного потребления на предприятиях авиационно-космического и оборонного профиля стало меняться в 2000-х годах. Тогда на российский рынок начали массово заходить популярные зарубежные бренды бытовой техники, и изделия уфимских заводов стали проигрывать в конкурентной борьбе. 
В ноябре 2008 года УППО объявило о прекращении шедшей более сорока лет сборки электробритв «Агидель» из-за их убыточности. На прошедшей вскоре пресс-конференции представители завода пояснили, что за неполные пять лет сумма убытков составила 469,5 миллиона рублей. С начала 2008 года производство товаров народного потребления было выделено в отдельный филиал, но и это не помогло - девять следующих месяцев дали еще 75,6 миллиона рублей убытков. «Агидель» выпускалась по дорогим авиационным технологиям, дававшим ей надежность и долговечность. Сейчас, когда рынок буквально наводнен дешевыми импортными аналогами, от подобных товаров таких качеств не требуется. Достаточно, чтобы бритва просто прослужила гарантийный срок. В итоге с января 2009-го выпуск «Агидели» был прекращен. Примерно в тот же период начала сниматься с производства выпускавшаяся несколько десятилетий бытовая техника на УАПО и БЭТО. 
Отношение к непрофильной гражданской продукции на УМПО также стало меняться во второй половине 2000-х годов. В это время завод стал получать все больше заказов на авиадвигатели, прежде всего для российских ВВС. Являясь продукцией с высокой добавленной стоимостью, они оказались намного более выгодными в производстве, чем мотоблоки и снегоходы, выпуск которых был постепенно свернут.
– В 2010 году, когда я начал свою работу, УМПО, флагман российского авиадвигателестроения, было еле живо, – заявил глава Башкортостана Рустэм 
Хамитов в интервью «Радио России – Башкортостан». – Объем производства составлял порядка 15 миллиардов рублей. По итогам 2017 года эта цифра превысит 80 миллиардов рублей. Количество двигателей, которые собираются на предприятии, уже превышает самые лучшие советские показатели, когда казалось, что невозможно уже выпускать больше. 

Возрождение легенды 
Казалось бы, производство товаров народного потребления на предприятиях авиационно-космической отрасли осталось в прошлом, но последние события показали, что это не совсем так. В ноябре 2017 года холдинг «Технодинамика», куда входит завод УАПО, объявил о запуске, а точнее - возобновлении производства бытовых электронасосов «Агидель». 
- Чтобы сделать нашу продукцию максимально конкурентоспособной и приблизить ее к покупателю, мы внесли целый ряд технологических новшеств в производственную линию, смогли снизить себестоимость и улучшить технические характеристики, - заявил генеральный директор УАПО Леонид Лузгин. - Стоит особо отметить, что насос собирается полностью из отечественных комплектующих, от выплавки заготовок до сборки двигателя и иных мелких элементов. 
Цех по выпуску насосов был открыт в рамках стратегии холдинга по наращиванию гражданской продукции до 50% к 2025 году. Объем изготовления серийных насосов «Агидель-М» ожидается на уровне 5000 штук в месяц, модернизированная версия «Агидель-10» первое время будет выпускаться по 100 штук в месяц. 
- Открытие цеха на базе Уфимского агрегатного производственного объединения стало одним из важных шагов на пути к выстраиванию полномасштабного и высококачественного производства гражданской продукции в контуре нашего холдинга, – пояснил гендиректор «Технодинамики» Игорь Насенков. – В результате со временем мы сможем конкурировать в том числе с зарубежными производителями сразу на нескольких рынках товаров широкого потребления. 
Впрочем, пример возвращения «Агидели» может оказаться лишь одним из немногих. Выпуск бытовой техники на предприятиях авиационно-космического профиля все же вызывает вопросы, да и конкуренция в этом сегменте очень высока. Гораздо более перспективным может стать освоение высокотехнологичной гражданской продукции с большой добавленной стоимостью. Для этого у предприятий уфимской оборонки есть подготовленные кадры и хороший технический потенциал. 

Новые компетенции 
Завод, ориентированный на выпуск авиационных электроприборов, может стать отличной площадкой дляосвоения высокотехнологичной гражданской электротехники, используемой в самых разных сферах и отраслях. Это может быть оборудование автоматизации и управления, добычи и транспортировки полезных ископаемых, которое до сих пор в основном импортируется из-за рубежа. Большие перспективы открывают реализуемые во многих российских городах программы модернизации энергосистем, к примеру, создание в Уфе так называемых «умных электросетей» предполагает большой объем модернизации инфраструктуры. 
Наиболее важным может стать освоение гражданского рынка предприятиями авиационного двигателестроения. Один из основных видов продукции уфимского УАП «Гидравлика» - вспомогательные силовые установки для воздушных судов. Однако их производство сильно зависит от гособоронзаказа, который уже в ближайшем будущем может значительно сократиться. В прошлом году дирекция холдинга «Технодинамика», куда входит уфимский завод, заявила о планах разработки и запуска в производство двигателей для востребованных на гражданском рынке легких вертолетов, таких как «Ансат» и Ка-226Т, оснащаемых импортными моторами. В проекте импортозамещения наряду с рядом предприятий холдинга будет участвовать и уфимская «Гидравлика». Проект рассчитан на 4 года, в течение которых будут созданы 12 двигателей (5 – для летных испытаний). Как заявлялось ранее, в 2016 году было согласовано техзадание на опытно-конструкторскую работу по разработке двигателей для вышеуказанных вертолетов, начинается этап эскизного проектирования. 
- Мы обладаем высокими компетенциями в разработке силовых установок и готовы выйти на этот рынок. Нашим основным конкурентным преимуществом будет цена и расширенные возможности применения, – заявил глава «Технодинамики» Максим Кузюк. 

Коммунальные перспективы 
Современные авиадвигатели могут иметь применение не только в небе, но и на земле, прежде всего в сфере энергетики. Несколько лет назад на «Гидравлике» прорабатывалась возможность организации выпуска мини-ТЭЦ на базе микротурбин, способных снабжать потребителей дешевым теплом и электроэнергией. Это решение подсказала близость конструкции и размеров вспомогательной силовой установки (ВСУ) авиалайнера и «сердца» мини-ТЭЦ - газовой микротурбины. ВСУ обеспечивает самолет электроэнергией и сжатым воздухом на стоянке, в гражданском варианте та же турбина, только работающая не на керосине, а на бытовом газе, производит электричество и тепло. Мощность установок по электроэнергии составляет 100 киловатт и 165 киловатт по теплу. Этого хватает для отопления 20 городских квартир или 10-15 коттеджей. Как заявлялось, срок окупаемости таких мини-ТЭЦ может составить 3-4 года, а стоимость вырабатываемых энергоресурсов будет примерно в 2-2,5 раза ниже тарифов. 
Эксперты говорят о больших перспективах данного направления, особенно в условиях современной России. Ведь энергетики включают в тарифы значительные потери в сетях, затраты на строительство инфраструктуры и целый ряд подобных расходов. К тому же во многих случаях тянуть ЛЭП и тепловые сети в отдаленные поселки или новый микрорайон, где уже есть газ, бывает в разы дороже приобретения мини-ТЭЦ. 

Альтернативный потенциал 
Наибольших успехов в сфере наземного использования авиадвигателей добилось УМПО. Предприятие производит созданные на основе авиадвигателей приводы для газоперекачивающих станций и газотурбинные теплоэлектростанции с высоким КПД. Последние имеют хорошие перспективы в области коммунального хозяйства, являясь, по сути, высокоэффективными ТЭЦ, способными генерировать как электроэнергию, так и тепло. Одна из таких установок мощностью 8 мегаватт по электроэнергии и 16 гигакалорий в час по теплу с 2005 года успешно работает в микрорайоне Шакша, обеспечивая потребности жилых домов и промышленных потребителей. 
Газотурбинные станции на основе авиационных моторов могут сыграть важную роль в решении вопроса растущего дефицита электроэнергии в уфимском энергоузле и модернизации системы тепловой генерации Уфы, которую отличает большой износ и невысокая экономическая эффективность. К примеру, в МУП УИС, обеспечивающем централизованное отопление и подачу горячей воды в Демском, Кировском, Советском и Ленинском районах Уфы, 56 % находящихся на балансе котельных вырабатывают тепло, себестоимость которого ниже действующих тарифов. 
Использование относительно небольших газотурбинных теплоэлектростанций позволяет значительно повысить рентабельность генерации и отказаться от использования магистральных теплосетей, что благоприятно скажется на тарифах для потребителей. Сейчас в модернизации нуждаются энергосистемы практически всех российских городов, а значит, потенциал использования авиационных двигателей в энергетике составляет сотни и тысячи единиц, что может обеспечить загруженность профильного производства УМПО даже при сокращении гособоронзаказа.

Алексей ФАТЫХОВ.

Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Городская среда Ufaved.info «Сообщество» в Уфе

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг