РУБРИКА "БУДНИ МЭРА"Дебют дает надежду
Три года назад для поддержки молодых педагогов учредили дополнительные номинации «Педагогический дебют» и «Педагогическая надежда». Совсем недавно они были школьниками и держали ответ у доски. Теперь они уже в роли учителей. «Уже не школьники, но еще и не педагоги, - заметила завуч одной из школ. - Опыта маловато, хотя… Может, в этом-то и главная их изюминка». С какими проблемами столкнулись номинанты, так ли они представляли процесс, и не стал ли «первый блин комом»? Об этом поведали участники конкурса.
Учитель математики и физики Ирина Юревич работает в лицее №46 всего три года. Первое время не могла сдержать волнения. Проблема - в ее характере: уж очень она непосредственный и веселый человек. «Вдруг засмеюсь на уроке? Как удержать дисциплину?», - беспокоилась она. И потом: под ее крылом окажутся 30 детей, а это огромная ответственность. - Нужно выбрать такую модель поведения, чтобы они мне доверяли и в то же время необходимо соблюдать дистанцию, - признается Ирина Григорьевна. - Три года подряд я работала вожатой в летнем лагере и знаю, как не просто соблюсти этот баланс. Помимо математического, она еще закончила факультет психологии, казалось бы, была подготовлена на «все сто». Но в школе совсем другие реалии, о которых не прочесть даже в научных трудах. И порой возникают такие ситуации, что разрулить их без участия опытных коллег невозможно. Таким мудрым наставником стала завуч Альбина Хасановна Ахматнурова. - После трех лет работы в школе твердо для себя уяснила, что помимо того, что ты должен ясно и доходчиво объяснять материал, нужно быть честной и искренней с детьми, - считает она. - Есть мнение, что невозможно учителю полностью отдаваться своей профессии, если есть проблемы в семье. Но мне повезло: есть надежный тыл - супруг, который с пониманием относится к тому, что жена возвращается поздно. Ирина на своем опыте поняла, какой правильный совет ей дали: «Чтобы быть с ребятами на одной волне, почаще бывайте с ними в неформальной обстановке». А чтобы математика не показалась скучной, молодой педагог старается разнообразить уроки интерактивными презентациями и онлайн-тестами. Учителя английского языка гимназии №86 Алсу Забирову вряд ли можно причислить к тем, кто пришел в школу с институтской скамьи. В 2003-м окончив БашГУ, пошла работать в отель администратором. Когда приходила в родную школу, где уже училась ее дочь, и вдыхала знакомый с детства запах, понимала, что упустила что-то главное. Но судьба дала шанс: преподаватель иностранных языков собралась в декрет, и ей предложили это место. - Дети стали намного раскрепощеннее, порой разговаривают на равных, что поначалу даже шокировало. У нас, помню, было больше пиетета перед педагогами, не решались лишний раз что-то спросить, - признается она. - Понимаю, что таково веяние времени. Постепенно увидела в этом больше плюсов, чем минусов. И меня теперь также уважают и слушаются. Изюминку школы - дискуссионный клуб - постаралась использовать по полной программе. Нужны были интересные, нетривиальные темы, которые волнуют молодежь. Сначала сама предлагала, но теперь их находят старшеклассники и азартно спорят на английском языке. Те, кто поставил перед собой конкретную цель, учат наизусть зарубежную классику, декламируют на орфоэпических конкурсах Шиллера, Шекспира и Гете. И побеждают. - Больше появилось одаренных детей, про которых можно сказать: «Они - наша надежда, наше будущее». И это при том, что некоторых никто не заставляет, не контролирует. Они сами по себе амбициозны и целеустремленны. К тому же успевают и отлично учиться, и посещать еще какую-то секцию или кружок, - делится она. - Нам нельзя от них отставать. Невзирая на предмет, нужно ориентироваться в электронном пространстве, разработать свой тайм-менеджмент.
В конкурсе «Учитель года башкирского языка и литературы столицы Башкортостана» принимают участие самые преданные, влюбленные в родную речь педагоги. В большинстве своем - они из глубинки, где, как известно, чтут народные традиции и обычаи.
Фанзиля Газизова, учитель школы №137, родом из небольшого села Бакеево Белорецкого района, где всего-то полсотни домов. Весной и осенью - распутица, связи нет. Поэтому детей отправляют учиться в городскую школу-интернат. Ее многодетная семья жила довольно скромно, однако отец-электросварщик и мама-домохозяйка настояли, чтобы все дети получили высшее образование. Фанзиля Фанилевна признается, что нередко испытывает чувство ностальгии по своему «медвежьему уголку», хотя в столице уже семья и маленькая дочь. Зато есть отдушина, которая стала любимым делом и профессиональным долгом: донести до детей большого города неповторимую красоту родного языка. - Ни в коем случае не насаждать: только терпение, деликатный подход и заинтересованность, - так определяет она свое кредо. Педагогу в обычной школе работать сложнее: у ребят даже нет базовых знаний. А начинает она свой урок со стихов, чтобы показать, как мелодично, словно ручеек, «льется» четверостишие. Кто-то улавливает знакомые слова («кызым», «икмек», «батыр»), которые уже слышал. Затем - заучивают несколько из них. А потом уже, когда появился интерес, главное - не упустить эту ниточку. Разыгрывают сценки, озвучивают мультфильмы. - Отрадно, что большинство родителей нас поддерживают, и в каждом классе есть дети, которые занимаются родным языком углубленно, - говорит она. - Мы понимаем свою миссию: не растерять то уникальное и самобытное, что накопил наш народ за свою долгую историю. Ляйсан Хасанова, учитель Центра образования №10, считает, что ей очень повезло родиться в известной на всю республику яркими талантами деревне Саитбаба. Башкирский язык Гафурийского района признан эталонным: говорят здесь на южном диалекте, смягчая сонорные. - Горжусь своими земляками, среди которых профессора Джалиль Киекбаев и Гиният Кунафин, диктор Лира Файзуллина, - признается она. - На своих уроках стараюсь показать, как богат наш язык. Дети идут на занятия с желанием. С удовольствием участвуют в конкурсе КВН «Шаяниум» и занимали третье место по городу. - Команда носит название «Веселые», а ее капитан - отмечен специальным призом «За сохранение национальных традиций», - пояснила Ляйсан Миниахметовна. - Участвуем в конкурсах «Вдохновение», «Здравствуй, сказка», «Урал-Батыр», на олимпиадах. И с особенным удовольствием - в Сабантуе, что проходит ежегодно в парке «Волна» Ленинского района. Такое трепетное отношение к родному языку началось, конечно же, с директора Эры Саматовны Валиевой, которая более 40 лет была на этом посту. И нынешнее руководство продолжает эту традицию. Если кто-то из преподавателей уходит на больничный, дети волнуются: «А разве урока не будет?». В репертуаре школьного хора есть песни на башкирском языке, особенно школьникам нравятся «Учителю» на слова Мустая Карима и посвященная генералу Минигали Шаймуратову. А преподаватель труда и технологии Тамара Борисовна Габец вместе с ребятами шьет башкирские куклы и одежды с национальным колоритом. - Сознаю, что мне повезло со школой, поняла это, едва переступив порог 11 лет назад, - признается преподаватель. - Стараюсь внести свою лепту, а еще - приучаю своих учеников общаться даже на перемене на родном языке. Переписываюсь в социальных сетях в группе «Родной язык - язык предков», а также на созданном мною сайте.
Ирина ШИПУНОВА |