ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Сберегая ресурсы и время
В республике начал работу пилотный проект «Бережливое правительство». Экспери...

Чествуя героев
В Конгресс-холле состоялось торжественное собрание, посвященное Дню защитника...

Но помнит мир спасенный…
23 февраля в парке Победы прошло торжественное возложение цветов к Вечному огню...

Технологии - в экономику
На площадках ВДНХ-ЭКСПО состоялся Российский промышленный форум. Его участник...

Под защитой
Управление госохраны объектов культурного наследия РБ включило в реестр регио...

Весенний наряд Уфы
В оранжереях и теплицах МУП «Горзеленхоз» началась подготовка к весеннему сез...

Сети - под землю
На месте «Арт-Квадрата» - в квартале, ограниченном улицами Чернышевского, Муста...

Для дальних заплывов
В микрорайоне Инорс на пересечении улицы Тухвата Янаби и бульвара Баландина ве...

«К своему огню зову я вас!»
Международный журналистский конкурс «Золотой курай» вошел в федеральный пере...

Нуреев - в сердцах
В Башкирском театре оперы и балета пройдет серия встреч «УФА.NUREEV», посвященная ...

Феерия музыки и вокала



     №3 (196)
     март 2018 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

БУДНИ МЭРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

ДНЕВНИК ГЛАВЫ

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

УЧИТЕЛЬ ГОДА

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

КОНКУРС «ЗОЛОТОЙ КУРАЙ»

IT-ЭКСПЕРТ

ГОД СЕМЬИ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Закулисье

Театральный сезон








РУБРИКА "ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО"

Рецепты дорожной кухни


Весна – время традиционного обострения дорожного вопроса. Из-за частых чередований дневных оттепелей и ночных заморозков талая вода днем проникает в микротрещины асфальтового покрытия и, замерзая ночью, расширяется, разрушая его изнутри. Опыт стран Скандинавии, Канады и северных районов США, где климат мало отличается от российского, говорит о том, что сохранить магистрали от весеннего разрушения вполне возможно, прежде всего, за счет внедрения новых технологий производства высококачественного дорожного битума и строительства бетонных дорог. 

Качество дорожного битума, являющегося своеобразным клеем для всех компонентов асфальта, оказывает прямое влияние на срок службы дорог. Именно битум стал одной из главных причин быстрого разрушения асфальта на целом ряде автомагистралей республики и Уфы. По словам экспертов, проблема заключается в том, что действующие в России ГОСТы на битум не соответствуют современной транспортной нагрузке и не учитывают влияние экстремально высоких и низких температур. 
- Битум, сделанный по российским ГОСТам, начинает размягчаться уже при температуре 47-50 градусов Цельсия, хотя поверхность дороги в жару легко может нагреться до плюс 60 и выше, - пояснил заместитель главного инженера ГУП «Уралдортранс» РБ Василий Ивлев. – Не лучше обстоят дела и зимой. Уже при температуре ниже минус 16 градусов обычный битум нередко начинает трескаться. 
В 2015-2016 годах в Башкортостане были разработаны и приняты собственные стандарты на дорожные битумы, призванные обеспечить значительное улучшение качества асфальта региональных и муниципальных дорог. Однако для их производства в регионе нет нужных мощностей. Как поясняют эксперты, у крупных нефтеперерабатывающих компаний доля прибыли от реализации битума в общем объеме производства обычно не превышает одного процента, поэтому вкладывать средства в модернизацию устаревшего оборудования битумных установок особого желания у них нет. 
- В сложившейся ситуации лучшим и, пожалуй, единственно верным решением могло бы стать строительство в республике отдельного завода по переработке башкирской нефти с выработкой в качестве основной продукции качественных дорожных битумов, отвечающих требованиям новых республиканских стандартов, - заявил директор ГУП «Институт нефтехимпереработки РБ» Эльшад Теляшев. – Такое производство способно не только полностью обеспечить потребности региональной дорожной отрасли, но и оказать помощь соседям. Сейчас проект уже получил одобрение руководства региона и заинтересовал частных инвесторов. 
По предварительным данным, стоимость создания завода, способного перерабатывать 500 тысяч тонн нефти в год с получением 170 тысяч тонн дорожного битума, оценивается в 4,5 миллиарда рублей. Срок разработки рабочего проекта нового НПЗ и его строительства определен в 2 года. Окупаемость затрат оценивается в 1,6 года, после чего завод будет регулярно направлять существенные налоговые отчисления в республиканский бюджет. Место размещения производства пока не определено, но, скорее всего, это будет площадка в одной из промзон с хорошей инфраструктурой. 
- Создание завода позволит производить лучший в России дорожный битум, - убежден Эльшад Теляшев. – Тяжелая башкирская нефть идеально подходит для производства битумной продукции нового уровня качества. По разработанной нами технологии, которую можно применить и на новом заводе, ещё в 1994 году на предприятии «Уфанефтехим» была выпущена опытная партия битума, использованная при ремонте дороги Белорецк -Учалы. Отремонтированный участок дороги протяжённостью в 10 километров прослужил 18 лет без видимых следов разрушения и износа.
Не менее важная проблема, которую может решить проект, связана с удорожанием связующих асфальта в период проведения активных дорожных работ. 
Так, если в апреле 2017 года тонна битума стоила 5 тысяч рублей, то в разгар ремонтно-строительного сезона - уже 21 тысячу, что зачастую заставляло подрядные организации работать себе в убыток. Создание в Башкортостане битумного завода способно стабилизировать цены во время сезонного увеличения спроса и существенно удешевить строительство и ремонт региональных дорог. 

Шинный модификатор 
До появления в республике спецзавода по производству качественного битума выходом может стать использование специальных модификаторов, делающих обычный битум, а значит, и асфальт более устойчивым к перепадам погоды, прочным и долговечным. Исходным сырьем для модификаторов могут стать изношенные автопокрышки, особенно грузовиков, где содержится до 66 % натурального каучука. При добавлении в дорожный битум каучук придает асфальту более широкий диапазон прочности и устойчивости как при высоких, так и низких температурах. Эту особенность использовало уфимское предприятие, сумевшее разработать и запустить в эксплуатацию собственную линию по производству гранулированных модификаторов дорожного битума, где в качестве основного сырья используется каучук изношенных шин грузовиков. 
- Сделать содержащийся в старых покрышках каучук компонентом для улучшения качества асфальта - довольно сложная техническая задача, поскольку автомобильная резина проходит процесс вулканизации, особым образом выстраивающий его структурные связи, - пояснил управляющий компании-производителя Сергей Белкин. – Поэтому многие производители просто измельчают резину и добавляют крошку непосредственно в битум, что не всегда дает хороший эффект. Мы разработали и создали собственную технологическую линию, где резиновая крошка в специальном реакторе получает сильный нагрев, разрушающий полученные при вулканизации молекулярные связи каучука, а затем, соединяясь с битумом и рядом спецкомпонентов, превращается в модификатор. Полученный продукт в виде гранул доставляется на асфальтовый завод, где в определенных пропорциях добавляется к битуму, используемому непосредственно при производстве асфальта, что значительно улучшает его ресурс и эксплуатационные свойства: сцепление с колесами, снижает уровень шума и образование колеи, улучшает водоотвод и др. 
Как показала практика, использование усовершенствованного асфальта дает большой экономический эффект. Строительство километра дороги шириной 7 метров и толщиной покрытия 5 сантиметров с применением обычного асфальта стоит около 10 миллионов рублей. Модификатор битума на такой объем обойдется в 600 тысяч рублей, давая удорожание в 6 % от сметы. Зато срок службы дорожного полотна возрастает в 1,5-2 раза, то есть экономический эффект составит 5-10 миллионов рублей, или 50-100 % от стоимости работ. Не случайно применение модификаторов в развитых странах стало практически обязательным. 

Бетонная технология 
С учетом постоянно растущей транспортной нагрузки, один из эффективных способов повышения долговечности дорожного полотна – использование бетона. Это направление получает все большее распространение в мире. В США доля бетонных дорог достигает 60% от общей протяженности, в Китае – 50 %, Германии -38 %, Австрии – 46 %, Франции – 13 %. В России доля бетонных дорог составляет всего 3 %, в основном они сосредоточены в северных районах страны, а также на некоторых участках федеральных трасс. 
Основное достоинство бетона – долговечность и прочность покрытия. 
- Бетонное покрытие служит до сорока и более лет, не нуждаясь в частом ремонте, а асфальт может прослужить максимум десять лет, хотя по факту обычно меньше, - пояснил заместитель главного инженера ГУП «Уралдортранс» РБ Василий Ивлев. – К другим плюсам бетонной технологии можно отнести более ровную, чем у асфальта, поверхность, обеспечивающую больший комфорт езды, лучшую светоотражающую способность, позволяющую на 30 % уменьшить необходимую величину искусственного освещения, экономя электроэнергию и средства на установку фонарей. Кроме того, при движении тяжелых машин бетонная дорога, в отличие от асфальтовой, не деформируется, и транспорт расходует на 20 % меньше топлива. 
Основные минусы бетонных дорог, сдерживающие их распространение в России, – высокая технологическая сложность и цена строительства, которая примерно в два раза выше сметы на создание аналогичной магистрали с асфальтовым покрытием. 

Объективные сложности 
По данным Госкомитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству, на сегодняшний день в Башкортостане нет дорог с цементно-бетонным покрытием. Конкретные планы их строительства также отсутствуют, а для реализации такого рода проектов нужны расчеты и технико-экономические обоснования, доказывающие, что бетонное покрытие будет лучше асфальта по соотношению качество-цена. 
Эксперты Госкомитета указывают на объективные сложности внедрения в республике бетонных технологий строительства дорог. На сегодняшний день на территории нашего региона нет подрядных организаций, обладающих необходимой материально-технической базой и опытом работы. Бетонная смесь весьма «капризный» материал, и для получения высокого качества покрытий необходимо соблюдение всей технологической цепочки при производстве работ, что далеко не всегда удается даже при использовании асфальта. Бетон в нормальных условиях твердеет 28 суток, а после укладки за ним нужен особый уход (укрытие поверхности пленкой, песком или другими материалами с постоянным поддержанием во влажном состоянии). В результате по вновь построенной или недавно отремонтированной дороге невозможно сразу открыть движение, что особенно проблемно для оживленных магистралей. Как отмечают в Госкомтрансе, проблемы может создать и неизбежный в процессе длительной эксплуатации ремонт бетонных дорог, также требующий специальной техники и технологий. 

Местный приоритет 
Наиболее перспективными для использования бетона в Госкомтрансе считают федеральные трассы ввиду их высокой проходимости грузопотока и интенсивности движения. Однако на практике бетонное покрытие может быть востребовано и на местных дорогах, особенно в пригородах Уфы. 
- Каждая дорога при проектировании получает свой класс предельной нагрузки, зависящий от интенсивности движения и веса проходящего транспорта, - говорит профессор кафедры «Строительные конструкции» УГНТУ Игорь Недосенко. – Подъезды к коттеджным поселкам проектируются с расчетом движения по ним легковых машин и небольших грузовиков. На деле по такой дороге может проехать тяжелый транспорт со стройматериалами или песком, что приведет к быстрому разрушению асфальта и большим убыткам. Выходом может стать использование бетонных плит, выдерживающих значительные нагрузки. Конечно, такая дорога обойдется дороже асфальтовой, зато она прослужит значительно дольше и будет намного более ремонтопригодной. 
Использование специальных бетонных плит может быть перспективно и для дорог в районах республики, где идет активная лесозаготовка, добыча щебня и ПГС. Тяжелые трейлеры быстро разбивают не рассчитанные на большую массу перевозимых грузов местные дороги, делая их фактически непроходимыми для легковых машин. Применение бетонных плит могло бы практически полностью снять эту проблему, к тому же для их установки не нужна дорогостоящая спецтехника, а лишь автокран. Опыт использования плит для обустройства дорог в северных районах страны говорит об их устойчивости и долговечности даже в условиях распутицы межсезонья и вечной мерзлоты. 

Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Городская среда Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг