ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА




     №4 (197)
     апрель 2018 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК"

Кукла Маша


Что происходит за кулисами кукольного театра? Где живут персонажи постановок? Как они рождаются и… как умирают? Корреспондентам журнала «Уфа» удалось побывать там, куда «посторонним вход воспрещен».

Сколько героев в кукольном?
У служебного входа театра нас встречает суровый охранник - «Вы к кому?». Объясняем цель визита, находим реквизитора Ольгу Абрамову, и она проводит нас в святая святых - склад театральных кукол.  Открывается массивная дверь, в нос ударяет знакомый запах кулис, зрительного зала. Чуть темно, прохладно. Ольга одергивает плотную занавеску на окне, неяркий солнечный свет попадает в комнату. Вдоль стен висят знакомые все «лица»: вот - три поросенка, кот в сапогах и старушки разных возрастов из разных спектаклей. Здесь хранятся те «артисты», которые в деле, то есть из действующих спектаклей.
- Вот наша золотая коллекция - из спектакля «Тысяча и одна ночь», - рассказывает Ольга и снимает со специальной вешалки черноглазых красавиц в блестящих костюмах. - Многие даже не подозревают, как и кем все это создается. Художник, режиссер, актер, бутафоры, и даже свет на сцене - все ради зрителя. Когда все сходится, тогда и спектакль получается.
- Какая судьба персонажей, которых отправляют на пенсию?
- Те, что из знаковых спектаклей - отправляются на выставку в фойе театра. Такого понятия, как средний срок жизни куклы - не существует. Сложно сказать и об их количестве. Если спектакль хорош, зрители постановку полюбили, его восстанавливают, а кукол только подновляют. 
- Например, спектакль «Тайны дома утят» восстановили спустя сорок лет после премьеры, - к нашему разговору присоединяется главный художник 
Театра кукол Андрей Волков. - Куклы все это время ждали своего второго выхода. Некоторым потребовался небольшой ремонт: поролон от времени рассыпался. Концепцию художника оставляем, а кукол разбираем, обновляем, что-то стираем, добавляем новые детали.
Подходим к историческому уголку в фойе театра. Герои предположительно из «Каштанки», которую поставили в 40-х прошлого столетия, смотрят на то, как репетируют их «потомки» - идет репетиция нового спектакля «Лиса-сирота». Под стеклом также висят герои из «Аленького цветочка» и «Волшебной лампы Аладдина». 
Андрей Волков - в театре с 1985 года и отвечает за художественную часть спектаклей, координируя работу всех цехов, постановщиков, осветителей и т.д. Вообще, когда задумывается новый спектакль, обсуждается не только сценарий, но и его художественная часть - немало часов режиссер с художником проводят в переговорах. Как он будет выглядеть, какими будут куклы? Когда худсовет утверждает концепцию, идет работа с цехами.
- На сцене продолжается взаимодействие с осветителями, монтировщиками, - продолжает Андрей Волков. - Таким образом, художник сопровождает спектакль от замысла до самого первого выхода на сцену. И следит за его судьбой, когда постановка живет.

Кукольный «роддом»
Проходим в одну из мастерских, где трудятся бутафоры. «Раньше здесь был театральный буфет», поясняет Ольга Абрамова. 
Пахнет клеем, кругом разложены образцы тканей, фурнитуры и бесчисленное количество разнообразных коробочек. На широком столе девушки колдуют над декорациями к спектаклю «Носорог и Жирафа».
- Идея такая - театр сам идет к зрителю, поэтому мы будем демонстрировать постановку в детских садах, и потребовалось адаптировать декорации под размеры актовых залов, - говорит Андрей Волков. 
На полотне яркого цвета мастерицы «сажают» пальмы. 
- Создание декораций напоминает процесс пошива платья, - рассказывает Андрей.  - Сначала «кутюрье» делает эскиз, затем снимаются мерки, создаются лекала. Но в первую очередь, конечно, надо образ придумать - в этом творческая работа и заключается. 
На базе кукольного театра, можно сказать, действует целая мини-фабрика по производству героев. Мы в этом плане абсолютно автономны, и благодаря художникам и мастерам наши спектакли яркие, красочные. Несмотря на то, что в финансах мы ограничены. 
По его словам, технологии производства кукол со временем практически не меняются. Проверенные материалы - папье-маше, ткань, дерево, поролон. 
- Была идея создавать персонажей на 3D-принтере, - говорит Андрей. - Но она не была реализована: аппарат дорогой, расходные материалы тоже недешевы. Кроме того, нужна кропотливая подготовительная работа. Решили, что человека машина не заменит.
- Когда у меня спрашивают, где я работаю, я отвечаю - там, где рождается сказка! - шутит заведующая бутафорским цехом Гульсина Кунаккужина. В театре она уже семь лет. - Люблю момент, когда все начинают оживать. Художник создает эскиз, а мы передаем характер, форму - процесс захватывает всех. Бывают и капризные куклы, которых надо по четыре раза переделывать. «Лиса-сирота» хорошо шла - и меха такие подобрали, что животные получились как настоящие. А в магазинах тканей нас уже узнают в лицо.
- Из каких стадий состоит производство куколки?
- Прежде всего, читаем пьесу. Художники делают технические рисунки, эскизы, а бутафоры, декораторы создают «тело» из поролона или другого выбранного сырья. Голова обычно из папье-маше: сначала заливается гипс, потом «машируется» заготовка, механику (скелет, и все движущиеся части) делает конструкторский цех. Затем на скелет натягиваем «мясо» - поролон, обтягиваем трикотажем, потом шьем одежду.
Над спектаклем «Лиса-сирота» работает молодой художник, и куклы у него получаются невероятные. Вы видели корову?! Наши девочки сделали даже тазовые кости выступающими - очень реалистично! У каждой есть опыт, и художницы посовещавшись, добавляют детали, или советуются, как лучше сделать. Ростовые куклы готовятся из папье-маше и поролона. При создании учитываем, что они будут работать не один сезон. Папье-маше - материал практичный, долговечный. Поролон обычно уже через несколько лет надо менять, он начинает сыпаться.

Под софитами
Посетили мы и предел мечтаний каждой куклы - сцену.  В малом зале театра готовились к премьере спектакля «Почему весна красна», который создали в рамках проекта «Куку-проджэкт» - специально для малышей до трех лет.
- Этот спектакль идеален для первого знакомства с театром, - рассказывает пресс-секретарь кукольного театра Диана Гараева-Рахматуллина. -  Представления короткие, куклы небольшие. Другая подача, по возрасту. Спектакль состоит из трех частей, действие на сцене длится минут 25, дети больше и не способны удержать внимание, после чего проходит мастер-класс по созданию открытки, потом фотосессия с ребенком. Таким образом, у ребенка остается память о спектакле.  Такие постановки пользуются популярностью, считаем удачным попадание в данную целевую категорию. Если привести малыша в большой зал, он может испугаться. 
…Вместе с Ольгой пробираемся на самый чердак театра. Здесь и находится склад тех кукол, которые уже никогда не выйдут на сцену. 
- Сейчас перебираем, рассматриваем каждую. Те, что в хорошем состоянии, отправятся в фонд нашего музея, - поясняет Ольга Абрамова. - А с истлевшими уже придется навсегда расстаться - их утилизируем.
Вот герои прошлых лет: и Кошкин дом, и Красная Шапочка. Есть даже Полад Бюль-бюль оглы. Вот волк и бабушка в хорошем состоянии - этих точно в музей.
- А вот мои любимые - герои гоголевской «Ночи перед Рождеством», - говорит Ольга, отодвигает вешалки и нежно вынимает Солоху. В этом спектакле все сошлось: и произведение замечательное, и играли хорошо, и на персонажей куклы необычайно похожи. Он и возобновлялся два раза. Очень хочу, чтобы они попали в музей. 


Розалия ВАЛЕЕВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости